Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми
старшего дошкольного возраста
Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»
Область: «Познание»
Интеграция: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»
Программное содержание:
Цель : Расширить знания детей об истории возникновения и видах часов, продолжать учить разбираться во времени.
1.Продолжать знакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени.
2. Вызывать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
3. Формировать заинтересованность, желание научиться разбираться во времени.
4. Развивать и активизировать устную речь детей.
5. Воспитывать желание познавать что-то новое, уверенность в своих силах, умение высказывать свои мысли, слушать друг друга.
Предварительная работа:
- с детьми (беседы о временах года, о режиме дня, чтение стихотворений, пословиц, поговорок) ;
- совместная работа с детьми на тему: «Мой весёлый будильник» (аппликация) ;
- совместная работа с детьми на тему: « Какие бывают часы» (рисование);
- совместная работа с детьми и родителями по созданию коллекции «Часы»;
Материал и оборудование:
- выставка различных часов;
- видео «Кремлёвские часы-куранты»;
- аудиозапись: «Крик петуха», «Звон будильника», фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»
- плакаты с изображением солнечных часов, песочных, водяных;
- свечка
Методы и приемы:
- психогимнастика
- отгадывание загадок
- проговаривание пословиц
- использование аудиозаписи
- чтение стихотворений
Словарная работа: вертемя, вертеть
Ход образовательной деятельности.
Звучит фрагмент детской песенки «Бьют часы на старой башне»
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы с вами прослушали песенку, о чем она?
Дети: про часы, про время
Воспитатель:
Правильно . А сейчас, чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам отгадать две загадки:
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
Что это?
Дети: часы.
Воспитатель: Молодцы. А вот ещё одна.
Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим.
А что это?
Дети: тоже часы.
Воспитатель: Правильно, тема нашего занятия –часы. А какие вы знаете поговорки о часах?
Делу время - потехе час. Времени не воротишь. Аппетит приходит во время еды. День и ночь – сутки прочь.
А как вы думаете, зачем людям нужны часы?
Дети: Смотреть время…
Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?
Дети: давно.
Воспитатель: Время было всегда, оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. Дети повторяют. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.
Включается виделозапись «Бой курантов»
Воспитатель: Ребята, что это такое?
Дети : Куранты бьют…
Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.
А вы хотите посетить выставку часов и узнать, какие же были часы раньше? Какие сейчас?
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.
Солнечные часы – всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бегают на площадях,
На лужайке, в саду-
У солнышка на виду.
Эти часы давали узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не сколько времени вообще. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?
Дети: нет солнца на небе – нет и тени.
Воспитатель: Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро! » (включается аудиозапись крика петуха)
Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.
А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.
Воспитатель:
«Течёт» время и в песочных часах.
Стих читает ребёнок:
Часы песочные – точные!
В них песчинки текут-
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить задание на время. Песочные часы отмерят минуту, а вам нужно пройти за это время лабиринт, ( дети садяться за столы , выполняют задание)
Воспитатель: А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает.
Физкультминутка:«Часы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?
Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают выставку часов)
Читают стихи, заранее подготовленные дети:
А ходики-избушки!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся,
Ку-ку! Ку-ку! -
Как в лесу на суку.
А будильник!
С вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудит-
Не забудет! (включается аудиозапись звонка будильника)
А есть часы настенные-
Чинные, степенные!
Не убегают, не отстают-
Вовремя бьют!
Маятник туда-сюда…
Сегодня, завтра и всегда!
А есть и новые – электронные
Часы неугомонные.
Только раз заведи,
Воспитатель. И так ребята, что нового вы узнали о времени и часах?
Дети: Узнали, что время можно измерить часами
Воспитатель: С какими видами часов мы познакомились?
Дети: Солнечные , водяные , песочные , огненные и даже живые часы. А так-же современные часы: настенные, наручные, говорящие, электронные…
Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?
А сейчас я вам раздам подарки, которые смастерили для вас ребята – ваши сверстники, воспитанники другой старшей группы. Это часы. Вы на них будете смотреть и вспоминать то, о чём мы сегодня говорили – о времени и о часах.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"
Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель: Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...
Конспект комплексного занятия "Путешествие в страну Рисовалию"
На занятии решаются задачи художественно-эстетического воспитания, развития речи, приобщения дошкольников к русскому народному декоративно-прикладному искусству....
Конспект комплексного занятия «Путешествие за кладом».
Конспект занятия предназначен для работы учителя-дефектолога....
Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе
Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну эмоций» для средней группе П.С:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть по...
Конспект комплексного занятия «Путешествие в страну здоровья»
Закреплять знания детей о правилах гигиены и закалки, прививать детям образ жизни, сопутствующий сохранению и укреплению здоровья....
Конспект комплексного занятия "Путешествие в сказку"
Конспект комплексного подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.«Путешествие в сказку Колобок»...