Конспект занятия по познавательному развитию "Как деревья к зиме приспосабливаются"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_kak_derevya_prisposablivayutsya_k_zime.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Как деревья к зиме приспосабливаются»
для детей подготовительной группы
Составила:
Старший воспитатель
Ковшова А.В.
Задачи:
- обучающие
- учить детей проводить несложные опыты,
- логически мыслить,
- делать выводы,
- понимать язык символов;
- развивающие
- развивать у детей пластичность,
- понимание эмоционально выраженных движений;
- воспитывающие
- воспитывать бережное отношение к природе,
- понимать её значение для жизни человека.
Материал: модели, кроссворд, музыкальное сопровождение, волшебный мешочек, микроскоп, оборудование для опытов, письмо, сказочный герой – Мудрое дерево, картошка, разноцветные листья, медальки, фишки для стимулирования деятельности детей.
Словарная работа: хлорофилл, названия деревьев, черешок, пробковый слой, крахмал.
Предварительная работа: участие в выпуске экологической газеты, рассматривание деревьев на прогулке, моделирование в блокнотах, аппликация, беседы о деревьях, словесные игры. Подвижные игры, чтение художественной литературы, просматривание презентаций о жизни растений и деревьев, рассматривание осенних листьев, работа с плакатами, составление гербариев из листьев деревьев.
Ход занятия
- Сюрпризный момент.
Воспитатель: (Дети находятся в имитированном лесу у дерева)
Здравствуйте, дети! Как вы поживаете? Чем занимаетесь?
Дети: здороваются и отвечают на вопросы
Воспитатель: Я сегодня получила письмо, хотите, я вам его прочитаю? (читает текст приглашения Мудрого дерева в гости)
Дети: да
Воспитатель: А вы хотите отправиться в гости к Мудрому дереву?
Дети: хотим
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему его назвали мудрым?
Зачем мы пойдём к нему в гости?
Дети: оно многое знает
Воспитатель: Да, дети, Мудрое дерево расскажет нам много интересного и увлекательного, скучно нам не будет.
Воспитатель: Зачем человеку нужно узнавать что - новое и интересное?
Дети: Чтобы быть грамотным, умным
- Беседа с Мудрым деревом.
Воспитатель: Отправляемся в путь (Зимний сад)
Здравствуй, Мудрое дерево! Что произошло? Дети, почему листья изменили свой цвет?
Дети: пришла осень
Воспитатель: Давайте спросим у дерева. О, чудо-дерево, мы желаем услышать твой рассказ.
Дети слушают аудиозапись разговора.
Мудрое дерево: В моих листьях идут удивительные превращения. Они начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным цветом – зелёным.
- Словарная работа.
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнца много и листья остаются зелёными. А вот осенью, когда солнышко светит реже, хлорофилл разрушается, а восстанавливаться не успевает, зелёный цвет в листе убывает и заметным становится жёлтый: лист желтеет.
Но осенью листья не только желтеют, но и становятся какими, дети? Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.
- Решение проблемы.
Воспитатель: Ответьте мне, с каких деревьев листья опадают зелёными?
Дети: с сирени, с ольхи
Воспитатель: Почему? Кто догадался первым? (за правильные ответы дети получают фишки)
Кто ещё догадался?
Дети: Потому что в этих листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
- Работа с микроскопом.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в учёных. Давайте в наш микроскоп рассмотрим клетки листьев. На что похожи клетки?
Дети: на полоски, крестики, волны
- Сюрпризный момент с чудесным мешочком
Мудрое дерево: У меня для вас есть сюрприз – чудесный мешочек. Хотите поиграть?
Дети: да
Мудрое дерево: Попробуйте наощупь определить, что за листок в нём. От какого он дерева? За верный ответ получаете фишку.
Дети: называют деревья.
- Разгадывание кроссворда.
Воспитатель: А я вам тоже приготовила интересное задание. Давайте разгадаем кроссворд. Кто прочитает мне главное слово?
Дети: дерево
- Физкультминутка. Этюд «Пошуршим листьями».
Воспитатель: А сейчас мы с вами превращаемся в деревья, кто-то в берёзу, кто-то в дуб, клён…
Пробежал лёгкий ветерок и качнул ветви деревьев. Листья, оставив своё пристанище на ветках, падают на землю.
(Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны, выдыхают лёгкую струю воздуха и при этом чуть колышут руками из стороны в сторон. Кружатся с поднятыми руками, плавно приседают, опуская руки на пол перед собой. Дети встают и расходятся, медленно идут, поочерёдно приподнимая то правую, то левую ноги, будто подкидывая осенние листья).
Воспитатель: Молодцы, хорошие у вас получились деревья!
- Моделирование.
Воспитатель: А кто мне скажет, как же наступает листопад? Что это такое?
Дети: листья опадают с деревьев
Дерево: Как и у всего живого, у нас есть свои внутренние часы, которые осенние дни поворачивают в растении невидимый переключатель.
Осенью листьям тепла и света не хватает, и они меняют цвет (желтеют, краснеют). В черенке листа образуется пробковый слой. Влага не доходит до листьев по стеблю, листочки отмирают, чтобы весной вырасти заново.
- Объяснение нового материала.
Воспитатель: Но вот листья опали, выпал снег, наступили холода. Почему деревья не замерзают? А, может, умирают?
Всё лето деревья запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева густеют, как кисель, запасы питания на зиму приготовлены. Там, где зимы тёплые, крахмал так и до весны остаётся крахмалом, а где морозы посильнее – крахмал превращается в сахар. Движение сока почти останавливается, деревья засыпают совсем как медведи. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже и крепче спят деревья.
- Экспериментирование.
Воспитатель: Давайте разрежем картофель и капнем из пипетки на срез. Что произошло?
Дети: картофель поменял цвет. Он стал синим.
Воспитатель: Йод окрашивает крахмал в синий цвет.
Воспитатель: Разведём крахмал в воде и капнем туда йод. Что произошло? Как вы думаете, почему раствор стал синим?
Дети: в картофеле есть крахмал
Воспитатель: Как он превращается в сахар? Дома вы это сможете проверить, ели поместите картошку в морозилку, потом сварите и попробуете – она должна стать сладкой.
- Работа со схемами.
Воспитатель: Давайте нарисуем цепочку жизни дерева в блокнотах.
Подумайте, с чего начать? Как можно изобразить хлорофилл? Не забудьте поставить стрелки, установив последовательность.
- Закрепление пройденного материала.
Воспитатель: Для чего деревьям листья? Вспомните, о чём мы с вами говорили? Кто сможет дать мне ответ, используя модели? (дыхание, испарение, очищение).
Воспитатель: Могут ли чувствовать боль и ласку трава, цветы, деревья? Почему? Продемонстрируйте с помощью моделей.
Воспитатель: Чем питаются деревья?
Дети: корнями достают влагу из-под земли
Воспитатель: Как вы думаете, деревья двигаются?
Дети: да
Воспитатель: Деревья, как люди и животные, живые. Их нельзя обижать: ломать ветки, рвать листья, обдирать кору.
Давайте нарисуем знаки и развесим их на нашем Мудром дереве. А зачем нам вешать знаки?
Дети: люди должны соблюдать правила поведения в лесу, бережно относиться к природе, не ломать деревья и кустарники.
Воспитатель: Как лучше их изобразить? Почему вы выбрали красный цвет? Сравните сои знаки? Чего не хватает?
14 Подведение итогов.
Воспитатель: Мы сегодня славно потрудились и узнали много нового и интересного. Что вам запомнилось больше всего?
Дети отвечают
Воспитатель: Мудрое дерево хочет наградить самых активных ребят медалями за проявленную эрудицию, и всех детей сладкими призами. Давайте ещё раз посмотрим на знаки и запомним правила поведения с деревьями и растениями. Мне понравилось, как вы сегодня работали, думаю, что полученные знания вам пригодятся в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»
Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет. - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.
Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года. Знакомить с народными приметами, пословицам...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Зима недаром злится» В подготовительной группе Тема занятия: «Зима недаром злится» Тип занятия: обучающий Вид...
конспект занятия по познавательному развитию на тему " Зимующие птицы" во второй младшей группе
Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: развивающие:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употреблен...
Конспект занятия по познавательному развитию "Деревья и кустарники"
Обобщение и систематизация представлений детей о деревьях и кустарниках....
Конспект занятия по познавательному развитию "Подкормим птиц зимой"(младшая группа)
Задачи:формировать у детей представление о зимующих птицах;дать детям представление о видах питания зимующих птиц;развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; расширять словарный запас дете...
Конспект занятия по познавательному развитию "Здравствуй, Зимушка-зима!" в подготовительной к школе группе
Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассЦель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.Задачи: По...