Занимательные опыты с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Занимательные опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательные опыты с водой861.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательные опыты с водой.

Тема: Знакомство с водой.

Цели: Ознакомить детей с понятием «вода» на основе опытов.

Программное содержание:

1.Научиться видеть и понимать закономерности, имеющиеся в природе.

2.Воспитать любознательность, которая способствует возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию.

3.Заинтересовать дошкольника несложными, но неожиданными и занимательными исследованиями и экспериментами.

4.Помочь ребенку увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях.

5.Познакомить детей с интересными фактическими, с древними мифами, случаями из истории науки.

6.Развить в ребенке наблюдательность, умение мыслить и анализировать.

Материалы:

1.Емкости для переливания.

2.Бросовый материал (пробки, трубочки, пружинки, проволочки и т.д.).

3.Контейнеры.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций и картин (водоемы, озера, болота и т.д.).

2.Чтение художественной литературы, сказок про животных и птиц – обитателей водоемов.

3.Наблюдения на прогулке за изменениями в природе.

Опыты.

Опыт №1. Почему лед не тонет.

При помощи морозильной камеры приготовьте кубики льда. Наполните водой глубокую тарелку. Осторожно положите кубик льда на воду в тарелке. Лед плавает на поверхности воды, а не тонет. Это значит, что лед легче воды. Исходя из этого свойства льда, можно выделить его в порядке исключения из других твердых веществ. Твердые тела тяжелее жидкостей, из которых они образовались, и потому тонут в них. Например, железный кубик тонет в расплавленном железе. Лед, хоть и образовался из воды, не тонет в ней. Поэтому лед в водоемах образуется только на поверхности. Если бы лед тонул в воде, то все водоемы промерзали бы до самого дна, и все живое в них погибло бы. Но, к счастью природа позаботилась о том, чтобы лед не тонул.

Опыт №2. Потери воды при дыхании.

Ни один живой организм не может обойтись без воды, расходует ее для своих нужд. Вот почему запасы воды в организме необходимо пополнять.

Подышите на холодное стекло. Оно покроется капельками воды, запотеет. Откуда взялась вода? Человек выделяет ее во время выдоха. За сутки человек теряет около двух литров воды, значит, столько же ему нужно выпить и употребить с пищей. В любой пище – мясе, овощах, фруктах, хлебе – воды содержится больше, чем твердого вещества.

Опыт №3. Вода из продуктов.

В сухой полиэтиленовый пакет положите несколько свежих огурцов и хлеб. Плотно завяжите пакет и положите его в холодильник. На следующий день на внутренней поверхности пакета образуются капельки воды. Она появилась из продуктов и воздуха, находившихся в закрытом пакете. Потому что воздух всегда содержит водяные пары, и продукты также всегда содержат воду.

Опыт №4. Как воду из лужи сделать чистой?

  Наберите воды из обычной лужи. Часть воды налейте в прозрачный стакан, а остаток поставьте в пластмассовой кружке в морозильную камеру холодильника. Замерзнув, лед выбрасывает примеси на поверхность. Вытащив лед из кружки, почистите его поверхность ножом или дайте ему немного оттаять. Очищенную часть льдинки переложите в другую емкость. Когда лед растает, вы получите чистую воду. Но эту воду еще нельзя пить.

Помимо твердых примесей в воде могут быть и микробы, не все из которых погибают при замораживании. Поэтому воду следует еще прокипятить. Грязная питьевая вода может стать причиной очень серьезных болезней.

Опыт №5. Стакан с «горкой».

Наполните стакан водой до краев, а затем, используя пипетку, по капле продолжайте добавлять воду. Чтобы падающая капля не прорвала пленку поверхностного слоя, держите пипетку на небольшой высоте над центром стакана. Поверхность воды начнет подниматься выше краев стакана. Если продолжать добавлять воду, «пленка» не выдержит избытка воды и разорвется, вода потечет по внешним стенкам стакана. Стакан удалось переполнить благодаря особому свойству поверхностного слоя воды, который называется поверхностным натяжением.C:\Users\Дмитрий\OneDrive\Документы\Scan9.jpg

Опыт №6. Пленка-невидимка.

Частицы жидкости абсолютно одинаковы, но есть простой способ пометить поверхностный слой воды. Припудрите толченым мелом или зубным порошком поверхность воды в миске. Наберите в пипетку мыльной воды и капните одну каплю на поверхность образовавшегося белого круга. На месте падения капли образуется свободный от мела темный круг. Из предыдущего опыта известно, что поверхностный слой удерживает частички воды вместе. Мыльная капля ослабляет его. Частички жидкости у краев миски тянут к себе помеченные порошком частицы воды сильнее, чем их удерживает мыльная капля. Если добавить в центр круга еще несколько капель мыльной воды, то белый круг превратится в узкое белое кольцо по краям миски. Как при перетягивании каната движение происходит в сторону сильного, так и частицы поверхностного слоя не могут удержаться слабой мыльной каплей и «убегают» к краям миски.

Можно сделать вывод, что поверхностный слой всегда растянут. Это явление называется поверхностным натяжением. Благодаря ему капли принимают форму шара. Вот почему капли росы похожи на множество мелких шариков.

Опыт №7. Последние капли гасят огонь.

Приоткройте водопроводный кран так, чтобы струйка воды превратилась в падающие капли. Поверхностное натяжение «лепит» из них шарики. Закройте кран. Последняя большая капля набухает, провисает и падает. Поднесите к крану зажженную свечу, из закрытого крана на пламя упадет еще несколько капель. Объясняется это тем, что пламя нагревает металлический кран, а капли, которые благодаря поверхностному натяжению еще остались внутри крана, впитывают дым. Чем выше температура жидкости и чем больше в ней посторонних примесей, тем слабее поверхностное натяжение. Поэтому последние капли, оставшиеся в кране, уже не удерживаются ослабленным поверхностным слоем и падают на огонь. Если постучать сверху по закрытому крану, вы увидите, что и под действием удара капли отрываются и падают.

Опыт №8. Почему стальная иголка не тонет в воде.

Налейте воду в два одинаковых стакана. В каждый стакан осторожно положите по маленькому листочку папиросной бумаги. На один листочек осторожно положите тонкую иголку, на другой – такую же иголку, смазанную маслом. Через некоторое время бумажки намокнут и погрузятся на дно.

Первая иголка утонет, а смазанная маслом останется лежать на поверхности воды. Иголки сделаны из стали, она тяжелее воды. И вот оболочка из жира не дает иголке утонуть: жир отталкивает от нее воду, поверхность воды возле иглы изгибается, образуя ложбинку, поверхностный слой, сопротивляясь изменению своей поверхности, способен выдержать вес иголки. Правильнее сказать, что иголка не плавает в воде, а лежит на ее поверхности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

Мастер-класс "Цветок лотоса" (занимательные опыты с водой)

Это мастер-класс по проведению занимательных оптыов с водой....

Картотека занимательных опытов с водой

10 опытов с водой для детей средней группы....

Консультация для родителей "Как организовать занимательные опыты с водой"

В данном материале мне хочется поделиться информацией о том, как в домашних условиях родители могут организовать опыты с водой.  В процессе их проведения, ребенок знакомится с различными свойства...

Буклет "Занимательные опыты с водой"

Данная информация может быть полезнка как родителям, так и педагогам....

Консультация для родителей «Как организовать занимательные опыты с водой»

Самостоятельный опыт ребенка способствует приобретению необходимых знаний об окружающей действительности, умений и навыков, будь то его первые попытки донести до рта свою руку или запустить самодельну...

Консультация для родителей «Как организовать занимательные опыты с водой»

Консультация для родителей«Как организовать занимательные опыты  с водой»...