Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Данная тема мне интересна и для меня как педагога очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей экологической работы, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с родителями
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
Создание условий (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В моей групповой комнате размещен уголок природы, в котором собраны макеты по экологическим зонам, «огород на подоконнике», организована экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Минимальный состав уголка природы в группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). Оформлен календарь за объектами и явлениями природы - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С. Н. Николаевой.
В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.
В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе со мной высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.
В своей работе я использую разнообразные формы образовательной деятельности – одной из которой является наблюдения. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. Педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: я задаю четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Все результаты наблюдений я с детьми фиксирую в рисунках, поделках, ведём записи детских сочинений, рассказов об увиденном.
В процессе экологического воспитания организую прогулки. Структурным компонентом прогулки являются:
- разнообразные наблюдения
-дидактические задания
-трудовые действия самих детей
-подвижные игры и игровые упражнения.
Для того чтобы с пользой провести прогулки я разработала перспективный план наблюдений на прогулках. В нём я определила объект наблюдения, цели и задачи поставленные перед детьми и педагогом, методы и приёмы, которые используются в процессе наблюдений. Наблюдения разделила на 2 основных блоках:
Живая природа
Неживая природа
Живая природа - деревья, кустарники, цветы, насекомые и т. д.
Неживая природа-состояние погоды, различные природные явления: снег, дождь.
Время наблюдений распределила по месяцам года и в соответствии с этим меняю цели, методы, приёмы наблюдений.
Например: Зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.
В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком) организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.
Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.
Чтобы дети знали названия растений, умели определять родовые, видовые понятия (однолетние, многолетние, необходимы различные методы работы. Для этого я разработала определённые маршруты походов и экскурсий, определила объекты для изучения в природе. В каждую прогулку включаю наблюдения, за каким либо объектом.
Так же особое значение на прогулке имеют трудовые поручения. Здесь я использую индивидуальный подход к детям. Кому-то нравиться рыхлить, кому-то поливать, третьим нравиться посадка растений. Я предоставляю детям возможность выбора. Посильные трудовые поручения детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за живыми объектами окружающей среды и т. д.
Задачи по экологическому воспитанию решаю проводя занятия по экологии.
Проводимые занятия с детьми объединены логической последовательностью и проводятся в разных формах: в утренние часы беседы, рассматривание иллюстраций, совместной деятельности наблюдения и игры и т. д.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше. Провожу развлечения на экологическую тематику «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам», которые оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.
Не только в моей группе создана экологизированна среда, но и так же создана экологизированна среда дошкольного учреждения в целом. В холле имеется экологическая стена, на которой размещены рисунки с животными и птицами, проживающими в нашей области, а также иллюстрации на которых изображены правила поведения в природе.
На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает пернатых и позволяет мне вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку кладём корм, летом в водопойный желобок наливаем воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленном на его верхушке.
Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов, красота, новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике я приобщаю детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где я со своими детьми высаживаю различные растения, овощи, в процессе ухода дети получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.
Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог», который я организовала и провожу со своими детьми. В кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.
В работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», «Одуванчик» сделанные своими руками помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Изо дня в день учу детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают помещения детского сада.
Воспитанники моей группы - активные участники районных и городских экологических конкурсов.
Работая с детьми учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Я использую как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Планирую и провожу беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные диафильмы.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях и т. д. Я заранее вывешиваю яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
Провожу родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите! », «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь». В помощь родителям выпускается внутренняя газета детского сада «Незабудка». Каждый номер газеты посвящается определенной теме: например «Экология и дети», «Природа дивной красоты», «Растения в нашей жизни».
Данный опыт работы я считаю поисково-изобретательским, так как в нём предлагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов. Он построен на следующих принципах:
- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности у дошкольников, необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнить предъявлённые требования и стремление к достижению конечного результата;
- принцип новизны: позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольников;
- принцип полезности : получение не только положительного результата (с точки зрения психофизического и интеллектуального развития, но и практической пользы в виде формирования у детей способов адаптации к реальным условиям жизни;
- принцип сотрудничества: создание в ходе совместной деятельности атмосферы доброжелательности, отношение к ребёнку как личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при условии:
- наличия базы, создании обстановки, условий для работы по экологическому воспитанию;
- использования самых разнообразных форм работы в решении задач, экологического воспитания;
- работы с родителями, так как без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у детей.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...