Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бородулина Елена Анатольевна

Материал занятия расширяет кругозор детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, прививает детям любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Птицы нашей местности.23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад №52

Приморского района Санкт-Петербурга

197374, СПб, Туристская ул., д. 18. Корп.2 литера А

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе детского сада.

Тема «Зимующие и перелётные птицы».

Разработала воспитатель ГБДОУ № 52

Бородулина Елена Анатольевна.

2014

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представления детей об осеннем отлёте птиц, учить узнавать птиц на картинках, дать понятия «зимующие» и « перелётные» птицы, «оседлые» птицы.

Уточнить, чем птицы питаются.

Развивающие:

Развивать логическое мышление.

Развивать чувство юмора.

Познакомить с графической моделью птицы.

Поддерживать у детей желание больше узнавать о птицах, наблюдать за ними.

Воспитательные:

Прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение  к птицам, желание подкармливать зимующих птиц.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и мест их обитания; чтение книг, отгадывание загадок; знакомство с народными приметами, связанными  с птицами.

Наблюдение за птицами на участке; просмотр небольших роликов о птицах. ( трясогузках).

Изготовление кормушек ( вместе с родителями).

Материалы к занятию:

Картинки с изображением птиц, карточки к дидактической игре « Кто чем питается?»

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть:

Дети сидят на стульчиках или на ковре полукругом. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Угадайте, что за птица.

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Кто это?  (Сова).

Найдите её среди картинок, расположенных на коврографе.

 Все птицы выглядят по- разному, но у них и много общего. Что есть у всех птиц? (ответы детей).  Посмотрите на  эту схему.

Нарисована голова птицы с клювом.

 2 крыла. 2 ноги.

Питание :

нарисованы зёрнышки.

Чем  покрыта? Рисунок-

перо.

Как размножаются?

Рисунок  -

яйцо.

Давайте проверим  на примере совы. Оказывается, питаются только зёрнышками не все птицы.

Рассматривание картинок с изображением птиц.  Дети  называют известных  им  птиц. Беседа с детьми.

-В какое время года птиц в наших краях бывает больше? Почему?

-Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)

-А тех, которые остаются на зиму с нами, никуда не улетают? (зимующие, осёдлые).

-Почему всё-таки многие  птицы улетают? (выявить зависимость от корма).

Давайте поиграем.  (Дети свободно передвигаются по группе.)

Дидактическая игра « Кто чем питается?». ( на столе или ковролине расположить  в произвольном порядке картинки: цапля – лягушка, чайка – рыба, воробей – зерно,

снегирь – рябина, сова – мышь, дятел – жук). Дети соотносят пары.

Вывод: птицы улетают, т. к. осенью исчезает корм.

Скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга,  соловей, трясогузка  – все они едят насекомых, червячков. Могут ли они остаться у нас зимовать? ( НЕ могут). Посмотрите, у всех птиц, которые питаются насекомыми, удлиннённый  заострённый  клюв. Таким клювом неудобно клевать другой корм.

Помните, мы с вами недавно смотрели фильм про трясогузку. Расскажите о ней.

 -Почему её называют спутником человека?

-Удобно ли ей ловить насекомых?

-Можно ли назвать трясогузку перелётной птицей? ( Да).

Трясогузка считается одной из самых полезных птиц. Эти маленькие птички склёвывают с растений и земли вредных насекомых, приносят огромную пользу на огороде, в саду. Они ловко уничтожает мух и комаров прямо на ходу. Благодаря своей подвижности  трясогузка  может легко догнать свою  добычу как на земле, так и в воздухе. Внешне эта птица отличается от других необычайно элегантным телосложением. Стройными ножками, длинным хвостом и пёстрым оперением. Особенностью её движений является то, что она кивает при  каждом шаге, за что её прозвали самой вежливой птицей.

  Не все птицы улетают в  одно время. Как вы думаете, какие птицы улетают раньше других? (ответы детей)

  1. Сначала  улетают в тёплые края те птицы,  которые питаются насекомыми. Какие это птицы? ( Дети называют).
  2. Потом улетают те, что клюют зёрнышки – овсянка, чиж, зяблик (показать).
  3.  А позже всех улетают  утки и гуси. Почему?  (Они собираются в путь,  когда замерзают водоёмы, т. к. они водоплавающие птицы..

   Они летят ночью. Так безопаснее. Журавли летят клином, курлыкают:

«Кур!»-самец,

« Лы!» самка. Дуэтное пение.

Весной  эти крики вызывают радость, осенью – грусть.  Покажите руками клин, как летят журавли .

Цапли летят шеренгой, крыло к крылу (показать ) Утки выстраиваются в прямую линию или образовывают дугу.

Скворцы, дрозды и другая « мелюзга»  порядка не любят,  летят как попало.

А крупные хищные птицы (ястребы, орлы) компаний не признают, летят в одиночку.

Сейчас мы с вами поиграем,  превратимся в птиц.  

   В одном конце группы размещена картинка « Пальма» ( тёплые края), а в другом «Сосна»- (северные места).

Игра «Кто за кем летит?»  Раздать детям картинки  с изображением разных  птиц, дети смотрят и решают, перелётная  птица или  нет,  и когда  она улетает.

1.Питаются насекомыми.  ( улетают не все.)

2.  Питаются зёрнышками (Оседлые останутся)

3.  Водоплавающие.

( Воробей, дятел, курица и др.) Курица – домашняя птица. И как она сюда попала?

Воспитатель: Птицы, которые вьют гнёзда в нашей стране, разлетаются по разным землям, тёплым странам. Но, оказывается, бывают и у нас « зимние гости». Кто? Найдите их на картинках (Снегири, свиристели, клесты). Что  они любят? (Ягоды, семена).

Птицы  - наши друзья. Какую пользу они приносят? ( Ответы детей).

Какие приметы связаны с птицами? ( ответы детей).

А как мы можем помочь птицам ? ( возле дома и на участке повесим кормушки, будем подкармливать птиц зёрнышками, крупой, несолёным салом. Чем  ещё?)

Заключительная часть.

Похвалить всех детей. Спросить, что нового они узнали.  Нацелить на наблюдение за птицами, заботу о них.

Свободный обмен впечатлениями.

Использованная литература:

1 Книга « Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией

  П. Г.Саморуковой.

2.Книга « Птицы России». Составитель Л.  Л . Семаго.М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. « Птицы – наши друзья» ,  М. Росагропромиздат, 1989 .

4.  Голованова Э. Н. «Птицы над полями». Ленинград. Гидрометеоиздат, 1987.

5 Пукинский Ю.Б. « Птицы» из серии « Природа Ленинградской области», Лениздат, 1988.

6. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание»

№ 8 1995, с 28 -30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зима пришла"

Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действит...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и аппликации в средней группе детского сада тема "Весна, перелётные птицы"

Цель:- ознакомление детей с характерными признаками весны, с перелётными птицами Задачи:- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природе;- закрепить знания детей о пе...

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы"

1  Формировать у детей обобщённые представления  о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.2 Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животны...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...