Чайковский и юные клинчане.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ворзонина Ирина Борисовна

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из самых важных направлений развития личности. "Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,прививая духовную оседлость, т.к. без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле".(Д.С. Лихачев). В свете проекта МДОУ №53 "Чебурашка" "Реализация программы взаимодействия детского сада и культурных центров г. Клин" группа "Теремок" наметила цикл мероприятий о П.И. Чайковском. Это знакомство с альбомом "Времена года" и "Детским альбомом", экскурсии в Дом-музей П.И. Чайковского. Эти мероприятия вводят ребенка в большой мир культуры, помогают увидеть красоту и неповторимость человеческих творений, воспитать гордость за родной город Клин - город Чайковского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чайковский. Рождество.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей Петра Ильича Чайковского.

(Слайд «Дом Чайковского»)

Наше путешествие в этот дом будет необычным , а праздничным.

(Слайд «Рождественская ёлка»)

Ведь совсем недавно прошёл Рождественский праздник. Поэтому сегодня мы познакомимся с историей Рождества, традициями празднования этого события  в России и в семье великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.        

(Слайд «Вертеп» или небольшой фильм о Рождестве)

Как вы видите, история Рождества Христова представлена  в оживающих картинах Вифлеема, вертепа, пастухов, беседующих у костра, необыкновенной красоты Вифлеемской звезды.  Родившемуся Младенцу-Христу многие хотели принести дары. Поэтому в Рождество стало традицией дарить друг другу подарки.

Вот и в доме Петра Ильича в дни Рождественского праздника всегда было весело, был слышен детский смех,  ёлка была украшена самодельными игрушками, звучала музыка и конечно под ёлкой лежали подарки.

(Звучит музыка «Декабрь» из «Времена года» Чайковского)

Ёлка прошлых веков удивительна тем, что украшалась она игрушками ручной работы, пряниками и золочёными орехами.

Пётр Ильич Чайковский так любил этот праздник, что даже написал балет по рождественской сказке Э.Гофмана «Щелкунчик». Сегодня мы с вами посмотрит фрагмент мультипликационного фильма, в котором звучит музыка Чайковского.

(Видеоклип на мультфильм «Щелкунчик»)



Предварительный просмотр:

«Времена года»

Программное содержание: обогащение музыкальных впечатлений после прослушивания произведений П.И.Чайковского. развитие музыкального, вкуса, памяти; воспитание музыкальной культуры.

Материал: слайды, аудиозапись.

Вступление

        Детям зачитываются слова русского естествоиспытателя Д.Н. Кайдагорова:

«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать, феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красоты природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Петр Ильич страстно любил природу, - он ее обожал».

        В самом деле: с юных лет знакомы были Чайковскому внезапные наплывы того «тихого и ни с чем не сравнимого восторга, который доствляет природа. Этот «святой восторг» композитор готов был призвать «выше даже наслаждений искусством».

        Рассказ, сопровождающийся слушанием картин из альбома «Времена года».

        …Зима 1885 года уже была в полном разгаре, когда Чайковский поселился в Подмосковье. Шеел февраль -  «лучший зимний месяц», по мнению Петра Ильича. Старый Майдановский парк еще утопал в сугробах, деревья стояли, нахлобучив снежные шапки.

        Но именно это и нравилось Чайковскому: «русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть», - пишет он вскоре после переезда в Майданово.

(звучит пьеса «У камелька» - январь)

        - Чайковский всему предпочитал «светлые, с легким морозцем дни, когда солнце слегка припекает и чуется в нем что – то весеннее».

        …Но вот и впрямь потянуло над Клином близкой весной. По утрам, на солнышке – хрустальные перезвоны капели. В лесу – говорливое журчание ручьев. Над парком – птичий грай: будто настраивается тысячеголосный оркестр Весны.

(звучит «Песнь жаворонка» - март)

        - Особенно  запомнился Чайкоскому апрель 1887 года в Майданове: «Никогда я еще так не упивался прелестью весны, просыпающихся произрастаний, прилетающих птичек и всего вообще, что приносит русская весна, которая у нас, в самом деле, как – то  особенно прекрасна и радостна».

(звучит «Подснежник» - апрель)

        - Село Фроловское представляло лучшие условия для летних дальних прогулок Петра Ильича. Да и погода благоприятствовала ему: «Такой благодати, какую бог посылает нам в это лето (1890 г.), я не запомню. Цветы у меня расцвели в невероятном изобилии».

(звучит «Баркарола» - июнь)

        - Самым любимым цветком Чайковского оставался ландыш. Он называл его «царем цветов» и говорил, что питает к нему «какое – то бешеное обожание».

        …Но вот и лето минуло. Отцвели цветы, собраны все ягоды и грибы в лесу (одно из любимейших удовольствий Петра Ильича), шуршащий ковер листпада укрыл все дорожки и тропки…

        - Чайковский любил осень почти так же, как весну. Любил горький аромат опавших листьев, любил серую подмосковную даль, затянутую легкой сеткой дождя…

(звучит «Осенняя песнь» - октябрь).

Итог – Какое из произведений Чайковского вам запомнилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Дом в Клину

Программное содержание: приобщение детей к музыкальному искусству; обогащение эмоциональных впечатлений; развитие эстетического вкуса; воспитание гордости за родной город Клин – город Чайковского.

Материал: видеоматериал, аудиозаписи: выставка иллюстраций «Государственный Дом – музей П.И.Чайковского».

Ход занятия.

        Рассказ, сопровождающийся показом слайдов.

- Древний подмосковный Клин тесно и навсегда связан с именем гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. Сюда, в Клинское уединение, приходит к нему широкое признание, всемирная слава.

        Сколько раз, должно быть, проходил он вот здесь, через мост… Так же текла, петляя в крутых берегах, мелеющая Сестра.

        Но вот  и дом, окруженный старым садом. Кажется, если хорошенько прислушаться, можно даже различить, как по- разному, словно голоса в оркестре, шумят за оградой деревья.

        Рояль Чайковского! Это «душа» дома. Певучая и безмолвная: в обыное время рояль всегда закрыт на ключ и ничья рука не притрагивается к его клавишам. Но дважды в год кто – нибудь из выдающихся пианистов садится за рояль – и в доме, где жил и творил Чайковский, раздается его вечно живая музыка.

        Комнаты наполнены вещами, предметами личного обихода, мебелью все это подлинная обстановка домашнего быта Петра Ильича.

        Фотографии на стенах висят там же, где их развешивал когда – то Петр Ильич. В строгом порядке расставлены книги в библиотечных шкафах.

        В выставочных залах иллюстрируется биография композитора и основные этапы его творческого пути. На полках музейной витрины бережно хранятся предметы личного обихода.

        Вот костюмы Чайковского, его строгие черные галстуки. Фрак, в котором его видели на концертных эстрадах европейских столиц. Его шляпы, перчатки, трость. Его столовое серебро и сервиз, которым он повседневно пользовался…

        Творчество композитора в «Клинский» период жизни.

        В 1885 году П.И.Чайковский жил в селе Майданово, Фроловском.

        Здесь ему нравилось все: усадьба, стоящая на солнеччном пригорке и то, что теннистый сад незаметно переходил прямо в лес.

        Здесь за сорок дней Чайковский сочинил балет «Спящая красавица». Здесь был начат «Щелкунчик» и родились первые наброски «Иоланты».

(звучат отрывки из произведений).

        Чем чаще Чайковский вынужден был покидать свой дом, тем с большой тоской он стремился домой – назад, в пивычный круг своих размышлений, к творчеству.

        И с каждым годом все нужнее, все роднее становится для Чайковского его милое Подмосковье: майдановский уют, фроловские березки, дом на окраине Клина…

        Итог занятия. В заключении дети самостоятельно рассматривают иллюстрации.



Предварительный просмотр:

Детский альбом

Программное содержание: знакомить с творчеством П.И.Чайковского для детей; формировать эстетические представления и образы; развивать музыкальные способности, воспитывать патриотические чувства.

Материал: аудиозапись; листы для раскрашивания; иллюстрации к «Детскому альбому», атрибуты для чтения стихотворений В.Лунина.

Вступление.

        У Петра Ильича Чайковского не было собственной семьи. Тем сильнее была его привязанность к семье любимой сестры. Страстно любивший детей, Чайковский, очень привязался к своим многочисленным племянникам и племянницам. Особенно к «Бобу»: так с детства звали в семье Володю – второго из сыновей Александры  Ильиничны, родившегося в 1871 году.

        Детские пьески свои Петр Ильич писал для племянников. Он даже сочинил для них (и поставил на домашней сцене) целый одноактный балет «Озеро лебедей»…Кто б мог думать тогда, что этот домашний музыкальный пустячок через несколько лет чудесно обернется гениальным балетом «Лебединое озеро».

(звучит музыкальный фрагмент из балета)

Путешествие по страницам Детского альбома:

  1. «Игра в лошадки».

Я на лошадку свою златогривую

Сел и помчался по лугу зеленому,

По одуванчикам, по колокольчикам,

По лопухам, по ромашкам и лютикам

Мимо стрекоз, и лягушек, и ящериц,

Мимо жуков, мотыльков и кузнечиков…

(прослушивается пьеса №3)

  1. «Марш деревянных солдатиков»

- Ать – два, левой – правой, ать – два, левой – правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

- Ать – два, левой – правой, ать – два, левой – правой,

Марширует бравый наш отряд.

(звучит пьеса №5)

  1. «Новая кукла»

- Ах, мама, мама неужели

Куклу скоро привезут?

- Ах, мама, мама, в самом деле

Кукла скоро будет тут?

(звучит пьеса №9)

  1. «Камаринская»

- До чего сегодня весело у нас –

Под камаринскую все пустились в пляс.

(звучит пьеса №13) – дети танцуют

  1. «Нянина сказка»

- Жил да был

Царь Иван

В тридесятом государстве.

Захотел в жены он

Взять прекрасную Елену…

(звучит пьеса №19)

  1. «Баба – Яга»

- Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там?

В темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет?

Кто метлою тучи гонит?

(звучит пьеса №20)

Дети имитируют движения Бабы – Яги.

  1. «Песня жаворонка»

- Здесь, над землей, мой дом родной,

Здесь жизнь моя,

Здесь счастлив я,

И потому пою я.

(звучит пьеса №22)

Итог. В конце занятия предлагается закрасить картинку из Детского альбома для оформления книги – самоделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка П.И.Чайковского

Проект "Музыка П.И.Чайковского" в старшей группе  ЦЕЛЬ:  Познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музык...

П. И. Чайковский "Детский альбом"

На занятии дети знакомятся с пьесами П.И. Чайковского, учатся слушать музыку и узнавать её в игровых ситуациях...

Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

Комплексно-тематическое музыкальное занятие-беседа по ознакомлению с жанром балета на примере музыки П.И. Чайковского о

Комплексно-тематическое занятие-беседа  по слушанию музыки в подготовительной группе.  «Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»...

Проект "Знаменитые люди нашего города. П.И.Чайковский"

Проект «Знаменитые люди нашего города.П.И.Чайковский» рассчитан на возраст детей 6-7 лет помогает  в увлекательной форме знакомить детей с достопримечательностями города, его знамениты...

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского

Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....

Мир музыки П.И. Чайковского

Итоговое занятие. Закрепить знания детей о произведениях П.И. Чайковского....