Конспект НОД для детей старшего возраста "Опасное о неопасное электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Старостина Марина Александровна

Конспект НОД для детей в подготовительной группе на тему "Опасное ои неопасное электричество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svid_o.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Конспект

непосредственно-образовательной деятельности                                                                                          

                      в подготовительной группе

      «Опасное и неопасное электричество».

                                                    Составила:  воспитатель МБДОУ  

                                                    «Детский сад № 30 «Берёзка»                                                                                                                                                                                      

                                                       Свид Ольга Александровна.

                                   Г. Чусовой 2014г.

«Опасное и неопасное электричество»

(конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей подготовительной группы)

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.

Програмные задачи:

Развивающие:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-развивать мыслительную активность, умение  анализировать, делать выводы;

-обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения;

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»;

- уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах;

- ознакомить с основными правилами пользования электроприборами;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, договариваться друг с другом

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- вызвать радость от открытий, полученных от опытов.

Материал и оборудование: карточки «Бытовые - воспитывать умение работать в парах: договариваться, обращаться за помощью;

электроприборы», иллюстративный материал «Откуда берётся ток», карточки-схемы «Правила пользования электроприборами», дидактическая игра «Что есть, что было», разрезные картинки «Бытовые приборы», пластмассовые расчёски, кусочки шерстяной ткани, бумажные бабочки, игрушка пианино, батарейка, конфетти, лоточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Бытовая техника», беседа о правилах обращения с опасными предметами (режущими, колющими, взрывоопасными, …), чтение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», К.Нефёдова «Как Коля муху ловил», «Сгоревшее печенье», загадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья».

Ход мероприятия

Воспитатель обращает внимание на воздушные шары в группе, удивляется, откуда они .Все замечают конверт с письмом. Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети подготовительной группы, я обращаюсь к вам за помощью. Дело в том, что я боюсь оставаться дома один, думаю, что что-нибудь взорвётся или загорится. Помогите мне пожалуйста, а ещё лучше – прилетайте ко мне в гости на этих воздушных шарах. Ваш друг Незнайка».                                                                                                          

Воспитатель: - Дети, давайте поможем Незнайке. Объясним, что в доме оставаться одному совсем не страшно. А чтобы ничего не случилось, надо знать и соблюдать правила безопасного поведения в доме. Согласны лететь в гости к Незнайке? А где он живёт? Берите в руки по шарику и летим в Цветочный город.

(дети вместе с воспитателем идут в музыкальный зал).

Дети и воспитатель входят в зал и не встречают там Незнайку.

Воспитатель: а где Незнайка? Почему он нас не встречает?

(раздаётся телефонный звонок, воспитатель берёт трубку, разговаривает: Незнайка ! Здравствуй, дорогой наш друг! Что же ты не встречаешь нас , мы с ребятами прилетели в Цветочный город?! Как в больнице?! Ох – ох – ох! Что случилось? А почему? Понятно… Незнайка, не расстраивайся, мы ещё обязательно поиграем все вместе, главное, выздоравливай! Я, кажется, знаю, как тебе помочь! Назови свой электронный адрес! Записываю: WWW.незнайка@.ru . Мы пришлём тебе сообщение. До свидания, Незнайка!»

Воспитатель: Ребята, мне сейчас звонил наш давний друг – Незнайка. Представляете, он лежит в больнице: надышался едкого черного дыма! Спрашиваю, откуда же взялся дым? – Он и сам понять не может. Говорит, собирался нас встречать, включил утюг, чтобы погладить брюки, включил микроволновку, чтобы разогреть завтрак, включил фен, чтобы посушить волосы. А ещё у него работал телевизор, магнитофон и компьютер. Но тут всё заморгало, затрещало и погасло, а из розетки повалил черный дым. Он испугался и растерялся. Спасибо, его подруга Кнопочка вызвала пожарных и скорую помощь. Вот теперь Незнайка лечится. Давайте запишем  видерассказ  по безопасному обращению с электричеством и отправим ему, чтобы учился быть осторожным! Мы попросим оператора помочь нам с видеосъёмкой. Тогда начнём! Дети, а что же мы ответим Незнайке на вопрос: «Откуда взялся дым?» (Ответы детей)

Воспитатель: Да, как мы с вами уже знаем, с электричеством шутки плохи, оно не прощает невнимательного к себе отношения. А что такое электричество?

(ведётся беседа с одновременным показом слайдов или иллюстраций)

 - Правильно, электричество – это электрический ток, он вырабатывается на электростанции. Оттуда по проводам электричество бежит в каждый город, в каждый дом.  Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы – электроны.  По  проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Они и есть электричество.

А зачем же тогда нам такой опасный сосед нужен? (Ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать несколько загадок.

1. Есть у нас в квартире робот.

У него длиннющий хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер  «Ту-у-у»

Из ковра чистюля - робот

Тянет пыль и грязь в свой хобот,

 С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет и не чихает. (Пылесос)

2. Он  может  волосы  сушить

И  аккуратно  уложить. (Фен)

3. Дело главное  ее –

Чисто  выстирать  белье. (Стиральная  машина)

4. Он  мгновенно  без  проблем 

Нам  собьет  для  торта  крем. (Миксер)

5. Она  без  видимых  забот

Нам  сок  из  фруктов  отожмет. (Соковыжималка)

6. Его  в  розетку  мы  включаем,

Когда  захочется  нам  чаю. (Электрочайник)

7.Есть у нас в квартире

Волшебное окно.

Что происходит в мире,

Покажет нам оно. (Телевизор)

Дети находят изображения электроприборов и размещают их на магнитной доске.

Воспитатель:- как одним словом можно назвать эти предметы? Почему их называют электроприборы? Воспитатель: - Да, правильно. Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни одни электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает.

Я думаю, теперь вы сможете показать Незнайке электрический ток!

Динамическая пауза «Ток бежит по проводам».

Дети продвигаются друг за другом по канату на полу, изображая движение электронов в проводах от электростанции до розетки.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

- А сейчас, я предлагаю вам поиграть в парах, игра называется « Собери картинку». Нам надо поделиться на пары, – Цвет  бейджиков, вам поможет? (дети делятся на пары по цвету).

- Ребята работайте в парах дружно, помогайте друг другу, прислушивайтесь и советуйтесь с друзьями. Если возникнут трудности, к кому вы можете обратиться за советом?- К друзьям, педагогу. – Выберите себе на ковре место. Дидактическая игра "Собери картинку" (дети собирают в свободной форме картинки электроприборов)

- А, сейчас вам нужно назвать прибор и объяснить, для чего он предназначен? (дети объясняют для чего, предназначен данный прибор) Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Пылесосом – собирают пыль и мусор.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновой печи – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду и т.д.

- Да, в каждом доме есть электричество. А в нашей группе есть электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, а по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество.

Дети: - Розетки, лампочки, выключатели.

Воспитатель: - Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши приборы.

Воспитатель - А раньше было электричество?(ответы детей)

 -  много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку справляться с жизненными проблемами. Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Приглашаю вас в музей, а что это за музей, догадайтесь сами. Да, в этом музее хранятся предметы, которыми люди пользовались раньше. Предлагаю вам поиграть в игру: «Что было, что стало?»

- Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

 - А всё ли электричество опасно? (ответы детей)

Воспитатель: -  есть ещё электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. И сейчас мы превратимся в волшебников и поучимся ловить неопасное электричество. Произносим слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. Приглашаю вас в лабораторию Цветочного города.

Дети проходят и садятся за столы.

Опыт 1.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: - Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

- Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

- А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

Вывод: электричество живёт в одежде.

Воспитатель: - А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

Опыт 2.

Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые расчёски.

Воспитатель: - Ребята, прикоснитесь расчёской к конфетти. Что произошло с конфетти?

Предположения детей.

Воспитатель: - Возьмите расчёски и потрите их о волосы. Поднесите расчёски к конфетти. Что произошло?

Ответы детей.

Вывод: Электричество живёт не только в одежде, но и в волосах.

Опыт 3.

Воспитатель - Ребята, а в игрушках может быть электричество? ( замечает пианино .)

 - А вот и пианино! Сейчас я вам сыграю.

воспитатель нажимает на кнопку, а оно молчит.

 - Почему же оно не работает?

Ответы детей.

 - Действительно, там нет батарейки.

Воспитатель: - Сейчас  мы поставим батарейку и посмотрим, что же будет. Поставим так – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Да, когда мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток. И она заработала.

Вывод: в батарейках живёт неопасное электричество.

Воспитатель: - Ребята, а в бытовых электроприборах опасное или неопасное электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: - А чем оно опасно?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как много вы сегодня узнали об электричестве. Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.

- Запомните такие правила безопасности (по карточкам-схемам):

1. Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!

2. Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!

3. Не играй с розетками!

4. Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!

5. Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!

6. В одну розетку включаем только одну вилку. Ведь каждый электроприбор питается электричеством. Когда каждый ест из своей тарелки, все сыты. Но если пятеро будут тянуть одну тарелку на себя, чем дело кончится? А в случае с электричеством дело кончится пожаром! Это и случилось с нашим другом Незнайкой – он слишком много приборов включил сразу. Провода перегрелись и загорелись. (Показ картинки «Короткое замыкание»)

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть,

Ничего в неё совать.

Дело кончится бедой -

Ток в розетке очень злой.

Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

- А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель: - Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Воспитатель: - Ребята, что мы можем сказать Незнайке в заключении сегодняшнего видеорассказа?

Ответы  детей.

Ребёнок: - Электричество, все знают, - это очень хорошо.

Если правильно всё делать – благо нам даёт оно.

Если ж правила нарушишь – будет много разных бед.

Соблюдай ты все советы и не нарушай запрет.

Воспитатель: - Ты, Незнайка, запомнил все правила безопасности при обращении с электроприборами? Надеюсь, что наш видеоурок пойдёт тебе на пользу, и с тобой никогда не случится беды! До свидания ,Незнайка , выздоравливай.

Воспитатель:  А вы хорошо запомнили правила безопасности при пользовании электроприборами?  А нарисовать ему эти правила сможете? А кому эти рисунки могут пригодиться? Тогда давайте вернёмся в наш детский сад и нарисуем правила безопасности для малышей.

(Дети возвращаются в свою группу, закрепляют полученные знания в рисунках).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»...

Конспект НОД по основам безопасности для детей старшей группы "Электроприборы и электричество"

Цель: создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшей Тема: «Знакомство с электричеством»

Цель занятия:  способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.Задачи: Образовательные: - обобщить и расширить знания детей о...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Где живет электричество?"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Где живет электричество?"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электричество и электроприборы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электричество и электроприборы»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Тайны электричества»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Тайны электричества»...