Тема: «Оленевод – пастух – профессия героическая»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект интеллектуально познавательного занятия для детей в возрасте от 6 – 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intelek_pozn_igraolenevody_.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интеллектуально познавательного занятия для детей в возрасте от 6 – 7 лет
Название: «Оленевод – пастух – профессия героическая»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Программные образовательные задачи.
Образовательные:
Активизировать интерес детей к познанию родного края.
Способствовать формированию у детей понятие о профессии северного народа – оленевод-пастух.
Закрепить представления детей об олене, как хорошем помощнике для северного человека.
Развивающие:
Способствовать обогащению словаря.
Развивать умение детей отвечать на вопросы и аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
Вызвать интерес к труду оленеводов – пастухов.
Воспитывать уверенность в своих силах, активность, старание.
Методы и приёмы реализации занятия
* зрительный контакт с детьми
* наглядность
* сообщение новых знаний
* физкультурная минутка
* постановка вопроса
* рефлексия
* дружелюбный тон
* поощрение самостоятельных действий
* индивидуальная работа
* рассматривание слайдов
Словарная работа.
Уточнение словаря:
Стойбище – временная стоянка кочевников - оленеводов
Нарты – длинные санки для езды на оленях
Каюр – погонщик оленей
Хорей – тонкий гибкий шест, которым управляется оленья упряжка
Подножный корм – корм, (трава, грибы, мох, коренья) который находят сами животные
Обогащение словаря: Оленевод - пастух
Северный олень
Оленья упряжка
Мох – ягель
Кисы
Настил
Полозья
Оборудование, материалы.
-мультимедийная установка
-атрибуты, имитирующие рога оленя - для детей
- предметные карточки
- конверты с вопросами
- медальоны
Содержание игры.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тайгу, где познакомимся ближе с очень редкой, но очень нужной профессией -оленевод-пастух. В рассказах о народах ханты описывается: иногда во время дежурства в стаде оленевод разговаривал с прирученными оленями, давал им клички, пел им песню. Они благодарно смотрели на него, шевелили ушами, мотали головой, тыкали свою мордочку ему в грудь и внимательно слушали его пение.
Пастух – оленевод пасёт оленей:
Лютой погоде вопреки пастбище обходит молча,
У него на поясе клыки: есть медвежьи, есть и волчьи.
Вьюга, вьюга, вьюга на земле. Всё кругом в летящей вате,
У огня сидящие в тепле, пастуха не забывайте. (Р.Ругин)
- Вот такие песни пели оленеводы – пастухи своим оленям.
- В нашем суровом и красивом крае длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный и выносливый народ: нипочём им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни болота, ни великая вода. Коренные жители бескрайней тайги – ханты. Одно из основных их занятий - оленеводство. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, живут на стойбищах в чумах.
- Домашний олень - это уют чума. Как подарок он дает радость общения между людьми, создает условия уважительного отношения друг к другу.
Послушайте, как хантыйский автор Микуль Шульгин рассказывает об олене в своём стихотворении:
Северный олень.
Вот он – северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Лёгок его бег.
Я сожму хорей,
Только кину взгляд,
Только лихо закричу: «Эй!» -
Всё скорее и скорей
Нарты полетят.
Среди снежной кутерьмы
В тундре голубой,
Сквозь дыхание зимы –
Солнечной стрелой!..
Друг мой северный олень
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Не убавит бег.
- Для чего ханты занимаются оленеводством?(Ответы детей). Предлагаю поиграть в игру «Что используют ханты при разведении оленей и ухода за ними» (дети отбирают карточки и аргументируют свой выбор)
Карточки:
1. Шест, которым управляется оленья упряжка (Хорей.)
2. Питается олень (Ягель, грибы.)
3. Главный атрибут в мужской одежде оленевода (Пояс.)
4. Традиционную одежду пастуха - оленевода. (Малица).
5. Традиционную зимнюю обувь оленеводов (Кисы).
6.Средство передвижения (Нарты)
7.С её помощью оленей запрягают в нарты. (Упряжка)
Художественный конкурс
Задание: Догадайся что нарисовано, дорисуй рисунок и раскрась цветными карандашами.
- А сейчас, ребята, физкультурная минутка «Важенка и оленята»
Воспитатель – важенка, дети – оленята.
Воспитатель раздаёт детям атрибуты, имитирующие рога оленят.
Воспитатель: Кто такая важенка? (ответы детей)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята.
Дети двигаются врассыпную со свободными движениями рук, высоко поднимая колени
Объясняет каждому
Всё что не понятно…
Показывает жест руками к детям
Бегают, играют, рожками бодают.
Меж кустами белыми: прыг-прыг-прыг
Держась прямо, не опуская головы, руки на поясе, прыгать, поочерёдно высоко поднимая согнутые в коленях ноги
Над снегами пышными: скрип-скрип-скрип.
Шагают на месте, высоко поднимая колени
На большой поляне
В морозный ясный день
Разгребая снег копытом
Ищет ягель наш олень.
Небольшой наклон вперёд, руки свободно вдоль туловища, поднимают ногу, согнутую в колене. Совершают имитационные движения «добраться до мха - ягеля»
И, вдыхая свежий воздух
Ноздри раздувая,
Оленята с важенкой целый день играют
Свободные движения детей
Ребята, познакомимся с устным народным творчеством. Как говорят оленеводы про своих оленей:
- Как высоко олень несет свою голову, так же высоко держи имя свое.
- Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
- Какой же пастух без нарты? А сейчас - хантыйское предание о том, как возникла идея изготовления нарты. «Два ханта решили построить нарты. У них есть олени, и они слышали где-то, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой все снял и сделал гладко. Сделали нарту - • нарту, она одного человека держит. Один поехал - только пыль столбом, у другого - олени тянут - тянут и никак сучки хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: « Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища: у него все гладко сделано. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С того времени стали обстругивать гладко все снизу»
Конкурс знатоков
«Хант - не хант без нарты...» Р.Ругин
Дети садятся за стол. По одному вытягивают конверт с вопросом. Зачитываю, ребята обсуждают вопрос , затем отвечают.
Вопросы:
1.Назовите основной способ передвижения народов ханты и манси
(Езда на оленях запряженных в нарты)
2.Назовите основные детали оленьей нарты. (Полозья, ножки-
копылья, настил.)
3. Из чего делали нарты? (Из лиственницы, без единого гвоздя.)
4. Главная ценность малицы? (Мех оленя, который обладает
теплозащитными свойствами).
5. Как спасаются от гнуса и комаров оленеводы – пастухи летом? (разводят костры)
6. Собака лает, свинья хрюкает, а олень...(харкает)
7. Какую важную функцию выполняет олень? (Транспортное средство)
8. Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними
животными. (Находится на подножном корму.)
9. Назовите основные категории домашних оленей. (Хор - самец,
важенка - самка, ездовой бык, теленок.)
- Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки. Вы очень много знаете о культуре народов ханты, правильно отвечали на вопросы. (Раздою медальоны знатоков и благодарю за работу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пожарный - профессия героическая"
Презентация для детей дошкольного возраста....
Эссе "Пожарный - профессия героическая"
Каждому из нас в детстве говорили «Все профессии нужны, все профессии важны». Ведь действительно, учитель научит нас читать и писать, врач вылечит, если мы заболеем, полицейский стоит на страже ...
«Пожарный-профессия героическая»
«Пожарный-профессия героическая»...
Спасатель - профессия героическая!
Вот и наступило долгожданное лето, пора теплых солнечных дней. Взрослые и малыши стремятся на отдых поближе к воде, к морю, к речке, в аквапарк, с удовольствием купаются и загорают.Но, как известно, в...
Беседа "Пожарный профессия героическая"
Беседа «Пожарный профессия героическая».Цель: знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта, воспитывать уважение к людям э...
Пожарный-профессия героическая
Когда беда, он входит в дом.Он с детства каждому знаком.Он не писатель, не поэт.Зато смелей на свете нет!Его повсюду узнают,Скажите, как его зовут?По-жар-ный!Он носит шлем на голове.И не горит совсем ...
НОД по ознакомлению с миром профессий "Героическая профессия - пожарный"
НОД по ознакомлению с миром профессий "Героическая профессия - пожарный"...