План - конспект по окружающему миру (старшая группа) НАСЕКОМЫЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.zanyatiya_po_okr._miru_nasekomye_st._gr.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру
по теме: «Насекомые» (старшая группа)
Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.
Задачи:
- Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
- Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
- Развивать зрительную и слуховую память;
- Активизировать, обогащать словарный запас детей;
- Развивать образность речи;
- Развивать словесно- логическое мышление детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
- Развивать общую моторику, координацию.
Форма проведения: познавательно - игровая
Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза); цветок, дидактические игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом»(сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку); мягкая игрушка- гусеница; зеленая ткань; письмо; цветы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Давайте подготовимся к путешествию.
- Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие ребята! Мы попали в беду, злой паук заколдовал нас. Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось. Вы готовы помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: Однажды над насекомыми
Пронесся злой паук.
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтобы бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знания,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми.
Воспитатель: Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на лесную полянку. Проходите, насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука.
Нужно отгадать загадки и найти картинки - отгадки.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…….(Стрекоза).
Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Ответы детей.
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее ……..(Пчела).
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что эта пчела?
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что эта бабочка?
- Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка)
Воспитатель: А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Какой основной признак всех насекомых?
Ответы детей.
Воспитатель: А паук - это насекомое? Назовите насекомых, которые относятся к хищным?
( стрекоза, кузнечик, божья коровка)
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
(они охотятся за другими насекомыми.)
Воспитатель: Назовите полезных насекомых. Какую пользу они приносят?
( пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы)
Воспитатель: Назовите вредных насекомых.
( муха- разносит микробы, гусеница – ест листья растений )
Молодцы, все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физкультминутка «Сороконожка».
Шла сороконожка по сухой дорожке.
Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.
Вдруг закапал дождик: Кап- кап- кап!
Дети останавливаются и приседают.
Ой, промокнут сорок лап!
Насморк нам не нужен, обойду я лужи!
Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.
Грязи в дом не принесу,
Дети останавливаются, трясут одной ногой.
Каждой лапкой потрясу.
Трясут другой ногой.
И потопаю потом. Ой, какой от лапок гром!
Дети топают ногами.
Воспитатель: Присаживайтесь на полянке.
Дети садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
Воспитатель: Мы сейчас поиграем в игру «4 лишний». Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
(лишний паук, потому что он не относится к насекомым;
лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают;
лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают;
лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей.)
Продолжим наше путешествие.
Игра: «Разложи бабочек на группы»
Посмотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Предлагаю разложить их по группам.
По какому признаку можно разложить бабочек?
( можно разложить бабочек по форме, цвету по размеру)
Дети раскладывают и комментируют свои действия.
Воспитатель: Вот и кузнечика, и жука вы освободили. Какие молодцы!
Появляются кузнечик и жук.
Продолжим путешествие.
Дети садятся на стульчики. Дидактическая игра: « Что сначала, что потом»
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Все про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель: Нет, гусеничка, не забыли. Мы с ребятами поможем тебе превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу.
- Что сначала откладывает бабочка?
(бабочка откладывает яйца)
- Кто появляется из яйца?
( из яйца появляется гусеница)
- Что делает гусеница, чем она питается?
( она питается листьями и растет)
- В кого она превращается?
( гусеница превращается в куколку)
- Кто выходит из куколки?
( из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья, она сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка может летать.)
Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала с помощью стихотворения, а потом по картинкам.
Физкультминутка- координация речи с движением « Гусеница».
Этот странный дом без окон у людей зовется « кокон».
( медленно поворачиваются вокруг себя)
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нем. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо – (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна…(хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками ,как крыльями)
Рассказы детей по модели :
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вех вас благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
Дети берут насекомых - игрушки и размещают их на полянке возле цветов.
Воспитатель: Посмотрите, какая полянка стала красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова.
Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:
Ты, цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие- легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое- легкое. Вы взмахнули крыльями и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза-поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к … (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект по окружающему миру "Лесные жители нашего края" для детей старшей группы
Расширение и углубление знаний детей о диких животных обитающих в наших лесах.https://nsportal.ru/albom/2020/03/04/lesnye-zhiteli-nashego-kraya...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Мой дом (мебель)
Конспект по окружающему мирув старшей группе на тему "Мой дом.Мебель "...
План конспект по окружающему миру на тему" День Народного единства" в старшей группе
Конспект по окруж.миру в старшей группе на тему "День Народного единства"...
План -конспект по окружающему миру " Домашние животные и их детеныши" в старшей группе
Конспект занятия по окружающему миру " Домашние животные и их детеныши " в старшей группе....
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Зимушка -зима!"
конспект занятия по окружающему миру в ст.гр. "Зимушка -зима!"...
План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Что такое Новый год ?"
Конспект по окр.миру в ст.группе на тему"Что такое Новый год ?"...