Конспект занятия в старшей группе Тема: Золотая моя прялица….
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федорова Ольга Павловна

Цель:   1. познакомить детей с прялкой – верной спутницей  жизни;

              2. продолжать знакомить с трудом женщины,  дать элементарные  

                   сведения о ее труде в прошлом;

              3. упражнять детей в умении работать с куделью, скручивать нить, 

                  работать на прялке;

              4. формировать интерес к истории своего народа;

              5. развивать разговорную речь, умение согласовывать существительные с 

                 другими частями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorova_olga_pavlovna.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Федорова Ольга Павловна

                                                                                              МБДОУ г. Астрахани №52

                Конспект занятия в старшей группе

                   Тема: Золотая моя прялица….

Цель:   1. познакомить детей с прялкой – верной спутницей  жизни;

              2. продолжать знакомить с трудом женщины,  дать элементарные  

                   сведения о ее труде в прошлом;

              3. упражнять детей в умении работать с куделью, скручивать нить,  

                  работать на прялке;

              4. формировать интерес к истории своего народа;

              5. развивать разговорную речь, умение согласовывать существительные с  

                 другими частями речи.

Материал: сундук, клубки пряжи, кудель, веретено, корзина, прялки: с колесом, с

                      донцем, иллюстрации: прялка с росписью, резьбой, женщины, которая

                      прядет пряжу, фрагмент видеофильма: «Тайн птицы Сирин», (работа

                      на прялке), фрагмент видеофильма «Старая сказка на новый лад»,

                      чашечки с влажной губкой, телевизор, видеомагнитофон, мольберт.

Предварительная работа: Знакомство с трудом женщины; чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассказывание сказок: «Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Три пряхи», «Сказка о царе Салтане», показать, как из шерсти получается кудель, работа ческами.

                                  Ход занятия:

Дети с воспитателем заходят в зал.

Вос-ль: Ребята, я, когда сегодня утром была в зале, то ничего особенного не видела, а сейчас здесь сундук стоит. Как вы думаете, что в нем? (высказывания детей) Как в народе говорится, что в сундуке хранится, то все в деле пригодиться.  Присаживай-тесь, мы его сейчас откроем, свое сердце успокоим.

Вос-ль открывает сундук и поочередно достает клубки пряжи, кудель и веретено.

Вос-ль: Что же это такое? (высказывания детей) Да, это клубки пряжи (показываю). А из чего получилась эта пряжа? Из кудели (показываю и даю потрогать) Какая она? Кудель – это хорошо вычесанная овечья шерсть, приготовленная для пряжи. А это что? (показываю веретено и выслушиваю ответы детей)  Это веретено. Давайте вместе скажем тихо: веретено. Это деревянная палочка, один конец ее заостренный, а на другом – головка, на эту палочку наматывается готовая нить при прядении.

Передаю веретено в руки детям.

Вос-ль: Потрогайте веретено, почувствуйте, какое оно гладкое. Чтобы что-то связать, соткать полотно, нужна нить. А как получалась эта нить, кто этим занимался в былые времена – об этом мы сегодня и поговорим. А помощниками будут эти вещи, которые мы нашли в сундуке. (показываю клубки пряжи) Для чего они нужны? (ответы детей)

Вос-ль: Вставайте в круг, поиграем в игру «Веретенышко». Веретено будет крутиться по кругу, мы его будем передавать из рук в руки при этом называть вещь, которую можно связать из пряжи. У меня в руках веретено, я говорю: «Вязанные варежки» и отдаю веретено Саше , теперь Саша говорит. Так по кругу дети передают веретено и называют вязаные вещи.  Проводится игра «Веретенышко».

Вос-ль: Молодцы! Много назвали вещей, связанных из пряжи, а помогло нам в этом веретено. Присаживайтесь. (показываю иллюстрацию из книги «Как рубашка в поле выросла», репродукцию картины «Пряха» Тропинина.

Вос-ль: На веретено наматывалась готовая нить? А на чем эту нить пряли? (ответы детей, затем показываю иллюстрации с пряхой, работающей на прялке) Конечно на прялке.

Вос-ль: Вспомните названия сказок, в которых рассказывается о прялке, пряхе, о веретене. (ответы детей)

Вос-ль: Молодцы! Да сказки помогают узнавать много интересного о жизни людей, которые жили до нас. Давайте представим себе, что мы заглядываем в окно прошлого и видим, чем там занимаются девочки и девушки. (просмотр фрагмента видеозаписи «Старая сказка на новый лад»

Вос-ль: Девочки трудятся, пряжу на прялках прядут и песню поют. Эту песню мы тоже знаем. Давайте споем!

Дети вместе с воспитателем поют песню «Прялица» и выполняют движения.

Вос-ль: Вы так хорошо пели и мне даже почудилось, что мы оказались у девочек в светелке. А хотели бы вы там оказаться?  Тогда отправляемся в прошлое, закрываем глаза (звучит тихая музыка, раскрываются занавеси и дети оказываются в тереме)

Вос-ль: Ой, да мы и впрямь оказались в этой светелке, где только, что девочки пряли и пели песню. Что же здесь мы видим? У всех этих вещей очень интересная история. Хотите узнать? Тогда рассаживайтесь на скамейки.

Вос-ль: А поведу-ка я рассказ о прялке – верной спутнице крестьянки на протяжении всей жизни. Прялка была в каждой русской избе. Среди многих женских работ – прядение было самым трудным. Нитки пряли из кудели. Кудель прикрепляли на прялку. Из кудели надо было выдернуть длинную прядь, скрутить ее покрепче и намотать на веретено. (вос-ль все сопровождает показом)

Простой способ скрутить вытянутую прядь – это прокатать ее между ладонями или на колене.

Прялки были самыми разными. Эта прялка, за которой я работаю, называется прялка с донцем. У нее есть стояк, куда крепится кудель и донце, на которое садится пряха. Позднее появились так называемые самопрялки разных конструкций: они скручивают нить вращением колеса. Такие самопрялки есть и в светелке. А были еще вот такие самопрялки (показываю фрагмент картины Веласкеса «Пряхи»)

Чтобы колесо вращалось, вытягивало нить из кудели, надо нажимать на педаль ногой (показ) Колесо должно вращаться только в одну сторону, равномерно и тогда нить будет ровной и не оборвется. (предлагается 2-3 детям «поработать» на прялке)

Вос-ль: Ручное прядение было очень медленным, начиналось с поздней осени и продолжалось всю зиму. Рядом с бабушкой и мамой садилась дочка, внучка и тоже пряла. Девочек учили прясть с 5-7 лет. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью (показ иллюстраций) Часто прялка была самым ценным подарком: жених дарил невесте, муж – жене, отец – дочери. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление.

Вот мы и узнали кое-что о прялке, такой необходимой для прядения нитей.

А здесь есть кудель, давайте попробуем спрясть ниточку самым простым способом (вос-ль раздает кудели)

Посмотрите, как я это делаю (показ) Чтоб легче было скручивать тугую нить, пальцы надо смачивать. А теперь попробуйте вы (работа детей)

- Получается? Да, не просто было прясть и не сразу это может получиться, но надо только захотеть, чаще этим заниматься и все получиться. Вы у меня молодцы! Я предлагаю вам посмотреть, как мастерица пряжу прядет (просмотр фрагмента фильма «Тайны птицы Сирин» или работа настоящей пряхи)

Вос-ль: Тянется ниточка, тянется, превращается в ткань, в вязание, в узор, а узор нашу жизнь расцвечивает. Давайте и мы сплетем с вами красивый узор в хороводе (на мелодию «Прялица»)

В конце дети кланяются друг другу, гостям и под музыку друг за другом уходят.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить...

Конспект занятия в младшей группе. Тема «Золотая осень»

Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчив...

конспект занятия в старшей группе "Осень золотая"

онспект занятия в старшей группе "Осень золотая"...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Золотая осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеХадаханский детский сад «Солнышко»       Конспект занятия в старшей группеТема: «Золотая осень»...

Конспект Прогулки в старшей группе Тема: «Золотая осень»

Конспект Прогулки в старшей группе Тема: «Золотая осень» :В прогулке запланированы элементы безопасного поведения в помещении и на улице . Задачи:учить детей соблюдать правила безопасного поведения н...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Обучающие задачи:Учить рассматривать  пейзажную картине, развивать диалогическую речь.Развивающие задачи:Развивать способность точного употребления слов в речи;Развивать внимание, память, мышлени...

Конспект занятия в старшей группе Тема : «Золотая осень»

Конспект занятия в старшей группеТема : «Золотая осень» Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явленияx, умения отстаивать свою точку зрения, де...