План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Как выращивают хлеб?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие с использованием новых технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khleb.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
Тема: «Как выращивают хлеб?»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие». Познакомить детей с трудом хлеборобов осенью. Расширить представление детей о деловых и личностных качествах людей работающих на земле. Закрепить знания о различиях города и села: дома, транспорт, труд людей; о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Формировать: умения моделировать предметы и явления окружающего мира и представления о машинах облегчающих труд людей.
«Речевое развитие». Продолжать учить излагать свои мысли понятно для окружающих. Приучать детей к самостоятельности ответов. Обогащать словарь: фермеры, нива, хлебороб, комбайн, элеватор. Помогать детям осваивать выразительные средства языка- пословицы, поговорки, стихи. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
«Социально-коммуникативное развитие». Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу. Формировать умение делать предположения с небольшой помощью взрослого, не бояться высказывать свои мысли. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками.
«Художественно –эстетическое развитие». Формировать основы художественной культуры, умение воспринимать и понимать произведения искусства. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.
Методы и приемы:
- практические: игра, сюрпризный момент, обследование, создание художественного продукта, макетирование;
-наглядные: рассматривание, показ;
-словесные: рассказ воспитателя, ситуативный разговор, вопросы воспитателя.
Материалы и оборудование: учебно –методического пособие «Город и село»; колосья пшеницы и ржи в вазах; демонстрационные картинки с изображением различных строений (театры, кино, музеи, заводы, фабрики), улицы широкие, проспекты, различный транспорт, поля, леса, фермы, домашние животные; изделия из ржаной и пшеничной муки: хлеб, сушки, булки, печенье; на подносах зёрна пшеницы и ржи; лупы; подносы с солёным тестом; стеки; доски; салфетки; фартуки, косынки и колпаки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Продуктивная | Лепка «Новое хлебобулочное изделие» Цель: Использование разнообразных приемов, усвоенных ранее для создания образов предметов |
Познавательно-исследовательская |
Цель: Закрепление знаний о различиях города и села.
Цель: Уметь наблюдать и обобщать полученную информацию |
Игровая | Игра «Что, за чем» Цель: формировать знания о процессе выращивания хлеба с помощью зарисовки схемы. |
Коммуникативная | 1.Беседа «Труд хлеборобов» Цель: формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
І. | Воспитатель: Город, село. Чем отличается город от села? Ответить на этот вопрос вам поможет фильм. Показ учебно –методического пособия «Город и село». | Смотрят слайды | Установка на решение проблемы. Побуждать детей выдвигать гипотезы, делать выводы. |
ІІ. | Работа с морфологической таблицей « Чем отличается город от села?» Вопросы: Чем отличается город от села? Чем занимаются люди в деревне, в городе? Кто живёт и трудится на селе? Как называют людей, работающих в сельской местности? Воспитатель: Все мы каждый день едим ржаной и пшеничный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные (выставляю на подносах различные хлебобулочные изделия). А кто знает, из чего всё это делают? Воспитатель: А что, такое мука? Из чего её получают? Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. | Дети в таблице выставляют картинки или делают записи (разные дома, в городе многоэтажные, есть театры, кино, музеи, заводы, фабрики, улицы широкие, проспекты, различный транспорт. В деревне дома одноэтажные с садами, вокруг поля, леса, есть фермы, много домашних животных) Выращивают хлеб, разводят животных, выращивают овощи. | Закрепление знаний о различиях города и села. Умение самостоятельно классифицировать, обобщать, систематизировать самостоятельно |
Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором подносы с зёрнами пшеницы и ржи. Рассмотрите их внимательно, можно с помощью лупы, потрогайте руками (даю время). Все ли зёрна одинаковые. Воспитатель: Рожь и пшеница – хлебные злаки, они растут в поле, из них делают муку, а из муки выпекают хлебобулочные изделия. А вот колоски этих злаков (обращаю внимание на вазы с колосками). Это колоски пшеницы и ржи. Рассмотрите их. Колоски, как и зёрна разные. Что вы можете сказать об этом колоске (показываю колоски ржи)? | Дети с помощью луп рассматривают зёрна, сравнивают. Одна подгруппа рассказывает про зёрна пшеницы – круглые, светлые. Вторая подгруппа про зёрна ржи – длинные, темнее. Дети рассматривают колосья. Одна подгруппа рассказывает про колосья пшеницы –более округлые и усики короткие.. Вторая подгруппа про зёрна ржи –. у ржи колосок длинный и зёрна удлинённые, и усики тоже очень длинные. | Уметь наблюдать и обобщать полученную информацию | |
Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое это интересное слово – хлебороб, в нём соединились два слова, слово – хлеб и слово – работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения, злаки? Что нужно, чтобы растение выросло? Правильно, каждому растению нужна плодородная земля: мягкая, рыхлая, из которой корешкам злаков удобно добывать питание. Нужна вода, солнечный свет, воздух. Показ слайдов №5,6,7 Воспитатель: Вот хлеборобы вспахивают землю и рыхлят, поливают их, когда нет дождя. Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. | Дети делают зарисовку-схему плодородная земля, вода, солнечный свет, воздух. | Использование детьми в целях формирования знаний о процессе выращивания хлеба. | |
Показ слайдов №8.9.10 Воспитатель: Что это за техника и что она делает? Кто работает на тракторе? На вспаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева: По земле сырой, не жёсткой, Там, где тракторы прошли, Не глубокие бороздки В чёрной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зёрна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. Воспитатель: Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи? Воспитатель: Да, хлеборобы работают допоздна. Потому, что растения надо посадить в определённый срок, а то растения могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посадить зерно в срок. | Формирование представлений о машинах облегчающих труд людей. Умение делать предположения с небольшой помощью взрослого. | ||
Воспитатель: Всё лето созревают зёрна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах (выставляю картину И. Шишкина «Рожь»), о нём поэты сочиняют стихи. Посмотрите на картину И. Шишкина «Рожь», с чем можно сравнить хлебное поле? Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? Воспитатель: Как и у моря, у поля не видно другого края, а когда дует ветер по полю, как бы проходят волны. Хлебное поле ещё называют нива. Нива от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как поэтесса Ю.Ждановская написала о поле. Смотрите на картину и слушайте. Нива моя, нива, нива золотая! Зреешь ты на солнце, колос наливая, По тебе, по ветру, словно в синем море, Волны так и ходят, ходят на просторе… Слайд№11.12,13 Воспитатель: Но вот и зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? Воспитатель: Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Затем зерно везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука. Что дальше получается с мукой? Что выпекают из пшеничной муки? Воспитатель: А ещё из пшеницы делают манную крупу, из которой варят нашу всеми любимую манную кашу. А из ржаной муки пекут ржаной хлеб. Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерна – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующим году снова собрать урожай. Как много труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пришёл хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много о хлебе существует пословиц. Прочтите их. | Дети зачитываю или рассказывают пословицы, подготовленные с родителями • Хлеб всему голова • Без хлеба – нет обеда • Не шуба греет, а хлеб • Хлеб – батюшка, вода – матушка | Использование сравнительных прилагательных Умение воспринимать и понимать произведения искусства. Использование в речи пословиц и поговорок | |
Входит «Каравай»: Теперь вы знаете, откуда пришёл хлеб- каравай на наш стол, и, я думаю, будите с уважением относиться к хлебу: • Хлеб нужно всегда доедать. Старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. • Хлеб нельзя бросать на землю, на пол. В старину, если кто-то случайно ронял хлеб, то его поднимали и просили прощенье за это. • Хлеб – главное богатство нашей страны его нужно беречь. Дети, представьте себя хлебопёками. Придумайте и изобразите новое хлебобулочное изделие. Для вас приготовлен весь необходимый материал. В добрый час! | Подходят к столам для художественного труда. Одевают фартуки, колпаки и косынки. | Использование разнообразных приемы, усвоенных ранее для создания образов предметов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»
Работа с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в (старшая группа) по ознакомлению с книжной культурой «В гостях у писателя С. Я. Маршака»
Содержание1.Конспект совместной деятельности педагога и детей (План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками).2. Перспективный календарно-тематический план по ознакомлению дош...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой Тема: «Любую ошибку можно исправить» по рассказу Н.Носова «Огурцы»
Материал разработан в соавторстве с Т.Н.Чугуновой, может быть полезен для педагогв дошкольных учреждений....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по ознакомлению с книжной культурой
Тема: «В гостях у сказки»(на основе чтения русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке А. Толстого)...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы. Тема: «Виды транспорта».
Обобщить знания по теме «Транспорт». Продолжать учить понимать детей значимость разновидностей транспорта. Познакомить детей со специальным транспортом....