Исследовательский проект "Наш зелёный детский сад".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
В ходе реализации проекта ребята знакомятся с растениями родного края, их различными жизненными формами, составляют паспорт дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«НАШ ЗЕЛЕНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Цель проекта:
Развитие речи во время проведения прогулки, создание условий для развития познавательных способностей детей
Формирование у детей системы экологических знаний о растительном мире родного края.
Задачи:
Обогащение и расширение представлений детей о растениях и их жизненных формах.
Обобщение представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений (причинно-следственные связи)
Формирование в детях эмоционально-радостного ощущения от активного участия в совместной работе, наблюдения за окружающим растительным миром.
Обогащение и активизация словаря детей.
Пробуждение интереса к природе родного края.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Интеграция областей: познание, экология, труд.
Возраст детей: 3-4 года.
Сроки реализации: среднесрочный (июнь – август)
Участники: воспитатели, дети.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с различными жизненными формами растений (деревья, кустарники, лианы, травы), а также с условиями их произрастания и содержания.
2. У детей сформируются знания о строении растений, а также о значении семечка.
3. Дети захотят передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках.
Показатели эффективности:
Дети различают изученные деревья, отмечают особенности каждого.
Имеют представление о том, что существуют различные жизненные формы растений.
Дети передают свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках.
Перспектива.
Данный проект должен подготовить детей к реализации осеннего проекта той же тематики.
Познакомить детей с сезонными изменениями изученных растений в процессе реализации осеннего проекта, в частности:
создать альбом-гербарий из коллекции сухих листьев.
пополнить коллекцию природного материала группы бусами из плодов рябины, желудями, каштанами и пр.
организовать выставку поделок из природного материала (каштаны и жёлуди)
Оборудование: видовые точки на территории детского сада (липа, рябина, туя, клен, подорожник, вишня и слива). Трафареты с изображением листьев изучаемых деревьев. План-схема (карта) маршрута с изображением названных видовых точек.
Способы оценки: опыты, наблюдения, беседы, игры.
Актуальность.
После того как дети познакомились с новым рассказом о крошке еноте, многие задали вопрос о том, что такое осока и почему енот решил нарвать её на ужин, что такое лиана, и как обезьяна могла повиснуть на ней. Через пару дней на подоконнике в группе появилась баночка с водой, куда мы поместили стебель лианы для дальнейшего проращивания, а после ребятам была продемонстрирована осока. Таким образом, воспитанники были заинтересованы в дальнейшем знакомстве с жизненными формами растений.
Этапы проекта:
1. Организационный
а) подбор и изучение литературы:
б)постановка цели, и разработка содержания учебно-воспитательного процесса
в) группировка материала, разработка занятий, составление плана.
2. Практический
а) наблюдения
б) беседы
в) дидактические игры
г) целевые прогулки
д) трудовая деятельность
и) продуктивная художественная деятельность
- рассматривание репродукций, картин, открыток
- рисование
- аппликация
- лепка
ж) опытно-исследовательская работа
з) чтение художественной литературы
3. Заключительный
- итоговая диагностика познавательных процессов
- распространение опыта в детском саду.
- презентация проекта
1. Сперва был проведён опыт, целью которого явилось знакомство детей с состоянием почвы.
Был использован следующий материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.
Ход занятия: где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии.
Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом?
Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно.
Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее? Почему?
Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.
2. Затем мы с ребятами пришли к выводу, что у нас на территории группы не достаточно зелено и было решено заняться посевом травы. Для этого каждому из ребят была выдана жменька семян. Но прежде чем семена были опущены в землю, каждый взрыхлил грабельками землю, подготовил её к посеву (следуя выводам из опыта проведенного ранее). Затем прошёл дождь и засеянная территория была обильно полита. После ребята старались обходить стороной засеянный участок, дабы не повредить восходящую травку. Через две недели теплой погоды мы увидели положительную динамику, травка действительно начала прорастать.
Беседы: «Что такое "семечко"?», «Что необходимо для семян?», « Как семена путешествуют по воздуху?».
Цель бесед: формировать представления о семечке, о жизни семян, о распространении семян, что семечко необходимо для продолжения жизни.
3. В группе на подоконнике появилась баночка с водой, куда был помещён стебель лианы. В течение двух недель ребята наблюдали и, наконец, увидели, что лиана пустила корень. Мы выбрали горшок, взяли почву и пересадили растение, обильно полив его.
Беседа: «Строение растения: корень, стебель, лист, цветок», «Для чего растению нужен корень», «Как ухаживать за комнатным растением».
Цель: наглядно продемонстрировать строение растения, закрепить правила ухода за комнатными растениями.
4. На территории детского сада достаточное количество кустарников, деревьев, травянистых растений, поэтому, у воспитателя есть возможность наглядно продемонстрировать детям уже знакомые по картинкам растения.
В случае нашей группы проводились следующие занятия-наблюдения.
Василёк.
Головка голубая и длинный стебелек.
Ну кто его не знает! Это...
Вы, конечно-же, узнали василек. У василька огромное множество родственников. Ученые говорят: «У василька много видов». Среди них есть и вовсе не синие: они бывают и красноватые, и розоватые, и желтые, и голубые и почти белые. Смотрят люди на васильки - любуются, собирают из них букеты, плетут венки.
Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.
Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.
И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.
Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.
Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.
Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.
Есть такая пословица про василёк: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
Послушайте сказку о васильке синем.
Сказка о Васильке
Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.
Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.
- Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!
Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.
- Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!
Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком - в память об исчезнувшем юноше.
И хотите верьте сказке, хотите нет, но одно в ней правда: растет василек синий только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда-то здесь было ржаное поле.
Загадки о васильке
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ...
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Есть трава-полёвка
Синяя головка,
По краям короночки –
Зубчики-вороночки.
Васильков повсюду много. Им пока не грозит исчезновение. Но все равно, не рвите, пожалуйста, цветы без надобности, лучше любуйтесь ими живыми. Ведь:
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Подорожник
Взгляните на это растение. Многим из вас оно знакомо. Как оно называется? (Ответы детей). Подорожник. Подорожник довольно обычное растение, растет на влажных местах, вдоль дорог, в садах. Давайте рассмотрим подорожник повнимательнее.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другие названия — «порезник», «ранник», «чирьевая трава» — даны растению за способность заживлять раны.
С самых давних времен люди не только употребляли растения в пищу, но и делали из них одежду, орудия труда и защиты. А еще растения помогали человеку избавиться от болезней. Раньше знания о лечебных свойствах растений хранили женщины и старейшины. В наше время ученые изучают растения для того, чтобы сделать из них лекарства от многих болезней. Вы знаете как называются растения, с помощью которых можно лечиться? (Ответы детей). Лекарственные растения.
Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли «Матерью всех трав» за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.
Подорожник являются кормовым растением для многих бабочек. Семена подорожника любят мелкие птицы.
Лиственница европейская (форма – плакучая)
Мало найдется таких растений, которые не похожи на своих близких родственников. Лиственница – хвойное растение, но каждую осень он теряет свой игольчатый наряд и встречает зиму обнаженной. Практически единственное хвойное растение, которое никогда не будет «новогодним деревом». Лиственница – очень древнее растение, появилось в конце мелового периода, то есть произрастала еще в то время, когда на Земле обитали динозавры. Лиственница – морозостойкая порода, быстро растет, не прихотлива. Исключительно красива лиственница весной при распускании нежной и сочной светло-зелёной хвои. Нам очень повезло, что на территории нашей группы растете это замечательное дерево. Мы будем беречь его, и наблюдать за ним.
Паспорт дерева группы «Васильки»
Название дерева: лиственница европейская
Место «прописки» : г. Калининград, ул. Карамзина 11, д/с № 136
Краткое описание места, где растёт дерево: участок группы
Примерный возраст: 10 месяцев
Окружность ствола у основания: 9см
Примерная высота дерева: 160 см
На какой высоте начинает ветвиться: 160 см
Форма кроны (отметить нужное) :
*овальная, *шаровидная, *плакучая, *треугольная, *яйцевидная, *раскидистая
Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5- 2 м от ствола:
почва рыхлая, уплотнённая, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д. песчаная, плотная, с травянистой растительностью
Состояние дерева в момент заполнения карточки (отметить нужное):
*отличное *хорошее *удовлетворительное *неудовлетворительное
Другие сведения о дереве: ствол имеет искривление
Взято под охрану: 22 июля группой «Васильки»
Рябина
Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.
И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.
Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем сами сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины). А когда вы будете делать рябиновые бусы, я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева.
Дополнительный материал:
Легенда о рябине
Купеческая дочка влюбилась в простого парня, но ее отец и слышать не хотел о бедном женихе. Избавить семью от позора он решил при помощи колдуна. Чтобы спасти свою любовь, девушка придумала убежать из дома. Темной дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи с любимым. В ту же безлунную ночь вышел из дома колдун. Но парень заметили колдуна. Уводя опасность от любимой, юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».
Загадки о рябине:
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
***
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
***
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?
***
Цветки – пчёлам и шмелям,
Плоды – сойкам и дроздам,
А кудрявой ветке –
Место у беседки.
Липа
Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А какой мед получается! Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды. Недаром про липу есть такая загадка:
В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?
А орешек, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти липа в пустыне? Почему?
Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли малюсенький «хвостик» с двумя листочками, торчащими в разные стороны. Никакого сходства с породившим его деревом. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу.
Липа – дерево дуплистое. Как вы это понимаете? Дерево с дуплом. А ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах? Птицы и звери.
Дикие животные с удовольствием поедают липовые орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Едят лесные жители также листья, кору и почки липы.
Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»
Липы выросли в лесу
И торопятся, растут.
(Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Встать на носочки, потянуться, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветви,
(Махи поднятыми руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, назад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Когда же липам отдых будет?
(Вращение туловищем)
Вот уж ветер затихает,
Липа ветви распрямляет.
(Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)
Клен
Клён – это дерево самостоятельное, гордое по-своему, ни с чем не сравнимое. Сок его вкусен, не уступает берёзовому. В старину из него сахар выпаривали, с чайком попивали. А какая музыкальность дана природой этому дереву - «певучее» дерево. Из древесины делают музыкальные инструменты: кларнеты и флейты. Семена клёна - это крылатки.
Загорелись как пожар,
На рябине кисти.
Катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал
Хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал
На свои иголки.
Их несет к себе домой,
Стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой
Спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны
Снежные метели,
Пусть проспит он до весны
В теплой колыбели
(Я. Купала)
Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте: оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. В итоге, большинство родителей согласилась участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость.
При знакомстве с деревом активизировался словарь разговорной речи. Сравнивая с кустом, закрепили понятие «высокий – низкий», «толстый – тонкий». Описывая березу, употребляли такие выражения как: береза высокая, кудрявая, милая березонька. Ствол тонкий, белый. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дала понятие листопада.
Ожидаемые результаты: По окончании проекта ребята изъявили желание продолжить наблюдение за своими деревьями, поэтому работа продолжалась посезонно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский исследовательский проект "Зелёный лук наш друг"
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Наши дети живущие в городах, мегаполисах зачастую не знают, не видят и не имеют...
Семинар – практикум Тема: «Организация исследовательской деятельности в детском саду с целью формирования у дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению»
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской...
Экспериментально - исследовательский проект "Зелёный лук - наш друг"
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в ко...
Исследовательский проект "Зелёное чудо природы"
Цель: формирование представлений о роли листа зелёного растения в жизни человека....
Экспериментально-исследовательский проект "Зелёная грядка на подоконнике"
Методическая разработка по окружающему миру (старшпя группа). Презентация состоит из 7 слайдов и содержит описание проекта, состоит из 4 этапов. Проект включает в себя подготовительную словатную работ...
Презентация экспериментально-исследовательского проекта «Зелёная грядка на подоконнике».
Презентация проекта для старшей группы детей с ТНР состоит из восьми слайдов. Проект включает в себя подготовительную словарную работу, наблюдение за ростом растений, а также коррекционные упражнения ...