Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал занятия расширяет кругозор детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, прививает детям любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Птицы нашей местности. | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад №52
Приморского района Санкт-Петербурга
197374, СПб, Туристская ул., д. 18. Корп.2 литера А
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе детского сада.
Тема «Зимующие и перелётные птицы».
Разработала воспитатель ГБДОУ № 52
Бородулина Елена Анатольевна.
2014
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей об осеннем отлёте птиц, учить узнавать птиц на картинках, дать понятия «зимующие» и « перелётные» птицы, «оседлые» птицы.
Уточнить, чем птицы питаются.
Развивающие:
Развивать логическое мышление.
Развивать чувство юмора.
Познакомить с графической моделью птицы.
Поддерживать у детей желание больше узнавать о птицах, наблюдать за ними.
Воспитательные:
Прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать зимующих птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и мест их обитания; чтение книг, отгадывание загадок; знакомство с народными приметами, связанными с птицами.
Наблюдение за птицами на участке; просмотр небольших роликов о птицах. ( трясогузках).
Изготовление кормушек ( вместе с родителями).
Материалы к занятию:
Картинки с изображением птиц, карточки к дидактической игре « Кто чем питается?»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети сидят на стульчиках или на ковре полукругом. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Угадайте, что за птица.
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Кто это? (Сова).
Найдите её среди картинок, расположенных на коврографе.
Все птицы выглядят по- разному, но у них и много общего. Что есть у всех птиц? (ответы детей). Посмотрите на эту схему.
Нарисована голова птицы с клювом. 2 крыла. 2 ноги. | Питание : нарисованы зёрнышки. | Чем покрыта? Рисунок- перо. | Как размножаются? Рисунок - яйцо. |
Давайте проверим на примере совы. Оказывается, питаются только зёрнышками не все птицы.
Рассматривание картинок с изображением птиц. Дети называют известных им птиц. Беседа с детьми.
-В какое время года птиц в наших краях бывает больше? Почему?
-Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
-А тех, которые остаются на зиму с нами, никуда не улетают? (зимующие, осёдлые).
-Почему всё-таки многие птицы улетают? (выявить зависимость от корма).
Давайте поиграем. (Дети свободно передвигаются по группе.)
Дидактическая игра « Кто чем питается?». ( на столе или ковролине расположить в произвольном порядке картинки: цапля – лягушка, чайка – рыба, воробей – зерно,
снегирь – рябина, сова – мышь, дятел – жук). Дети соотносят пары.
Вывод: птицы улетают, т. к. осенью исчезает корм.
Скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка – все они едят насекомых, червячков. Могут ли они остаться у нас зимовать? ( НЕ могут). Посмотрите, у всех птиц, которые питаются насекомыми, удлиннённый заострённый клюв. Таким клювом неудобно клевать другой корм.
Помните, мы с вами недавно смотрели фильм про трясогузку. Расскажите о ней.
-Почему её называют спутником человека?
-Удобно ли ей ловить насекомых?
-Можно ли назвать трясогузку перелётной птицей? ( Да).
Трясогузка считается одной из самых полезных птиц. Эти маленькие птички склёвывают с растений и земли вредных насекомых, приносят огромную пользу на огороде, в саду. Они ловко уничтожает мух и комаров прямо на ходу. Благодаря своей подвижности трясогузка может легко догнать свою добычу как на земле, так и в воздухе. Внешне эта птица отличается от других необычайно элегантным телосложением. Стройными ножками, длинным хвостом и пёстрым оперением. Особенностью её движений является то, что она кивает при каждом шаге, за что её прозвали самой вежливой птицей.
Не все птицы улетают в одно время. Как вы думаете, какие птицы улетают раньше других? (ответы детей)
- Сначала улетают в тёплые края те птицы, которые питаются насекомыми. Какие это птицы? ( Дети называют).
- Потом улетают те, что клюют зёрнышки – овсянка, чиж, зяблик (показать).
- А позже всех улетают утки и гуси. Почему? (Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, т. к. они водоплавающие птицы..
Они летят ночью. Так безопаснее. Журавли летят клином, курлыкают:
«Кур!»-самец,
« Лы!» самка. Дуэтное пение.
Весной эти крики вызывают радость, осенью – грусть. Покажите руками клин, как летят журавли .
Цапли летят шеренгой, крыло к крылу (показать ) Утки выстраиваются в прямую линию или образовывают дугу.
Скворцы, дрозды и другая « мелюзга» порядка не любят, летят как попало.
А крупные хищные птицы (ястребы, орлы) компаний не признают, летят в одиночку.
Сейчас мы с вами поиграем, превратимся в птиц.
В одном конце группы размещена картинка « Пальма» ( тёплые края), а в другом «Сосна»- (северные места).
Игра «Кто за кем летит?» Раздать детям картинки с изображением разных птиц, дети смотрят и решают, перелётная птица или нет, и когда она улетает.
1.Питаются насекомыми. ( улетают не все.)
2. Питаются зёрнышками (Оседлые останутся)
3. Водоплавающие.
( Воробей, дятел, курица и др.) Курица – домашняя птица. И как она сюда попала?
Воспитатель: Птицы, которые вьют гнёзда в нашей стране, разлетаются по разным землям, тёплым странам. Но, оказывается, бывают и у нас « зимние гости». Кто? Найдите их на картинках (Снегири, свиристели, клесты). Что они любят? (Ягоды, семена).
Птицы - наши друзья. Какую пользу они приносят? ( Ответы детей).
Какие приметы связаны с птицами? ( ответы детей).
А как мы можем помочь птицам ? ( возле дома и на участке повесим кормушки, будем подкармливать птиц зёрнышками, крупой, несолёным салом. Чем ещё?)
Заключительная часть.
Похвалить всех детей. Спросить, что нового они узнали. Нацелить на наблюдение за птицами, заботу о них.
Свободный обмен впечатлениями.
Использованная литература:
1 Книга « Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией
П. Г.Саморуковой.
2.Книга « Птицы России». Составитель Л. Л . Семаго.М. Советская Россия, 1992.
3. Рахманов А. И. « Птицы – наши друзья» , М. Росагропромиздат, 1989 .
4. Голованова Э. Н. «Птицы над полями». Ленинград. Гидрометеоиздат, 1987.
5 Пукинский Ю.Б. « Птицы» из серии « Природа Ленинградской области», Лениздат, 1988.
6. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 8 1995, с 28 -30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зима пришла"
Конспект НОД помогает уточнить знания детей о зимних явлениях в природе, совершенствовать умения детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действит...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и аппликации в средней группе детского сада тема "Весна, перелётные птицы"
Цель:- ознакомление детей с характерными признаками весны, с перелётными птицами Задачи:- формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природе;- закрепить знания детей о пе...
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Зимующие и перелётные птицы"
1 Формировать у детей обобщённые представления о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.2 Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животны...
Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе детского сада тема "Весна, перелётные птицы".
"Весна, перелётные птицы"....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»
ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...