План - конспект по окружающему миру (старшая группа) НАСЕКОМЫЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Верясова Каролина Александровна

Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.zanyatiya_po_okr._miru_nasekomye_st._gr.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

по теме: «Насекомые» (старшая группа)

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых.

Задачи:

  1. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
  2. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
  3. Развивать зрительную и слуховую память;
  4. Активизировать, обогащать словарный запас детей;
  5. Развивать образность речи;
  6. Развивать словесно- логическое мышление детей, умение устанавливать причинно- следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
  7. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
  8. Развивать общую моторику, координацию.

Форма проведения: познавательно - игровая

Материалы и оборудование:  предметные картинки насекомых  (бабочка,  пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза); цветок, дидактические игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом»(сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку); мягкая игрушка- гусеница; зеленая ткань;  письмо; цветы.

Ход занятия:

Воспитатель:  Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Давайте подготовимся к путешествию.

- Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:  Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята! Мы попали в беду, злой паук заколдовал нас. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель:  Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось. Вы готовы помочь?

Ответы детей.

Воспитатель:   Однажды над насекомыми 

                            Пронесся злой паук.

                            На полянке разноцветной

                            Он всех заколдовал.

                            Чтобы бабочки  порхали,

                            Трудился муравей.

                             И осы чтоб жужжали,

                             Ты помоги скорей.

                             Возьми с собой ты знания,

                             И доброту возьми,

                             И этим шестиногим

                             Малышкам помоги!

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми.

Воспитатель:  Закройте все глаза и повторяйте за мной:

                          Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

  Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим на лесную полянку.                Проходите, насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука.

Нужно отгадать загадки и найти картинки - отгадки.          

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  1. У нее четыре крыла,  

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…….(Стрекоза).

Воспитатель:  Как вы догадались, что это стрекоза, какие  слова помогли найти отгадку?

Ответы детей.   

  1. Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее ……..(Пчела).

Воспитатель:  Какие слова помогли вам догадаться, что эта пчела?

  1. Он работник настоящий

     Очень, очень работящий.

     Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом.  (Муравей)

  1. Она ярка,  красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка)

Воспитатель:  Какие слова помогли вам догадаться, что эта бабочка?

  1. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.  (Божья коровка)

Воспитатель:  А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Какой основной признак всех насекомых?

Ответы детей.

Воспитатель:  А паук - это насекомое? Назовите насекомых, которые относятся к хищным?

( стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Воспитатель:  Почему их  называют хищниками?

(они охотятся за другими насекомыми.)

  Воспитатель:  Назовите полезных насекомых. Какую пользу они приносят?

( пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи  разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы)

Воспитатель:  Назовите вредных насекомых.

( муха- разносит микробы, гусеница – ест листья растений )

Молодцы, все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

Физкультминутка «Сороконожка».

Шла сороконожка по сухой дорожке.

Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.

Вдруг закапал дождик: Кап- кап- кап!

Дети останавливаются и приседают.

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк нам не нужен, обойду я лужи!

Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.

Грязи в дом не принесу,

Дети останавливаются, трясут одной ногой.

Каждой лапкой потрясу.

Трясут другой ногой.

И потопаю потом. Ой, какой от лапок гром!

Дети топают ногами.

Воспитатель:  Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

Воспитатель:  Мы сейчас поиграем в игру «4 лишний». Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

(лишний паук, потому что он не относится к насекомым;

лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают;

лишняя  бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают;

лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.)

Воспитатель:  Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей.)

Продолжим наше путешествие.

Игра: «Разложи бабочек на группы»

Посмотрите, какие красивые бабочки к нам прилетели. Предлагаю разложить их по группам.

По какому признаку можно разложить бабочек?

( можно разложить бабочек по форме, цвету по размеру)

Дети раскладывают и комментируют свои действия.

Воспитатель:  Вот и кузнечика, и жука вы освободили. Какие молодцы!

Появляются кузнечик и жук.

Продолжим путешествие.

Дети садятся на стульчики. Дидактическая игра: « Что сначала, что потом»

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Все про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:  Нет, гусеничка, не забыли. Мы с ребятами  поможем тебе превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу.

- Что сначала откладывает бабочка?

(бабочка откладывает яйца)

- Кто появляется из яйца?

( из яйца появляется гусеница)

- Что делает гусеница, чем она питается?

( она питается листьями и растет)

- В кого она превращается?

( гусеница превращается в куколку)

- Кто выходит из куколки?

( из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья, она сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка может летать.)

Воспитатель:  Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала с помощью стихотворения, а потом по картинкам.

Физкультминутка- координация речи с движением « Гусеница».

Этот странный дом без окон у людей зовется « кокон».

( медленно поворачиваются вокруг себя)

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нем. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо – (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…(хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками ,как крыльями)

Рассказы детей по модели :

Воспитатель:  Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вех вас благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

Дети берут насекомых - игрушки и размещают их на полянке возле цветов.

Воспитатель:  Посмотрите, какая полянка стала красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова.

Воспитатель:  Закройте глаза и повторяйте за мной:

Ты, цветочек,  помоги и в детей нас преврати!

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните, как вы были насекомыми. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие- легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое- легкое. Вы взмахнули крыльями и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше  парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза-поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к … (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект по окружающему миру "Лесные жители нашего края" для детей старшей группы

Расширение и углубление знаний детей о диких животных обитающих в наших лесах.https://nsportal.ru/albom/2020/03/04/lesnye-zhiteli-nashego-kraya...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Мой дом (мебель)

Конспект по окружающему мирув старшей группе на тему "Мой дом.Мебель "...

План конспект по окружающему миру на тему" День Народного единства" в старшей группе

Конспект по окруж.миру в старшей группе на тему "День Народного единства"...

План -конспект по окружающему миру " Домашние животные и их детеныши" в старшей группе

Конспект занятия по окружающему миру " Домашние животные и их детеныши " в старшей группе....

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Зимушка -зима!"

конспект занятия по окружающему миру в ст.гр. "Зимушка -зима!"...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему "Что такое Новый год ?"

Конспект по окр.миру в ст.группе на тему"Что такое Новый год ?"...