Конспект НОД "Моя дружная семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Программное содержание.

Закрепить знания детей о семье. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Развивать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме, семье,  близким.  Помочь ребенку изучить его родословную, моделирование связи поколений. Показать связь мира взрослых с миром ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_druzhnaya_semya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Моя дружная семья».

Программное содержание.

Закрепить знания детей о семье. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Развивать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме, семье,  близким.  Помочь ребенку изучить его родословную, моделирование связи поколений. Показать связь мира взрослых с миром ребенка.

Словарная работа.  Мамулечка,  ласковая, добрая, красивая, любимая; папочка,  папулечка,  любит,  хвалит, помогает, заботится;  названия пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец);  род, родословная,  генеалогическое  древо.

Материал. Силуэт кисти руки с расставленными пальцами (из плотного картона); шапочка на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки   и ребенка; схема генеалогического древа (на большом листе – для воспитателя, на маленьком – для каждого ребенка); фланелеграф;  семейные фотографии; пирамидка.

Предварительная работа. Рассматривание семейных фотографий. Рассказы детей о своих близких.

                                 Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, послушайте внимательно загадку.

Пять да пять – родные братцы,

 Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку –

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою все гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать.

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, это пальцы. А что это за теплушки, в которые они прячутся?    

(Ответы детей).

Воспитатель. Да, это перчатки. Давайте поиграем. Я буду изображать пальцами разных животных, а вы отгадайте, кого я показываю, и изобразите это же животное своими пальцами.   (Показывает зайца, птицу, собаку и т.д.) Хорошо мы поиграли, размяли наши пальцы.

Сейчас поиграем с вами еще в одну игру. Сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец. (Движения сопровождаются текстом).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Как  вы думаете, о чем эта игра?  (Предположения детей.)  Эта игра о семье.

Показывает детям силуэт кисти руки.

Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто  в вашей семье самый маленький?  Как  вас ласково  называют  дома? (Ответы детей.)

 Поищем  на подносе шапочку, обозначающую ребенка, наденем её на мизинец  (Дети  выполняют.)

Садитесь  поудобнее  на коврик и послушайте стихотворение.

Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

 Как вместе быть нам хорошо.

Почему девочке было хорошо с мамой?  Расскажите, какая у вас мама?  Как вы  ей помогаете? (Ответы детей.)    Найдите шапочку – «маму» и наденьте на безымянный палец.

Послушайте еще одно стихотворение.

Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа  всегда поработать не прочь.     (Е.Серова.)

Что можно сказать  про  такого  папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?  (Ответы 2-3 детей.)  

Найдите шапочку – «папу» и наденьте её на средний палец.

Мы с моею бабушкой – старые друзья

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть,

И всегда в запасе новенькая есть.

А вот руки бабушки – это просто клад!

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие, как люблю я их

Нет, других, наверное, не найти таких!

Что же умеет делать бабушка? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…» (Ответы 2-3 детей.)

Найдите на подносе шапочку с изображением бабушки и наденьте её на указательный палец силуэта руки.

У нас остался один палец – большой. Как вы думаете, кто это?   (Ответы детей.)

Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

У меня есть дедушка,

Как зима,  седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на всё мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть  ему сто лет!      (Р.Гамзатов.)

Кто хочет рассказать  о своем дедушке?   (Ответы детей.)

Давайте на большой палец силуэта наденем шапочку с изображением дедушки. Получилась большая дружная семья. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно.  

Бабушек,  дедушек,  маму, папу, сестер, братьев – можно  назвать  одним словом – родственники.  Родственниками называют близких по родству людей.

Что означает слово «род»?  (Предположения детей.)  Если объединить ваши ответы, можно сказать: род – одна  большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы  думаете, почему?  (Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.) Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Воспитатель выставляет стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.

Попробуем представить род человеческий в виде этих колец.

София, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо – это твои прабабушка и прадедушка. (Девочка выполняет.)  Как  мы назовем следующее по размеру кольцо?  (Дедушка и бабушка.) Надень его на пирамидку.  Какое  кольцо  следующее, и   как  мы его назовем?  (Мама и папа.)  Осталось  самое  маленькое.  Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Софию. Что у нас получилось? (Пирамидка.)  На  чем  держатся верхние кольца?  (На самом большом кольце.)  Как  мы его назвали? (Прабабушка и прадедушка.)  А  следующее кольцо?  (Бабушка и дедушка.)

  У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое  древо»

Воспитатель  прикрепляет  к  фланелеграфу  схему  генеалогического  древа.

У вас на столе  лежат такие  же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы – за столом.

Самые старые фотографии – прадедушек и прабабушек – расположу там, где на    схеме обозначены корни дерева. (Показывает.)

Аналогично проводится работа с другими фотографиями.  Дети выкладывают свои генеалогические древа.

После работы надо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.             (Дети берутся за руки.)

И бегаем кругом.            (3 раза)

Отдохнули, размялись, можно продолжить занятие. Кто  хочет рассказать о своем  роде?   (Несколько ответов.)

Молодцы!  Вы рассказали много  интересного  о своих родных. Возьмите схему  древа и фотографии  домой.  Покажите маме и папе,  дедушке и бабушке,  что мы делали на занятии, и попросите  рассказать  об  интересных событиях  из  истории  вашего  рода.

                               

                 «Прогулка в лес»

Цель. Закрепить знания детей о диких животных, птицах. Обогащать словарный запас. Развивать ловкость и координацию движений. Развивать мыслительные способности, зрительную и слуховую память; мелкую моторику пальцев рук. Вызывать интерес к занятиям физическими упражнениями.

Материалы и оборудование. Канат, 4-6 гимнастических палок, гимнастическая скамейка; 3-4 малых обруча;  3-4 дуги для  подлезания ;  набор цветных картинок 15-20см с изображением  диких животных (белка, медведь, олень, лось, заяц, еж, волк); репродукции картин с изображением леса в разное время года.

Репродукции картин размещены в групповой комнате.

Воспитатель. Ребята, мы сейчас с вами совершим прогулку в лес. На пути нам встретятся различные препятствия: речка, болото, речей, гора, пещера. Поэтому мы не должны спешить, обгонять друг друга. А какие дикие животные могут встретиться нам по пути?

Дети. Белка, заяц, еж, медведь, лиса…..

Развиваем движения.  «Мы сейчас в поход  выходим, по тропинке в лес заходим, руки за спину кладем и по бревнышку идем!»  Дети по очереди друг за другом идут по канату.

Воспитатель. Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек?

Дети. Белка.

«Дружно на берег крутой поднимаемся гурьбой». Дети друг за другом ползут по гимнастической скамейке.

Воспитатель. Летом ходит без дороги

Возле  сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети. Медведь.

«Мы в затылок поравнялись, на носочки приподнялись, на мосток другой взошли, вот и речку перешли». Дети идут по гимнастической скамейке, руки в стороны.

Воспитатель. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети. Это лось.

«Группой по лугу шагаем, вдруг болото мы встречаем». Дети идут, перешагивая через гимнастические палки:4-6 шт.

Воспитатель. На голове ветвистый лес,

И он мне не помеха.

Скакать и прыгать целый день –

Вот для меня потеха.

Дети. Олень.

«Перейдем преграду вмиг и по кочкам прыг-прыг-прыг». Дети прыгают из обруча в обруч: 3-4 шт.

Воспитатель. По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком.

Дети. Заяц.

«Мы в пещеру залезали, дружно все до трех считали, потом к лесу мы идем и корзинки достаем». Дети подлезают под дуги: 3-4 шт.

Воспитатель. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Дети. Еж.

«Только к лесу подошли – обнаружили следы. То не заяц, не сохатый – это мишка косолапый». Дети ходят «змейкой» между стойками на внешней стороне стопы.

Воспитатель. Молодцы!  Вот мы и попали в лес! Что растет в лесу?

(Деревья, кусты, трава, грибы) – ответы детей.

Какие звери живут, вы сказали, а какие птицы  в лесу обитают?

(Ответы детей.)

Где в лесу живут птицы и звери?

(В гнездах и в норах) – ответы детей.

На что похож  лес?  (На многоэтажный дом.  Дети  обосновывают  ответ: цокольный  этаж – это земля, норы, корни  деревьев;  первый этаж населяют ползающие  насекомые, низкорослая  трава, мох;  второй этаж – высокорослая  трава,  муравейники и т.д.)

А теперь скажите – хорошо в лесу или плохо? Что там хорошего? Что плохого?

Определите, где изображен зимний лес и лес ранней весной. Что общего на этих картинах?  Чем они похожи? (После стандартных  ответов – деревья, небо, земля – следуют  более  детальные:  холодно, нет листьев,  мало животных.)

Чем эти картины отличаются?

Подобным образом сравниваются осенний и летний лес, зимний и весенний.

Воспитатель. Молодцы! А теперь – пальчиковая гимнастика.

 Серый волк бежит по лесу,                   Ладони вместе, большие пальцы

А за ним бежит лиса.                              разводим в стороны. Указательные

Поднялись у них трубою                        пальцы сгибаются внутрь ладоней и

Два пушистеньких хвоста.                      образуют лоб, а остальные в виде

                                                                      «лодочки» - мордочку. Изменяем    

                                                                      предыдущую фигуру: внутрь ладони

                                                                     сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у

                                                                     лисы была острее.

Игра «Закончи предложение».

Воспитатель. У волчицы родились…

Дети. …Волчата.

Воспитатель. У медведицы родились…

Дети. …Медвежата.

Воспитатель. У белки родились…

Дети. ...Бельчата.

Воспитатель. У зайчихи родились…

Дети. …Зайчата.

Воспитатель. У лисицы родились…

Дети. …Лисята.

Воспитатель. У ежика родились…

Дети. …Ежата.

Подвижная игра «Назови зверя».

Дети становятся в круг, ведущий ходит внутри круга. Все говорят слова:

Мы по лесу все идем

И зверюшек  узнаем.

Ну, скорее, раз, два, три:

Быстро зверя назови.

 По окончании слов ведущий останавливается около ребенка, который должен назвать любого лесного зверя. Кто не смог назвать животное, выходит из игры.

                                  «Бабушка-Загадушка.»  (Подгот.гр.)

Цель. Учить работать с бумагой: закручивать тонкие полоски бумаги в плотные диски. Закреплять приемы аккуратного склеивания всех деталей.  Уточнить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты».  Развивать  внимание, память, мышление. Совершенствовать координацию движений, ориентировку в пространстве. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: повторение русской народной сказки «Заюшкина избушка», выполнение простых работ в технике бумагокручения.

Материалы и оборудование: волшебный  сундучок, игрушки  (заяц, лиса и петушок);  квадратные листы цветной бумаги, ножницы, карандаши, зубочистки, клей; набор  картинок с овощами и фруктами по количеству детей, кукла-бибабо бабушка,  карточки с загадками, плоскостные геометрические  фигуры: красный и желтый круги  (диаметр 10см);  зеленый, синий и коричневый овалы (длиной 14см), оранжевый треугольник (10Х12Х12см);  фланелеграф.

 

                                         Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, все вы любите русские народные сказки. И сегодня у нас в гостях  Бабушка - Загадушка. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внукам. Бабушка – Загадушка и нам принесла сказку.

Бабушка – Загадушка. Здравствуйте, ребята, моя сказка спряталась в волшебном сундучке. Посмотрите, какой он большой и красивый!

(Бабушка –Загадушка пытается открыть сундучок, но не может.)

Что-то ничего у меня не получается. Я забыла волшебные заклинания. Ребята, помогите мне.

Воспитатель. Дети, какие волшебные заклинания вы знаете?

Дети. Абракадабра; сим-сим, откройся; по щучьему веленью, по моему хотенью и т.д.

Бабушка – Загадушка. Я тоже  вспомнила волшебное заклинание: крэкс, пэкс, фэкс.

(После этих слов сундучок открывается.)

Что же там в сундучке?

Отгадайте:

Рыжая плутовка, хитрая и ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет.                       (Лиса.)        

(Бабушка – Загадушка  достает игрушку – лису.)

По снегу бежит, петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно:

Волку и лисе обидно.                           (Заяц.)

(Бабушка – Загадушка  достает игрушку – зайца.)

Не  ездок, а со шпорами,

Не будильник, а будит.                             (Петух.)

(Бабушка – Загадушка  достает  игрушечного  петуха.)

Воспитатель. Ребята, из какой сказки эти герои?

(Дети отвечают.)

Какая избушка была у зайчика? А у лисы? Чем закончилась сказка? Кто помог зайцу выгнать лису? Что петушок говорил при этом?

Ребята, давайте придумаем другой конец для этой сказки.

(Дети сочиняют конец для сказки.)

Бабушка – Загадушка. Ребята, какие вы молодцы! Вы просто сказочники! Давайте теперь с вами поиграем.

Физкультминутка «Бабушка Яга».

В темном лесе есть избушка,

Встала задом наперед.

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет.

(Дети водят хоровод сначала спиной к центру круга, потом лицом.)

Нос крючком, глаза в полоску

И, как уголь, все горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят!

Ух, сердитая какая!

(Дети показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся.)

И поломана нога,

Не простая – костяная…

Вот вам Бабушка Яга!

(Дети прыгают на одной ноге, прихрамывают, топают, разводят руки в стороны.)

Воспитатель. Бабушка, наши дети хотят помочь вам. Пойдемте в огород.

Бабушка – Загадушка. Осень щедрою рукою

Одарила нас с тобою,

И на каждой грядке

Выросли загадки.

Попробуйте отгадать, что выросло на грядках.

Расту в земле на грядке я –

Красная, длинная, сладкая.

Дети. Морковь.

Бабушка – Загадушка. Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

Дети. Капуста!

Бабушка – Загадушка. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Дети. Карточка!

Бабушка – Загадушка. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели.

Дети. Это лук.

Бабушка – Загадушка. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка  на  вкус.

Узнали вы? Я…

Дети. … Свекла!

Бабушка – Загадушка. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Дети. Это репка.

Бабушка – Загадушка.  Как на нашей грядке

Выросли  загадки –

Сочные  да  крупные,

Вот  такие  круглые.

Летом  зеленеют,

К  осени  краснеют.

Дети. Помидоры.

Бабушка – Загадушка. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке  желтый  и  соленый.

Дети. Огурец!

Воспитатель. Вот молодцы! Все загадки отгадали, а теперь нужно овощи отнести в погреб.

Подвижная игра «Отнесем овощи в погреб».

Дети по очереди  берут овощ – муляж  из обруча и переносят его в корзинку. Каждое  упражнение  дети выполняют  по 2 раза.

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли бабушке перенести овощи. А теперь давайте присядем, отдохнем и поговорим.

(Воспитатель  обращает  внимание  детей на фланелеграф. На нем: красный круг, зеленый овал, желтый круг, синий овал, коричневый  овал, оранжевый треугольник.)

 Ребята, пусть каждый из вас выберет себе какую-нибудь из этих геометрических фигур и скажет, на какой овощ она может быть похожа и почему.

Первый ребенок. Я выбрал оранжевый треугольник. Он похож на морковь, потому что она тоже оранжевая и треугольной формы.

Второй ребенок. А у меня зеленый овал. Я думаю, что он похож на огурец – тот тоже зеленый и овальный…

Воспитатель. Ну, что , отдохнули? А теперь пора нам в сад, там еще надо фрукты собрать.

Круглое, румяное, я расту на ветке;

Любят меня взрослые и маленькие детки.

Ребята, что это? Отгадайте.

Дети. Яблоко.

Воспитатель. Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.

Дети. Груша!

Воспитатель. Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.

Дети. Эта загадка тоже про яблоко.

Воспитатель. Небольшой, овальный, желтый,

А на вкус он кисловат.

Помогает при простуде,

Витаминами  богат.

Дети. Это лимон.

Воспитатель. Мы едим на Новый год.

Их покупает весь народ.

Круглые и гладкие,

Желтые и сладкие.

Дети. Мандарины!

Воспитатель. Синенькие детки

Висят в саду на ветке.

Сладкие и вкусные,

С косточками узкими.

Дети. Это сливы!

Дидактическая игра «Подбери фрукт к каждому  деревцу».

Бабушка – Загадушка. Спасибо, ребятки, за помощь. Вы теперь узнали, где растут фрукты, а где овощи? Запомните это и угощайтесь яблоками из моего сада. До свидания!

Воспитатель. А теперь, ребята, мы попробуем изобразить овощи и фрукты на листе бумаги с помощью волшебных полосок. Вспомните, с чего мы начинаем?

Дети. Нужно разрезать квадратный лист бумаги на полоски.

Воспитатель. Правильно, а как превратить простые полоски бумаги в кружочки, овалы, треугольники, капельки, завитушки?

Дети. Вставить конец полоски в расщелину зубочистки и плотно на неё намотать. Затем аккуратно снять рулончик с зубочистки и придать ему нужную форму: круга, овала, капельки, треугольника или  просто завитушки.

Воспитатель. Закручивать полоски можно на карандаш, чтобы получить большие рулончики. Ребята, а с помощью различных рулончиков можно смастерить и сказочных героев, но это уже на следующем занятии.

Приступайте  к работе. (Дети работают под спокойную музыку.)

Какие вы молодцы! Какие красивые и аккуратные работы у вас получились. Предлагаю организовать выставку и пригласить на неё родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дружная семья" для 2 младшей группы

Конспект занятия по окружающему миру для 2 младшей группы о семье. о членах семьи, о том как воспитать любовь и доброе отношение друг к другу...

конспект занятия "Дружная семья"

кокумент содержит материал разрабтки занятия...

Конспект занятии "Дружная семья"

К проекту "Уйный-уйный үсәбез"...

конспект НОД "Дружная семья"

деятельность представленая мной в виде беседы  с детьми и разнообразными играми о семье....

Конспект "Моя дружная семья"

Коспект НОД во 2 младшей группе "Моя дружная семья"...

Конспект занятий "Дружная семья"

Конспект занятий в средней группе "Дружная семья"...