Первые шаги к экологическому сознанию у детей среднего возраста
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Пути и методы формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста о многообразии мира животных и среды их обитания.
Работа с детьми по теме НОД "Прогулка в зимний лес"
Работа с родителями - Анкетирование (анализ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
первые шаги к экологическому сознанию | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН:
Введение 2
1.Первые шаги к экологическому сознанию. 4
2.Пути и методы формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста о многообразие мира животных и среды их обитания. 9
3. Работа с детьми по избранной теме. 12
4. Анкетирование. 15
Заключение. 18
Приложения. 19
Литература. 20
Введение.
Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения занимаются экологическим образованием дошкольников. В связи с этим, необходимо, прежде всего, знать, что такое экология. «Экология» - наука о доме ( от греческого «ойкос»- жилище, местообитание, «логос»- наука ). Термин «экология» предложил немецкий зоолог Эрнст Геккель в 19 веке, но как наук
Экология возникла в 20 веке, а широкое распространение это слово получило в 60-х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) экологическое воспитание и образование рассматривается как формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество, понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости , выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой , развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Особое внимание при работе с дошкольниками нужно уделять нравственному воспитанию; умению бережно относится к живой и неживой природе, формированию у детей гуманного отношения к окружающим людям.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной , разносторонней деятельности педагога и детей, способствующей воспитанию гуманистической ориентации личности подрастающего поколения. Эта задача может решаться через взаимодействие педагога и детей с миром природы в процессе экологического образования и воспитания, в структуре целостного педагогического процесса. Знакомить дошкольников с природой в ДОУ можно в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада ( в огороде, на цветнике, в уголке леса, поля или сада).
Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в тоже время доступной для их понимания.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническая деятельность, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специально разработанного экологического маршрута - экологической тропы.
Взрослому необходимо организовать учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий мир, умел устанавливать взаимосвязи ( как животные и человек взаимодействуют между собой, как животные и растения связаны с воздухом и водой и.т.д.) и самое главное чтобы он смог применить полученные знания на практике. В большей степени, этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры.
Поэтому целью данной работы является : сформировать экологическое представление у детей среднего дошкольного возраста на примере изучения и ознакомления с дикими и домашними животными, а также средой их обитания.
Задачи:
1. Определить первые шаги к экологическому сознанию дошкольников.
2. Определить пути и средства формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам ознакомления с миром животных (диких, домашних) и среды их обитания.
3.Определить опыт работы с детьми по избранной теме.
4.Анализ проведенного анкетирования.
Формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных экологических представлений:
- игровая деятельность
- наблюдения
- занятия
- экскурсии в природу
- опытническая деятельность
- трудовая деятельность в уголках природы и на улице
- продуктивные виды деятельности
- проектная деятельность
- самостоятельная деятельность.
- ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ.
Знакомство ребенка с миром природы начинается очень рано. Еще в младенчестве внимание малыша привлекают движущиеся и яркие предметы: облака, снежинки, цветы, листья, животные. Благодаря этим впечатлениям развиваются такие качества как доброта, отзывчивость, прекрасного, сопереживание, стремление к познанию нового; обогащается интеллектуальная сфера: память, восприятие, мышление, воображение, речь. Иными словами трудно назвать ту область психического развития, на которую бы не оказывало влияние знакомство ребенка с природой. Большинство родителей, понимая это, привлекают внимание детей к красоте природы, наблюдая и ухаживая за растениями и животными. Однако часто, мы взрослые увлекаемся и забываем о том, что дети еще малы, и их возможности ограничены.
Бывают случаи, когда взрослые слишком эмоционально знакомят ребенка с экологическими проблемами или повадками животных. Дети не редко пугаются, плачут и долго переживают смерть антилопы в лапах льва, загрязнение воздуха, из-за этого отказываются есть мясо, т.к. им жалко животных, или ездить на машине, потому что она загрязняет воздух.
Как же построить знакомство с природой и экологическое воспитание таким образом, чтобы это приносило пользу ребенку и развивало в нем чувство ответственности за окружающий его мир?
Во-первых, необходимо ориентироваться на потребности и возможности дошкольника, помня о специфике его интеллекта и эмоций.
В три – четыре года экологические представления базируются на чувственном опыте ребенка, непосредственном взаимодействии с природными объектами- комнатными растениями, домашними животными. В четыре – пять лет малыш живо интересуется природными явлениями, снегом, радугой, листопадом,- которые он может наблюдать на улице, из окна дома или в детском саду. К пяти шести годам детям становится доступны взаимоотношения и взаимозависимости в природе причины тех или иных природных явлений: почему некоторые животные зимой спят, почему большинство грибов растет в лесу, а цветов на поляне, кто чистит воду в пруду, зачем кактусу иголки и многое другое.
Во-вторых, важнее не накапливать большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой.
Рекомендуется использовать условные обозначения и простейшие схемы для обобщения полученных знаний, их анализа и закрепления. Опираясь на них дети легче выделяют основные закономерности в природе , вспоминают те или иные явления.
Например, посмотрев модели эколого-систематических групп животных ребенок учится размышлять как они устроены чем питаются их покров.
В – третьих, необходимо сочетать приобретение знаний о природе и ее эмоциональное восприятие.
В процессе познания у ребенка вырабатывается понимание закономерностей и взаимосвязей живого и неживого, что приводит к формированию осознанного бережного отношения к природе. Общение взрослого и ребенка должно строится таким образом, что бы подтолкнуть его к поиску решения той или иной задачи, пробудить интерес к познанию, стремлению самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
Не менее важен эмоциональный контакт с живыми объектами. Сопереживая бездомной кошке, восхищаясь прекрасным цветком или заходящим солнцем, взрослый показывает ребенку пример отношения к живому, обогащает мир его переживаний. Для этого также подходят игры, в которых дошкольники перевоплощаются в животных, а иногда в растения или даже неодушевленные предметы (солнце, туча).
В-четвертых, чтобы образование приносило радость и не превращалось в скучное заучивание, задания лучше облекать в форму игры, соревнования, экспериментирования и других, свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.
Изготовление кормушки превратится в увлекательное знакомство со страной птиц. Львы, антилопы, жирафы станут понятнее и ближе, если встретится с ними в волшебном «Путешествии по Африке». Не следует забывать и о совместном чтении и обсуждении произведений детской художественной и познавательной литературы.
Примерный список для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет):
-Берестов В . Веселое лето.
-Бианки В. Мышонок Пик(выборочно).
-Блок А. Ветхая избушка.
-Дмитриев Ю. Цыплята и воробей. Утята и цыплята.
-Есенин С. Черемуха
-Зимовье зверей (русская нар. сказка)
-Маршак С. Будущий лес. Песня о желуде. Дети всякие бывают. Детки в клетке. Дремота и зевота. Ночь.
- Пришвин М. Разговор деревьев
- Пушкин А. Месяц, месяц мой дружок…
- Скребицкий Г. На лесной полянке.
- Соколов-Микитов И. Листопадничек.
- Суриков И. Зима.
- Твардовский А. Лес осенью
- Толстой Л. Дуб и орешник.
- Тютчев Ф. Зима недаром злится.
- Ушинский К. Утренние лучи.
- Чуковский К. Доктор Айболит.
Все эти простые правила не только помогут знакомить ребенка с природой, но сформируют у него любовь и интерес к окружающему миру, разовьет экологические представления, познавательную активность, творческое воображение, а также сблизят ребенка и взрослого, помогут лучше понять и почувствовать друг друга.
Хотелось бы рассказать как можно заниматься с ребенком, как развить его представления об экологии, как отобрать знания , как грамотно построить беседу, игру или эксперимент.
Особый интерес для детей представляют их домашние питомцы. Можно предложить ребенку по наблюдать за кошкой или собакой, потрогать их шерстку, обратить внимание на когти и зубы. Затем поиграть в них, имитируя повадки и звуки, которые они издают. Почитать произведения детской литературы, в которых описываются эти и другие домашние животные, рассказывается об их жизни, привычках, значении для человека. Особенно хороши и красочны книги Е. Чарушина, П. Космикиеса, К. Ушинского, Л. Толстого и другие.
Для обобщения полученных представлений и развития логического мышления можно провести следующую игру – занятие.
Отобрать игрушки домашних животных : собаку, кошку, курицу, корову, обращая внимание на то что бы они не были стилизованны (одеты или неестественно раскрашены), а походили на настоящих. Накрываем их платком и предлагаем ребенку узнать, кто под ним спрятался, отгадывая загадки. Если ребенок справился вынимаем из под платка то животное которое он отгадал.
Затем обсуждаем с ребенком, кто же спрятался от него, где живут все эти животные, как они связанны с человеком. Вспомним кого из животных дети видели на даче или в деревне, как они себя вели. Такая беседа подведет ребенка к тому, что все эти животные имеют общие черты- живут рядом с человеком и помогают ему, назовем их одним обобщающим словом – домашние животные. Предложим ребенку поселить их вместе в одном доме и придумать для этого домика значек. Для ребенка это не только расширение кругозора, но и шаг к развитию логического мышления, умению классифицировать объекты, опираясь на существенный признак.
Значек может иметь следующий вид:
Условное обозначение диких животных должно опираться на особенности их проживания в лесу, в дали от человека и отличие от домашних (человек о них почти не заботится они ему ничего не дают).
Если мы хотим понять, научился ли ребенок разделять животных на диких и домашних, можно предложить ему игру.
Поставить на полу игрушки или картинки с изображением диких и домашних животных. В разных углах комнаты положить по зеленому коврику полянке или листу зеленой бархатной бумаги, на которые поставить значки с условным изображением леса и дома. Попросить ребенка расселить животных на две полянки. Особое внимание нужно обращать на, то помогают ли ему условные значки, использует ли он их. Если ребенок сделал все правильно или в 1-2 случаях ошибся, но исправился, когда взрослый обратил его внимание на значки подсказки, можно говорить о том, что наиболее простая логическая операция по разделению понятий им выполнена.
Игра может быть не только познавательной но и эмоционально насыщенной. Так игра – проживание, в которой ребенок представляет себя каким-то существом и сопереживает его чувствам и ощущениям, помогает понять и почувствовать потребности живого организма.
Дети четырех-пяти лет продолжают интересоваться природой ближнего окружения. Однако ребенок в среднем дошкольном возрасте уже может выделять простые причинно-следственные связи, у него развивается образное и логическое мышление, воображение.
Ухаживая вместе за животными в природе , дома, читая книги, играя мы можем обратить внимание на то, что кроме воды и пищи животным также необходимо тепло и свет. Наблюдая за поведением рыб в аквариуме, где поддерживается определенная температура и освещение, за черепахами и птицами, обращая внимание на то, что все они стремятся к более теплому и освещенному месту. Вспомнить как меняется поведение домашних животных, особенно птиц в зависимости от солнца. На восходе петушок поет. После заката птицы ложатся спать. Это относится к курочкам, попугаям, канарейкам, ко всем, даже диким птицам (воронам, голубям).
Заканчивая разговор о потребностях животных можно подвести детей к мысли, что все живые существа нуждаются в воде, пище, свете и тепле. Это не только научит делать логические выводы, понимать причинны изменений, происходящих в природе, но и станет основой для осознанного ухода за живыми существами: растениями, домашними и дикими животными. В свою очередь забота о животных сформирует у ребенка доброе и ответственное отношение ко всему живому, желание помогать другим.
В дальнейшем осознанная и прочувствованная позиция приведет к пониманию роли и места человека в природе. Ребенок поймет, что все люди-одна из важнейших частиц единой системы. Своей деятельностью каждый человек может навредить природе, если не будет учитывать ее законы. Это важно и для самих людей, которые не могут существовать без воды и воздуха, растений и животных.
Нет нужды объяснять ребенку всю сложность и многоплановость взаимоотношений человека и окружающей среды. Необходимо лишь, чтобы он почувствовал себя частью этой огромной живой планеты, понял, насколько хрупко ее великолепие, напрямую зависящее от деятельности человека.
Таким образом экологическое воспитание должно быть хорошо продуманным и планируемым процессом, напрямую связанным с законами психического развития ребенка, его эмоциональной и познавательной сферами. Все это невозможно без взрослых и, прежде всего, родителей, без их собственной увлеченности и эмоциональной включенности.
- ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МНОГООБРАЗИИ МИРА ЖИВОТНЫХ И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ.
Знания которые получают дошкольники в детском саду заключаются в том, что дети узнают виды животных, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Эти условия создает человек , он делает их похожими на естественную природную среду, к которой животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют.
Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Рыбы, улитки, раки – водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде. Птицы – наземно-воздушные животные, они приспособлены летать по воздуху, питаться в светлое время суток тем, что находят на земле и в воздухе. Мелкие звери – грызуны – наземные животные, приспособлены жить в норе, передвигаться по земле, питаться разнообразными растительными кормами, грызть твердую пищу и предметы.
О домашних животных : дети получают представление о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и других домашних животных, характерной для данной местности, узнают их названия, особенности внешнего облика поведения. Узнают их детенышей, понимают что жизнь этих животных тесно связанна с человеком: он создает для них все необходимые условия (строит теплое помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает), использует в хозяйстве, они не боятся человека, при хорошем обращении привязаны к нему. Домашние животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они дичают, могут погибнуть.
Отношение детей проявляется в интересе к жизни домашних животных: они охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать за ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать). Любуются ими, их красотой, cилой, ловкостью, грациозностью, преданностью и пр., отображают эти впечатления в игре, изодеятельности.
Дети узнают, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу.
Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространенных лесных животных, их приспособленности к жизни в разные сезонны в условиях леса, взаимоотношениях с другими его обитателями(бурый медведь, заяц – беляк, белка, еж, лиса, волк, и другие.)
Отношение детей проявляется в том, что приходя в лес они стараются соблюдать правила поведения – не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют птичьи гнезда, норы животных, муравейники, не топчут грибы. Умеют наслаждаться обстановкой леса, тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами, учатся правильно (не ломая растений) собирать ягоды, грибы.
Экологическое воспитание в детском саду необходимо построить на игровой основе – с большим включением в педагогический процесс разных видовых игр.
Очень важно, чтобы мы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно – ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие либо игрушки. Нужно в занятия включать наблюдения, труд в природе, игровые обучающие ситуации, в которых используются игрушки, изображающие природные объекты (например животных). Сопоставление живого объекта и игрушки, его изображающей, позволяет очень рано формировать понимание главного различия живого и неживого.
Важное значение для проведения разных игровых обучающих ситуаций имеют куклы, изображающие персонажей разных сказок, героев детских рассказов. К таким куклам относятся; Красная шапочка, Буратино, Карлосон, Незнайка, Доктор Айболит и другие известные герои. В каждом саду должны быть куклы бибабо, которые интересно использовать и в экологических целях. Например дед и бабка сделаны очень выразительно. Этими куклами легко манипулировать, вести диалог с детьми, изображать разные действия.
Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и показательна. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, им нужны наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети смогут поиграть после интересных занятий и экскурсий.
В целом нужно сказать, что чем чаще и интереснее воспитатель включает игру в занятия и другие формы деятельности дошкольников, тем чаще и разнообразнее будет самостоятельная игра детей.
Таким образом процесс экологического воспитания включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве.
3.РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ.
ОСЕНЬ: «Кто живет в лесу?» расширить представление детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь).
«В гостях у курочки Рябы» знакомство с коровой, козой, свиньей, лошадью и овцой.
Рисуем животных «Кто где живет».
ЗИМА: В гостях у курочки Рябы – знакомство с кошкой и собакой. Знакомство с птичьим двором. Наблюдения: какие птицы прилетают на участок, какая ворона и какой воробей, как птицы кормятся на кормушке, птичьи следы на снегу. Путешествие по зимнему лесу. Посещение зоопарка.
ВЕСНА: Где обедал воробей – познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения.
Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина.
ЛЕТО: наблюдения на участке повторение пройденного материала через игры, рисунки, беседы.
Экологический проект для детей средней группы
"Прогулка в зимний лес"(краткосрочный).
Задачи: Расширять представления детей о жизни в природных условиях диких животных, как они передвигаются и спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.
Оборудование: имитация деревьев в зимнем варианте, берлоги, лисьи норы, мягкие игрушки диких животных, муляж сороки.
Ход занятия:
Ведущий: Ребята, послушайте внимательно загадки и отвечайте смело. Если правильно отгадаете, тогда мы попадем на сказочную поляну, где живут отгадки.
1) "Что за зверь лесной (заяц) |
| 2) "Хвост пушистый (лиса) |
| 3) "Он в берлоге спит зимой (медведь) |
4) "Кто с высоких толстых сосен (белка) |
| 5) "Нам нужны иголки для шитья. (ежу) |
| 6) "Кто зимой холодной (волк) |
В.: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, а теперь в путь-дорогу
Нам пора.
Сорока: Подождите, куда вы торопитесь? Вас ждет еще одно испытание. Лесные звери написали вам письмо.
В.: Ребята, прочитаем письмо. В письме предлагают игру "Чьи следы" (следы уже лежат на полу-земле, дети должны назвать следы, чьи же они - название животного).
В.: Молодцы! Вы знаете и отличаете следы лесных животных. Отправляемся дальше в путь . Посмотрите, какой высокий дуб. Чье здесь гнездо? Кто здесь живет?
Дети: Здесь живет белка.
В.: А как вы узнали?
Дети: Потому что это гнездо называете дупло.
В.: Правильно. Покажите, как белка прыгает. (подходим к берлоге).
В.: Что за огромный сугроб, а из него парок поднимается. Как вы думаете, кто здесь живет?
Дети: Медведь.
В.: Правильно! А мы его тревожить не будем, пусть он спит спокойно тихую, холодную зиму. Покажите, пожалуйста, как он ходит.
В.: Ой, что за чудный комочек спрятался под кусточком?
Дети: Зайчик.
В.: Ребята, как вы думаете, почему у зайчика зимой шубка белая?
Дети: Потому что снег белый и зайчик тоже переодевается в белую шубку, чтобы его не могли найти лиса и волк.
В.: Покажите-ка как он прыгает.
В.: А теперь я вам предлагаю поиграть в игру "Зайцу холодно зимой".
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, и вот так!
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так!
Надо зайке поскакать.
МОЛОДЦЫ.
В.: Ребята, а это чей домик под елкой?.
Дети: Это нора, где живет лисица.
В.: Лисичка, лисичка, выйди, покажись деткам (воспитатель показывает, как выглядывает из норы лисичка). Ребята, какого цвета шубка у лисицы?
Дети: Рыжая.
В.: А кто мне скажет, какая лисичка характером?
Дети: Хитрая.
В.: Покажите пожалуйста, как она ходит (тихо, бесшумно, красиво переставляет лапы, виляет хвостом - говорят дети, а один ребенок показывает).
В.: Осторожно, осторожно, позади вас находится снежный бугорок под деревом. Как вы думаете, кто это?
Дети: Ежик. Он свернулся клубочком и заснул на всю зиму.
В.: А теперь тихонечко отойдем подальше, чтобы не разбудить его. Ребята, какого лесного зверя мы не встретили с вами?
Дети: Волка.
В.: И хорошо, что мы с ним не встретились, т.к. в лесу с ним встречаться опасно, потому что зимой он бродит злой и голодный. Помните, я загадывала вам загадку. Чтобы лесным жителям было хорошо зимой, какие правила люди должны соблюдать?
Дети: Не ломать ветки, не срубать елочки, не оставлять за собой мусор - банки, бутылки, непотушенный костер, не разрушать муравейник, не шуметь в лесу.
В.: Правильно! Я надеюсь, что эти правила вы запомните и всегда будете выполнять. Понравилось вам на сказочной поляне? А теперь нам пора возвращаться домой!
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ».
№ | ВОПРОС | ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ | КОЛ.ЧЕЛОВЕК | % |
1. | Знаете ли вы что такое экология, что она изучает, чем занимается | Да | 10 | 100 |
Нет | 0 | 0 | ||
2. | Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей | Да | 10 | 100 |
Нет | 0 | 0 | ||
3. | Ощущаете ли вы по ребенку, что ДОУ уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? | -ребенок много рассказывает | 5 | 50 |
-просит завести животное | 9 | 90 | ||
-растение дома | 4 | 40 | ||
-обращает внимание на окр. природу. | 7 | 70 | ||
-просит вывести в парк, в лес | 3 | 30 | ||
-просит почитать о природе | 3 | 30 | ||
4. | Как вы сами относитесь к природе | Хорошо | 10 | 100 |
Никак | 0 | 0 | ||
5. | Поддерживаете ли Вы проводимую работу в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников. | Да | 9 | 90 |
Нет | 1 | 10 | ||
6. | В чем это проявляется | -беседа с ребенком о природе | 8 | 80 |
-приобрели животных | 3 | 30 | ||
-подкармливаете птиц | 6 | 60 | ||
-выбираетесь чаще на природу | 5 | 50 10 | ||
-сажаете деревья | 1 | |||
-охраняете природу | 4 | 40 | ||
7. | Знакомите детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать? | Да | 10 | 100 |
Нет | 0 | 0 | ||
8. | Как оцениваете работу в ДОУ по данному вопросу. | 1 | 1 | 10 |
2 | 6 | 60 | ||
3 | 3 | 30 | ||
По данному анкетированию можно сделать следующий вывод:
- 100% опрошенных знают что такое экология, что она изучает, чем занимается.
-100% опрошенных интересует проблема экологического воспитания детей.
-90% опрошенных считают, что дети больше хотят завести животного.
-100%опрошенных относится к природе положительно
-90% опрошенных поддерживают проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию
-80% опрошенных говорят о том, что это проявляется в беседе с ребенком о природе
-100% опрошенных знакомят своих детей с правилами поведения в природе
-60% опрошенных оценивают работу удовлетворительно
-30%опрошенных хорошо.
Также в данном анкетирование были высказаны предложения и пожелания родителей по «Экологическому воспитанию детей».
- вывозить детей на экскурсии на природу.
- побольше бесед чтения книг о природе, животных
- не хватает на территории альпийских горок, клумб, экологической тропы ярко обозначенной.
- чаще проводить с детьми беседы о природе, о любви к животным и птицам
- как можно раньше объяснить ребенку, что такое природа и экология, и почему они требуют защиты. Завести в группе домашних животных (рыбок).
- открыть в ДОУ комнату природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Экологическое воспитание должно быть хорошо продуманным и планируемым процессом, напрямую связанным с законами психического развития ребенка, его эмоциональной и познавательной сферами. Все это невозможно без взрослых и, прежде всего, родителей, без их собственной увлеченности и эмоциональной включенности. Формированию осознанно – правильного отношения детей к природе способствуют познавательные методы, осуществляемые через наблюдение, речевую деятельность. Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении и на участке детского сада, создает условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. В этой ситуации действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно – образовательной задачи, а умственные усилия детей – на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. В общей системе экологического воспитания методы выполняют свою особую и очень важную функцию – воплощение экологического содержания в разные виды деятельности, его повседневную реализацию в жизни дошкольников, формирования у них соответствующего осознанного отношения к объектам природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод. реком. – 3-е изд. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009.-112с.
2. Журнал ; СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. №2/2010.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозайка синтез, 2010.-144с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозайка синтез, 2010.- 112 с.
5.Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/ Сост. А.М.Федотова.-Пермь, 1990.
6. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.:ВАКО,2005-240 С.
7.А.А. Вахрушев. Здравствуй, мир. Методические рекомендации для воспитателей-М.: БАЛАНС, 2003-304с .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...
«Спасем планету своими руками».Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста
Формирование экологического сознания...
Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое по...
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы....
Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Презентация опыта работы....
Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...