Моделирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Эпова Татьяна Владимировна

Описание опыта работы по моделированию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»

Моделирование в экологическом воспитании детей старшего        дошкольного возраста

Эпова Т. В.

г.Южноуральск

Моделирование в экологическом воспитании детей старшего        дошкольного возраста.

Экология - это наука, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. В переводе с греческого «Экология»  - наука о доме. Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским ученым Б. Коммонером:

  • всё связано со всем;
  • всё куда-нибудь девается;
  • всё что-нибудь да стоит;
  • природа знает лучше.

     Цель экологического образования - формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают: комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, интересной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.

    Экологическое воспитание включает в себя развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремление к самостоятельному поиску. В центре экологического воспитания - ребёнок - исследователь, экспериментатор, «открывающий» отношения и связи окружающего мира. Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания.

         Одним из средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

      Исследователи отмечают, что основы моделирования закладываются в раннем и младшем дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей /рисование, лета, конструирование и т.д. По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и структуре моделирования - модели начинают чаще использоваться в познании окружающего мира. Однако в дошкольном возрасте ребёнок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модели в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи "замещаемое-замещающее", некоторых правил моделирования, замещение содержания, видоизменения готовых моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

         С помощью демонстрации моделей наглядно успешно осуществляются обобщения и систематизация знаний детей о природе.

                                 Виды моделей:

1. Предметные модели: воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.

Пример: аквариум - модель экосистемы в миниатюре /биом водоема/. Самая простая предметная модель - заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

П. Предметно-схематические модели: в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов, макетов.

Пример: макет- модель - способ защиты от врагов. Лист картона окрашивают два цвета. Накладывая на него цветные изображения геометрических фигур, при совпадении цвета поля и фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных. Пример: полоски бумаги разных оттенков земного цвета - листья растений. Фигуры - формы листьев. Разная фактура /гладкая, бугристая, шероховатая/- часть растений - листья, стебли.

Ш. Графические модели /графика, схемы/ передают обобщенно /условно/ признаки, связи и отношения природных явлений.

Пример: календарь природы, таблица продолжительности дня. Модель рыбы в которой отображены признаки данной группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей /плавники/, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

   IV Сенсорные модели помогают детям выявить конкретные отличия свойств.

  VМодели логического содержании способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению и логизации содержания.

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, использовать предметы и модели. Это свидетельствует о том, что использование моделей в освоении свойств и отношений предметов может стать увлекательным средством познания

Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставление предметов и модели, вариативность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:

- Использовать разнообразные виды моделей /по отражению содержания, по степени условности содержания, по способу выражения/ оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при её применении.

- Накапливать опыт познания посредством моделирования и использование модели в повседневной деятельности через обогащение предметно-развивающей среды.

      - Повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.                                            

      - Учить наблюдать, правильно воспринимать и воспроизводить объект, передавая его форму, величину, соотношение частей тела, пространственное расположение.

      -Осознавать взаимосвязь между строением организма животных и средой обитания, условиями их жизнедеятельности помогают образные модели - схемы /методика А. А. Кауце/. Рассматривая их, сравнивая, размышляя, дети начинают постигать объективную причинность, существующую в природе, ее законы, физические свойства материальных объектов.

В старших и подготовительных группах детского сада Центр Природы и Экологии оснащён всевозможными моделями.

      В группе есть модель состоящая из 5 кубов отражающая логическую цепочку: «Как рубашка в поле выросла», «Салат вырос на грядке», «Откуда взялась котлета», «Книга роддом из леса». Также есть модель-панно «Зимний лес», с помощью этой модели дети самостоятельно рассказывают о поведении животных в зимний период, их окраске, питании, загадывают друг другу загадки.

       На основе этого панно было проведено интересное занятие - путешествие «Прогулка в Зимний лес» целью которого было уточнить знания детей о жизни обитателей зимнего леса. Воспитывать желание знать больше о жизни в лесу. Активизировать речь детей, умение отвечать грамматически правильно, полным предложением. Упражнять в подборе эпитетов. На занятии дети читали стихи о зиме, зимнем лесе. Подбирали существительные к словам: холодная, бушуют, суровая, замёрзли, метут и т.д. Затем отправились в волшебный зимний лес. Где слушали зимнюю музыку, отгадывали загадки о животных, рассказывали как они приготовились к зиме. Уточнили как надо себя вести в лесу. А ещё в лесу мы «трогали» зиму руками (снег, лёд). Рассказывали о своих ощущениях, подбирали эпитеты: снег (искристый, блестящий, холодный, липкий, пушистый и т.д.). а закончилось занятие тем, что мы изобразили Зиму в общей работе - аппликации «Волшебница зима». Детям занятие очень понравилось. Они придумывали разные эпитеты, показали хорошие знания, в глазах был восторг!

     Так же у нас была проведена детская  игра «Зов природы». Через игру продолжили углубление природоведческих знаний: пониманием того, что растения состоят из частей умение делать выводы о закономерностях в природе, совершенствовать знания о диких животных,  демонстрировать как человек пользуется дарами природы; воспитывать гуманное отношение к природе, основанное на восприятии её как живого эстетически прекрасного целого. В игре принимали участие две команды: «Ромашки» и «Одуванчики». Они играли, отвечали на вопросы, отгадывали и пели песни о природе, помогали растениям оставшимся без воды. Игра получилась захватывающей и интересной.

      Одна из традиций ДОУ проводить занятие в нетрадиционной форме. В своей подготовительной группе  я провела занятие-эксперимент «Всё о воде». Занятие было завершающим - блок тем «Вода». На протяжении занятий этого блока мы изучали состояние воды, её свойства, качества, какую пользу она приносит природе, человеку, какой может нанести вред. На занятии дети показали неплохие знания. К нам в гости прилетел инопланетянин «Альф», которому они рассказывали всё что знают о воде: о том, что вода занимает большую часть поверхности Земли, рассказывали о водоёмах, которые есть на нашей планете, чем отличается речная вода от морской, кому и для чего нужна вода, зачем нужна вода человеку. Слушали рассказ-репортаж Лёши Березина «Откуда в городе вода», который он осветил при помощи панно-схемы. Затем играли в игру-модель «Мы вода»; провели опыт «Свойства воды». Решили проблемную ситуацию: «Если вдруг на планете не останется ни капли воды», подобрали родственные слова к словам: вода, дождь, море, используя схему-модель «Полянка родственных слов». На занятии было увлекательно.

     У нас в группе есть много графических моделей-схем, иллюстрации в папках по темам: «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Птицы». Есть «Красная книга Южного Урала». Центр исследований и науки. Модели изготавливают, как воспитатели, так и дети с помощью воспитателей.

      Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Решая задачи экологического воспитания, использую в работе такие технологии:

  • ТРИЗ;
  • Мнемотаблицы;
  • Мнемодорожки;
  • Модели разного вида;
  • Модель-каскад;

Занятие в нетрадиционной форме: « Поле чудес»

«Счастливый случай» «Салат из сказок»

    Для того, чтобы воспитывать новое поколение с новым экологическим мышлением надо проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение.

 Берегите здоровье друг друга

 Мы природы малая часть

 Вы кому-то ответили грубо

        Чью-то жизнь сократили сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Моделирование как ведущий метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В докладе описано понятие моделирования, цели и задачи данного метода в экологическом воспитании дошкольников...

«Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

  Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на создание и использование моделей. Моделирование -это з...

Использование моделирования в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста

Определить роль моделирования в экологическом воспитаниидошкольников...

Метод наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование метода наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы....

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...