Проект "По страницам Красной книги"
проект (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Дети подготовительной группы закрепят знания о Красной книги Алтайкого края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 659.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9» города Бийска
Содержание
I. Характеристика проекта……………………………………………….....3
II. Актуальность …….………………………………………………………..4
III. Цель и задачи проекта..…………………………………………………...5
IV. Методы и приемы..……………………………………………………….6
V. Основные виды деятельности……………………………………………...6
VI. Содержание проекта……………………………………………………...7
VII. Результативность.……………………………………………………....13
VIII. Литература..…………………………………………………………….14
Приложения ...…...……………………………………………………………15
Характеристика проекта
Тип проекта: информационный
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность
Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребёнка щадящее отношение к ресурсам и объектам дикой природы. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе. Именно на этом этапе складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе. Накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но при одном условие, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу и показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Чтобы у ребёнка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве. Ребёнок должен иметь знания об объекте, чтобы понять и помочь. С целью выявления имеющихся знаний была проведена диагностика в подготовительной к школе группе, которая показала следующие результаты средний уровень 55 % низкий уровень 45% . По результатам анкетирования, а так же в связи с тем, что значимость и роль защиты растений возрастают с каждым годом, был разработан проект «По страницам Красной книги».
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о растениях родного края, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
- Расширять кругозор детей о растениях Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
- Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитывать чувство любви, эмпатии и бережного отношения к природе родного края.
Методы и приемы:
Проблемный метод:
- мотивация и создание у детей интереса к предстоящему действию;
- создание проблемных ситуации для детей и поиск путей решения.
Словесный метод:
- объяснение предстоящих действий;
- использование художественного слова;
- словесные указания;
- рассказ воспитателя;
- чтение художественной литературы;
- вопросы к детям;
- беседа.
Наглядный метод:
- показ презентации;
- рассматривание иллюстраций;
- наблюдение.
Практический метод:
- диагностика;
- использование музыкального сопровождения.
Основные виды деятельности:
- досуговая;
- игровая;
- коммуникативная;
- опытно - экспериментальная;
- познавательно-исследовательская.
Содержание проекта
Этапы | Интеграция образовательных областей | Мероприятие | Задачи | Результативность |
Аналитический | Диагностика уровня знаний детей о растениях Алтайского края. | Выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о растениях Алтайского края. | ||
Организационный |
|
| Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта. | Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Практический | Игровая Коммуникативная Трудовая Продуктивная Чтение художественной литературы Познавательно – исследовательская Познание Коммуникация Социализация Труд Музыка Чтение художественной литературы Художественное творчество Безопасность Здоровье Физическая культура |
| -Воспитывать у детей чувство любви к природе. -Вызвать желание оказывать посильную помощь в охране живых объектов. - Расширять кругозор детей - Познакомить детей старшего дошкольного возраста с отделом природы в музее имени В. Бианки - Познакомить детей с внешним видом растений Алтайского края. - Выявить знания детей о лекарственных растениях. - Рассказать о пользе растений и о том, как они помогают человеку. -Формировать у детей представление о природе родного края. - Воспитывать любовь к родной природе. - Формировать представления детей о красной книге. - Вызвать желание бережно относиться к природе. - Познакомить с произведениями, посвященными природе.
- Формировать у детей знания поведения в лесу. -Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. - Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о туризме и его организации. -Рассказать детям о взаимосвязях в природе. -Воспитывать любовь к природе. -Познакомить детей с поэтами и писателями, воспевавшими родную природу. | Сформированность у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае |
Непосредственная образовательная деятельность «Алтайский край- жемчужина Сибири» |
| Дети познакомились с расположением Алтайского края на карте и глобусе, узнали легенду края, что способствовало увеличению интереса к родному краю. | ||
Непосредственная образовательная деятельность «По страницам красной книги» |
| Дети узнали какие растения есть на Алтае, познакомились с их местом произрастанием. Интерес детей к растениям родного края стал более обширным, на основание чего дети задавали большое количество вопросов и пытались самостоятельно находить ответы и решать проблемные ситуации. | ||
Непосредственная образовательная деятельность «Зелёные врачи» |
| Увеличилась познавательная активность детей. Сформировались знания детей о животных и месте их обитания. Дети старались самостоятельно делать умозаключения и делились полученным опытом со взрослыми и родителями. Навыки ориентироваться на карте в незнакомой местности стали более сформированными. | ||
Конспект защиты исследовательских проектов «Береги растения Алтайского края» |
| Дети познакомились с редкими растениями Алтайского края, узнали легенды и мифы о растениях. Стали проявлять большой интерес к изучению природы края. | ||
«Туристический поход» развлечение | 1. Формировать у детей представления о походах о их пользе, и о том какие опасности их подстерегают на природе. 2. Доставить детям радость, создавать положительное настроение у детей 3. Воспитывать любовь и интерес к туристическим походам. |
|
Результативность
- У детей старшего дошкольного возраста расширился кругозор знаний о растениях Алтайского края: они узнали, что растения нуждаются в защите, что некоторые растения исчезают, и их остается совсем мало. Также воспитанники узнали о лекарственных растениях, познакомились с легендами о цветах. Получили знания о ядовитых растениях и о правилах поведения на природе.
- По ходу проведения проекта дети старшего дошкольного возраста задавали большое количество вопросов, искали ответы самостоятельно, с помощью родителей и различных источников литературы, что способствовало развитию познавательного интереса у детей и развитию словаря.
- У детей укрепилось чувство эмпатии, любви к природе родного края.
Литература
- Алексеев, Ю.В. Растительный мир Алтайского края [Электронный ресурс] / Ю.В. Алексеев.-http://business.alt.slando.ru
- Ветохин, Е.А. Красота природы Алтая [Электронный ресурс] / Е.А. Ветохин.-www.altaj.ru
- Жданова, И.И. Растения, занесенные в красную книгу [Электронный ресурс] / И.И. Жданова.-http://www.biodat.ru
- Заречнова, Ю.Ю Стихотворения о родной природе [Электронный ресурс] / Ю.Ю. Заречнова.-http://animalpix.ru
Тукмачев, С.В.Природа Алтайского края [Электронный ресурс] / С.В. Тукмачев.- barnaul-city@mail.ru
Приложения
Приложение № 1
Диагностические методики
Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа». Беседа по картинкам.
• Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).
• Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.
• Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.
• Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.
• Д/игра «Путаница». Задания:
расположи части растения правильно;
почему части растения нужно расположить именно так?
зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?
• Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.
• Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.
• Ребёнок называет части растений.
• Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
• Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.
• Ребёнок выполняет задание с помощью воспитателя.
• Выполняет задание неверно.
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
• Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).
• Называет некоторые потребности растений.
• Называет одну потребность.
• Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?
• Верно называет растения.
• Ошибается, но самостоятельно исправляет ошибки.
• Не справляется с заданием.
• Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?
• Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).
• Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.
• Не справляется с заданием.
• Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?
• Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).
• Ребёнок называет 2 признака живого.
• Ребёнок называет 1 признак живого.
• Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники».
• Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.
• Ребенок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
Растения
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение различать растения разных экологических систем | 2. Представления об органах растения и их функциях | 3. Представления о стадиях развития и роста растений | 4. Представления о потребностях растений | 5. Представления об особенностях ухода за комнатными растениями | 6. Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям | 7. Представления о растениях, как о живых существах | 8. Умение группировать растения |
Бедарева М. | Н | Н | Н | Н | Ср | Н | Ср | Н |
Вершинин А. | Н | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н | Н |
Габов С | Н | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н | Н |
Гришаков | Ср | Ср | Ср | Ср | Н | Н | Ср | Ср |
Зуева О. | Ср | Ср | Ср | Ср | Ср | Н | Н | Ср |
Зуева П. | Ср | Ср | Ср | Ср | Н | Ср | Н | Ср |
Исупова Л. | Ср | Н | Ср | Н | Н | Ср | Ср | Н |
Козлова К. | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н | Н | Н |
Косолапов Н. | Н | Н | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н |
Ликонцев Д. | Ср | Н | Ср | Н | Н | Ср | Ср | Н |
Мамлеева Э. | Н | Н | Н | Ср | Н | Н | Ср | Н |
Нелин М. | Н | Н | СР | Н | Ср | Н | Ср | Ср |
Нелин Мат. | Ср | Н | Н | Н | Ср | Ср | Ср | Н |
Никепе лов | В | Ср | Ср | Ср | В | В | Ср | Ср |
Русанова Д. | В | Ср | Ср | Ср | Ср | В | Ср | Ср |
Чепланова И. | Ср | Н | Н | Ср | Ср | Ср | Ср | Н |
Чиликин С. | Ср | Н | Ср | Ср | Ср | Н | Ср | Ср |
Цветкова Л. | Н | Ср | Ср | Ср | Н | Н | Н | Н |
Шеманаева К. | Н | Н | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н |
Юнусов Р. | Н | Н | Н | Ср | Ср | Н | Н | Ср |
Приложение №2
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Алтайский край - жемчужина Сибири»
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
воспитатель
Муравьёва Татьяна
Сергеевна
Тема: «Алтайский край - жемчужина Сибири»
Цель: Создание условий для ознакомления детей с расположением Алтайского края на глобусе.
Задачи:
- Познакомить детей с расположением Алтайского края на глобусе, карте России.
- Познакомить с легендой Алтая.
- Воспитывать любовь к родному месту, желание узнавать о нем.
- Активизировать в речи детей слова: Алтай, Алтайский край, Сибирь.
Предварительная работа:
- беседа об Алтайском крае;
- посещение музея имени В. Бианки;
- рассматривание фотографии «Природа Алтая»;
- беседа о глобусе как о макете Земли;
- рассматривание рельефа на карте;
- беседа об обозначениях на карте.
Оборудование:
- магнитофон;
- аудио диск с классической музыкой;
- глобус;
- указка;
- проектор;
- презентация;
- карта России;
- макет Алтайского края;
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание.
Этапы, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Мотивация Основная часть Рассказ воспитателя Музыкальное сопровождение Рассказ воспитателя Постановка проблемной ситуации Вопросы к детям Рассказ воспитателя Вопросы к детям Художественное слово Беседа Заключительная часть Использование современных технологий Художественное слово Постановка новой задачи | Воспитатель обращает внимание детей на глобус Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш дом - планета земля. Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, это наша Родина. Необъятны ее просторы, вот сколько места занимает Россия на глобусе. Находит на глобусе Россию и выделяет Воспитатель: А теперь посмотрите на карту России. (Показывает, где расположена Сибирь на карте). Это Сибирь. А на юге Сибири - Алтай, земля, где нам выпало счастье родиться. (Показываю расположение Алтайского края). Воспитатель: Сегодня наш рассказ об Алтае . 75 лет тому назад образовался Алтайский край. Воспитатель: Хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским? Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Дети рассаживаются на ковре, звучит классическая музыка и воспитатель рассказывает
Воспитатель: Я приготовила для вас макет Алтайского края, давайте подойдем к нему и посмотрим, чем же богат наш край. Воспитатель: Коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки. Воспитатель: Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? Воспитатель: Что означают синие ленточки на макете? Воспитатель: Правильно, а что означает желтый цвет на макете? Воспитатель: Тоже верно, ребята, а как вы думаете, что означает вот эта маленькая звездочка. Воспитатель: Я вам подскажу, на макете Алтайского края мы отметили то место, где мы с вами живем. Воспитатель: Как он называется? Воспитатель: Да, у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая родина – город, улица, дом, где он родился. Наша маленькая родина называется Бийск. Воспитатель читает стихотворение Гаврюшкина Александра Евгеньевича «Бийск» Пётр Первый наш когда-то, Воспитатель: Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом краю. Основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями. Я предлагаю вам сейчас окунуться в мир красоты и богатства Алтайского края Чтение стихотворения Р. Куликовой «Люблю вас родные просторы Алтая» (см. Приложение № 2.1) Воспитатель: Вот что сегодня вы узнали об удивительном родном уголочке - Алтайском крае, мы продолжим путешествие по нему, но это совсем другая история….. | Ответы детей Да Подходят к макету Ответы детей Ответы детей Это главный город края, столица Барнаул В этих местах водилось много волков Реки Степи Ответы детей В городе Рассматривают презентацию |
Приложение № 3
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«По страницам Красной книги»
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
воспитатель
Муравьёва Татьяна Сергеевна
Тема: «По страницам Красной книги»
Цель: познакомить детей с Красной книгой Алтайского края, объяснить, что природа нуждается в бережном отношение к ней.
Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой Алтайского края, с её разделами и с растениями, которые в неё занесены
- Активизировать в речи детей слова: Красная книга, редкие растения
- Воспитывать бережное отношение к растениям. Вызвать желание оказать посильную помощь в охране природных объектов.
Предварительная работа:
- беседа «растения живые»;
- рассматривание иллюстрации редких растений;
- чтение художественной литературы;
- беседа о растениях, занесённых в Красную книгу;
- посещение музея имени В. Бианки отдела природы.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- столы;
- стулья;
- костюм Незнайки;
- магнитофон или музыкальный центр.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание.
Приложение №3.1
Лесные правила
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай…
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Ландыш.
В голых рощах веял холод…
Ты светился меж сухих,
Мертвых листьев… Я был молод,
Я слагал мой первый стих –
И навек сроднился с чистой
Молодой моей душой
Влажно – свежий, водянистый,
Сладковатый запах твой!
И. Бунин
Кувшинка
Белоснежных кувшинок цветы
Распускаются вместе с рассветом
Словно дань отдают октябрю,
Красотой уходящего лета.
Заблудившись в осенней поре,
Затерялись среди непогоды
И дрожат на волне в октябре
Перепутав все сроки природы
Многорядье тугих лепестков
Украшают как солнце тычинки,
Поражая своей чистотой
Удивительно яркой картинки.
Приложение №3.2
Приложение № 3.3
Приложение № 4
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Зелёные врачи»
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
воспитатель
Муравьёва
Татьяна Сергеевна
Тема: «Зелёные врачи»
Цель: Закрепить знания детей о лекарственных растениях Алтайского края.
Задачи:
- Закреплять знания детей о лекарственных растениях
- Способствовать закреплению навыков рисования растений.
- Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста.
- Способствовать развитию творчества.
- Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
- заучивание наизусть стихотворений;
- рисование комнатных растений;
- чтение художественной литературы;
- беседа о лекарственных растениях, произрастающих в Алтайском крае;
- рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями;
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- слайды с лекарственными растениями;
- карандаши;
- краски;
- бумага;
- кисти;
- салфетки;
- материалы для приёмов нетрадиционного рисования;
- непроливайки с водой;
- цветок на батарейке;
- столы, стулья;
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание.
Методы, этапы, приемы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационная игра Художественное слово Сюрпризный момент Постановка проблемы Вопросы к детям Показ слайда Показ слайда Художественное слово Вопросы к детям Показ слайда Объяснение приемов рисования Показ слайда Практическая часть Подведение итога, оценка и анализ работ | Дети в круг, дети в круг Я твой друг и он твой друг Круг кружок остановись Друг дружочку поклонись. На солнечной опушке Фиалка расцвела, Лиловенькие ушки Тихонько подняла. В траве она хоронится, Не любит лезть вперёд. Но кто - то ей поклонится И бережно возьмёт. Е. Серова Ребята, о каком растение идет речь в стихотворение. Да правильно, а к нам сегодня пришёл необычный гость (воспитатель убирает салфетку, под которой стоит растение на батарейке оно двигается) Запись с магнитофона от имени цветка: Ребята мне очень скучно, я расту на поляне совсем один. Воспитатель: Ребята поможем растению? А как мы ему поможем, где возьмем для него друзей? Да, нарисовать можно. А какие растения мы нарисуем нашему гостю? Замечательно, а какие растения называют лекарственными? Какие лекарственные растения вы знаете?
Чем он полезен? Посмотрите, какие у него листья, как они расположены, а вот этот стебелёк цветок подорожника.
Послушайте стихотворение и подумайте, о каком растение идёт речь. Выглянул цветочек В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. Е. Серова А почему её называют разведчиком весны? Да ребята, посмотрите на него внимательно это необычное растение. У него сначала появляется цветок, а потом листья, обратите внимание на форму листьев. Листья у мать – и – мачехи, тоже необычные с одной стороны они гладкие, блестящие и прохладные, а нижняя сторона покрыта мягкими волосками, тёплая и мягкая. От сюда и название холодная сторона – мачеха, а теплая – мать. Какое ещё вы знаете растение? Давайте посмотрим внимательно на это растение. У него прямые стебли с узкими листочками. Цветы розового цвета расположены по всему стеблю. Замечательные растения мы сегодня с вами вспомнили и рассмотрели. Посмотрите у вас на столах стоят вазочки с цветами, у тех у кого цветы желтого цвета – будут рисовать Мать – и - мачеху. Кто мне напомнит, с чего начинаем рисовать? Хорошо фон приготовили, само растение с чего начнем рисовать? Да с начало рисуем самую крупную часть, а затем прорисовываем мелкие детали. У подорожника листья широкие, и стелятся у самой земли, стебелёк у подорожника растёт из середины растения, цветочки подорожника можно прорисовать жесткой кистью методом тычка. У Иван чая листья длинные вытянутые. По всей длине стебля расположены цветы и нераспустившиеся бутоны. Цветы у растения Иван чая розового цвета. А кто помнит, откуда начинают распускаться цветы у Иван чая снизу или от вершины? Чтобы передать бархатистость листьев Мать – и – мачехи можно использовать смятую бумагу, а цветок мать – и – мачехи прорисовывается методом тычка. Какого цвета у неё цветки? На столах уже все готово? Тогда приступайте к работе. (Во время работы подсказываю, смотрю за выполнением) Воспитатель: Я смотрю, вы уже закончили свои работы. Поднимите их вверх, чтобы мы с нашем гостем видели. Нравится тебе друзья, которых мы нарисовали для тебя. Цветок: очень нравятся, спасибо вам большое. Воспитатель: Мне тоже нравится, как вы подобрали фон. Подорожник хорошо прорисован листья правильной формы. У мать – и – мачехи хорошо изображены цветы. У Матвея красивый Иван – чай, цветы начали распускаться снизу, а вверху ещё бутоны. Молодцы помогли растению найти друзей. Цветок: На полянку мне пора, до свиданья детвора. | Дети встают в круг Останавливаются Делают поклон друг другу. Анютины глазки Да Нарисуем Полезные, лекарственные. Которые лечить помогают Из которых делают лекарство. Подорожник. Если поранишься, то подорожник остановит кровь, убьёт микробов и ранка быстро заживёт. Мать – и – мачеха. Ранний цветок Потому, что ранее растение. Оно лекарственное его листья заваривают и пьют от простуды и кашля.
Иван – чай. Это растение очень полезное раньше оно спасало людей от голода. Из корней мололи муку и пекли хлеб, из стеблей варили суп, а из листьев заваривали чай. С подготовки фона С крупной части Снизу Желтые Да Рисуют одно из трёх растений До свидания |
Приложение № 5
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Береги растения Алтайского рая»
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
воспитатель
Муравьёва
Татьяна Сергеевна
Тема: «Береги растения Алтайского края»
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о редких растениях и о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
- Закрепить знания детей о редких растениях
- Развивать речевую активность у детей.
- Формировать умения детей выступать на публике, учить отстаивать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
- Воспитывать у детей любовь к природе
- Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Предварительная работа:
- подготовка альбома с редкими растениями Алтайского края;
- беседа о редких растениях;
- подготовка докладов;
- рассматривание иллюстрации;
- подготовка танца «Цветы»;
- разучивание стихотворений, песен.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- проектор;
- презентация.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание.
Этапы, методы, приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть Сюрпризный момент Основная часть Демонстрация альбома Показ слайда Музыкальное сопровождение Показ слайда Художественное слово Показ слайда Загадки Показ слайда Игра «Цветочная поляна» Показ слайда Показ слайда Заключительная часть | Поприветствуем наших юных авторов «альбома редких растений». Уважаемые участники проходите, присаживайтесь. (Стук в дверь входит Незнайка) Незнайка: Я так торопился, так торопился, боялся опоздать. Воспитатель: Ты как раз во время пришёл, присаживайся к гостям. Я приглашаю детей для исполнения песни. Уважаемые гости посмотрите наш «Альбом редких растений». На первой странице у нас растение водяной орех, приглашаю автора этой странице рассказать о нем. Незнайка: Очень интересную информацию ты подготовил для нас, спасибо. А чтобы наши гости и участники немного отдохнули, предлагаю поиграть. Поиграли, отдохнули, а теперь приглашаю автора второй страницы. Про какое растение ты нам расскажешь? Интересную информацию ты приготовил для нас, спасибо присаживайся. А сейчас нам прочитает стихотворение «Рябина» участник конкурса чтецов. На следующей странице нашего альбома горечавка крупноцветковая, кто автор этой страницы, расскажи всем про это растение.
Танец «Цветов» Приглашаю автора следующей страницы. Незнайка: Вы настоящие знатоки природы, а мне интересно вы загадки разгадывать умеете. Сейчас проверим Стоит дуб, полон круп, Шапочкой накрыт, Гвоздиком прибит. Белые горошки На зелёной ножке Не шмель не пчела, А жалит Стоит в поле кудряшка – Белая рубашка, Сердечко золотое Что это такое? Сидит Яшка, Красная рубашка, Брюшко сыто, Камешками набито. Стоит Егорка В красной ермолке, Кто не пройдёт, Всяк поклон отдаёт. Молодцы все загадки отгадали. А расскажите ещё о каком – ни будь растение мне очень интересно. Воспитатель: ребята , давайте поиграем я знаю одну интересную игру она называется «цветочная поляна», вы превратитесь в цветы, а Незнайка будет птицей которая хочет вас сорвать. Когда птица далеко от вас вы будете кружиться подставлять солнышку лепестки, а как только птица будет к вам подлетать, вы будете прятаться, т.е. приседать и руками делать закрытый бутон над головой. Всем понятно как играть? Тогда начинаем играть. Воспитатель: Делу время потехи час. Приглашаю автора следующей страницы. Про какое необычное растение ты нам рассказал. Незнайка: А я вспомнил стихотворение, можно расскажу, можно расскажу (Тянет руку, вскакивает с места) Воспитатель: Конечно можно. Незнайка: Если в лес пришёл гулять, То цветочки надо рвать, Можно бегать хохотать, Можно фантики бросать. Если ты увидел птицу Её надо напугать, Можно поломать берёзу И костёр поразжжигать… Воспитатель: Ой, скажите мне ребята Так ли нужно поступать? Воспитатель: Незнайка, ты понял, как надо вести себя в лесу. Незнайка :Да теперь я запомнил. Воспитатель: а мы подошли к последней страничке нашего альбома. Замечательный у нас получился альбом, я попрошу выйти всех авторов и их родителей в центр зала. Незнайка: Разрешите мне от имени всего цветочного города вручить вам грамоты за активное участие в изучение редких растений.(Вручение медалей «Юный натуралист») | Участники входят в зал, где уже сидят родители. Песня «Песня весёлого туриста» Рассказ ребёнка о растение «водяной орех» Игра под музыку «Вперед четыре шага…». Рассказ ребёнка о растение аконит. Чтение стихотворения Рассказ ребенка о растение горечавка крупноцветковая Исполнение танца Рассказ ребенка о растение мак шафранный Да Мак Ландыш Крапива Ромашка Шиповник Земляника Рассказ ребёнка о растение подснежник Да Играют Рассказ ребёнка о растение родиола розовая Ответы детей. Рассказ ребёнка о растение Глобулярия волосоцветковая. Получение медалей. |
Приложение № 5.1
Водяной орех
Водяной орех – водное растение, которое стало встречаться в природе все реже и занесено в красную книгу. У этого растения на основании черенков есть воздушные полости, которые позволяют не тонуть всему растению и плавать на поверхности воды. В середине лета появляются белые мелкие цветки на невысоком стебельке. Во второй половине лета ближе к осени, листья рогульника краснеют, созревают плоды – орехи. На одном растение их может быть до десятка. Орех необычной формы как бы с рогами. Когда с первыми заморозками зелёная часть отомрёт, орехи опустятся на дно.
Всхожесть семян у чилима не утрачивается у Чилима в течение десятилетий, дожидаясь подходящего случая. Семя внутри ореха очень вкусное. В прошлые века Чилим был распространен на юге России, и плоды в большом количестве продавались на рынках.
Акконит
Акконит ещё называют Борец, этим название растение обязано скандинавской мифологии: борец вырос на месте гибели бога Тора, победившего ядовитого змея и погибшего от его укусов. Ядовитые свойства аконита были известны уже в глубокой древности: греки и китайцы делали из него яд для стрел, в Непале им отравляли питьевую воду при нападение врагов. Всё растение – от корней до пыльцы - чрезвычайно ядовито, ядовит даже запах. Ядовитость аконита зависит от географического положения (почва, климат), от возраста растения – в южных широтах он максимально ядовит, а в Норвегии им кормят животных. Возделываясь на плодородной садовой почве, аконит через несколько поколений утрачивает свои ядовитые свойства. Медицинское применение этого растения весьма разнообразно; в Тибете его называют «королём медицины», им лечили сибирскую язву, воспаление легких; русской медицине его используют как наружное болеутоляющее средство. В настоящее время аконит занесён в красную книгу.
Горечавка крупноцветковая
Горечавка крупноцветковая – многолетнее травянистое светло – зелёное растение высотой 0,5 – 4 см. Цветёт оно в июле – августе. Распространено в Западной Сибири, в Восточной Сибири и в Средней Азии. Растёт на высокогорных лугах, в тундрах, на щебнистых склонах. В тибетской медицине применяется при инфекционных заболеваниях, при сосудистых заболеваниях, как противосклеротическое и тонизирующее средство. В настоящее время используется, как декоративное растение в садах.
Мак Шафранный или Голостебельный
Мак Шафранный или Голостебельный - многолетнее травянистое растение, Стебли до 30 см высотой цветки белые, желтые или оранжевые, 2,5 – 5 см в диаметре, простые или махровые, на крепких, прямых цветоножках. Цветёт с мая по октябрь. Все части этого растения ядовиты, поэтому с ним нужно быть аккуратным. Мак – это символ плодородия, праздности. Существует легенда, будто мак растёт всегда в обилии на полях битв. Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон во время операций.
Подснежник (галантус).
Всем знакомы скромные невысокие цветы, которые одними из первых цветут весной в саду и лесу. Подснежникам не страшны ни снег, ни весенние заморозки. И вот уже масса белых колокольчиков украшает первые проталины. Подснежники цветут!
Подснежник – невысокое растение(10 – 50 см) с линейными листьями и поникающими цветками. Цветки подснежника молочно – белого цвета, часто украшены зелёными полосками или пятнами. Большую часть года, как и многие другие луковичные проводит под землёй. Весной луковицы просыпаются и начинают доращивать корни. Позже появляются листья и, начинает цвести.
В европейской культуре подснежник означает надежду. Старинное придание гласит, что галантус стал воплощением надежды для Адама и Евы, когда они были изгнаны из рая. Когда Ева уже было, отчаялась, что холодная зима никогда не кончится, появился ангел и превратил снежинки в цветущие подснежники, подарив Еве надежду на приход весны и тепла.
Родиола розовая.
Родиола розовая – многолетнее травянистое лекарственное растение. Достигает 50 см. высоты. В народной медицине Алтая родиола розовая (золотой корень) в виде чая применяется для снятия усталости, переутомления, для повышения работоспособности и выносливости. Вокруг растения на Алтае бытовало множество легенд, места произрастания были окружены тайнами, поверьями и скрывались от посторонних глаз. Растение получило широкую известность под названием Золотой корень. Название обусловлено не только его цветом, но и его высокой ценой, причем высокой издавна. В старые времена существовало поверье, что тот, кто найдет корень родиолы, будет здоров и счастлив два века. Его преподносили молодому супругу как свадебный подарок. Китайские императоры снаряжали экспедиции на поиски золотого корня. Его тайком перевозили через границу как величайшую ценность.
Глобулярия волосоцветковая(Шаровница).
Шаровница является ползучим, скальным растением. Прикорневые листья собраны в густую розетку. Цветоносные стебли 15 – 25 см. Цветки синие, мелкие. Соцветия головчатые, без аромата, они очень хорошо гармонируют с блестящими тёмными листьями. Цветёт в мае – июне, а если в течение лета идут равномерные дожди, то цветение продлится до сентября. Шаравница волосоцветковая является засухоустойчивым растением, у неё довольно мощная корневая система. Шаровницы любят солнечное местоположение. Хочется обратить внимание, на то, что глобылярия является реликвенным видом и находится на грани исчезновения.
Приложение 6
Конспект
Развлечения «Туристический поход»
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель:
воспитатель
Муравьёва
Татьяна Сергеевна
Тема: «Туристический поход»
Цель: Создание условий для экологического, физического и нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повторить правила поведения на природе, и назначение предметов, необходимых в походе.
- Развивать ловкость, координацию движений, выносливость, пространственное мышление. Умение ориентироваться по карте.
- Воспитывать любовь к природе и желание бережно относится к ней.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворения «На природе»,
Беседа «Кто такой турист»
Беседа «Одежда и необходимые предметы для туриста»
Изготовление грибов
Изготовление цветов из бумаги, и карточек с изображением растений
Оборудование:
Костюмы для героев (Незнайка, доктор Айболит, бабочка, лесовичок);
обруч;
ориентиры;
плоские набивные мячи;
грибы из картона;
карточки с изображением различных растений;
бумажные цветы;
сосновые, крашенные шишки;
ракетки;
фонарь;
рюкзак 2шт.;
салфетки;
коробок из под спичек;
кукла;
машинка;
карта;
компас; книжка;
тушёнка; кружка.
Этапы, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Художественное слово Сюрпризный момент Основная часть Эстафета «Перейди болото» Проблемная ситуация Художественное слово Эстафета «Грибники» Появление героя Художественное слово Эстафета «Собери рюкзак» Появление героя Музыкальные загадки Игра «Бабочки»
Эстафета «Перенеси шишку» Появление героя Рассказ «доктора Айболита» Итоговая часть Появление героя Награждение участников праздника. | Воспитатель: Как случилось, что наш край Золотые горы, золотой утёс, И, конечно, не забудем - Ашмарин Т. Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход. При входе в зал вы все взяли эмблемы. У тех у кого эмблемы красного цвета – команда «Следопыты», а у кого эмблемы синего цвета команда «Природоведы». Ребята вы хотите отправиться в поход? (Появляется Незнайка вбегая в зал на ногах сланцы, без головного убора) и я , и я, я тоже хочу в поход. Воспитатель: Здравствуй Незнайка, ты сегодня какой – то рассеянный, даже с ребятами не поздоровался. Незнайка: Ой, правда. Здравствуйте ребята. Воспитатель: Незнайка, а мы не можем взять тебя с собой, ты одет не для похода. Незнайка: А что неправильно? Ребята подскажите. Воспитатель: Ты понял, как надо одеться? Незнайка: Да я побежал переодеваться, я вас догоню. Воспитатель: Для того, чтобы пойти в поход надо многое уметь, быть выносливым, смелым и ловким. А вы такие? А это мы сейчас проверим. Команды займите дорожки для прохождения первой эстафеты «Перейди болото» перепрыгиваем с «кочки» на «кочку» оббегаем ориентир справа и назад бежим обычным бегом передаем эстафету, задев по плечу. Побеждает команда быстрее выполнившая задание. Какие вы все ловкие и смелые, но в походе этого мало, ещё надо уметь правильно себя вести. Я буду говорить предложение, а вы объяснять, так нужно поступать или нет. Задание понятно. Когда гуляешь в лесу можно сорвать любую ягоду, главное аккуратно, и скушать её. Придя на природу можно разжечь костёр и пожарить мясо. Когда ты в лесу нашёл грибы и насобирал полную корзину, остальные грибы можно растоптать, они больше не нужны. Если, гуляя по лесной тропинки, ты увидел, непотушенный костёр, то его нужно потушить. Молодцы вы справились с заданием. Под сосной трава примята, Притаились там маслята. С кочки на кочку Пройдем без заминки И соберём их в большую корзинку. Следующая Эстафета «Грибники» ваша задача быстро добежать до ориентира, взять грибок и принести его в корзинку своей команде, но грибы нужно выбирать съедобные. На старт, внимание, марш. Вот это здорово, Вот это класс – Опять порадовали нас! (Входит лесовичок) Лесовичок: Вы зачем в лес пришли, лесных жителей пугать? Не пущу! Воспитатель: Да нет же, ребята умеют себя в лесу вести, они все правила выучили. Лесовичок: Правда, я сейчас проверю. У меня есть картинки на них изображено как люди ведут себя в лесу, ваша задача выбрать картинки с правильным поведением в лесу. Воспитатель: Лесовичок, а ребята для вас стихотворение выучили. Лесовичок: Дорогие мои, какие вы молодцы! Всех я вас полюбил, потому что вы природу любите и бережёте. Но пора мне дальше идти за порядком в лессу следить. Не забывайте меня старичка, навещайте почаще! Воспитатель: Ребята, а нам пора дальше идти. Следующее задание будет, собери рюкзак. Все вы знаете, что в поход каждый турист берёт с собой определённые вещи, которые ему будут нужны. Вам нужно из всего, что лежит на столе выбрать самое основное для похода. Каждый участник выбирает, что - то одно. (Под музыку в зал впархивает бабочка, раскладывая, вырезанные из бумаги цветы). Ребята смотрите, сколько красивых цветов, давайте присядем, отдохнем и послушаем звуки природы. Вы умеете отличать голоса леса? Будьте внимательны. (Звучат фонограммы: пение птиц, журчание ручейка, шелест листьев, треск веток) Какие вы молодцы, какие внимательные. Я хочу с вами поиграть в мою любимою игру, которая называется «Бабочки». Вы станете бабочками. Мы с воспитателем будем перекатывать друг другу обруч, а вы по очереди будете перебегать через обруч и встать на другой стороне. Мне домой идти пора до свиданья детвора. Воспитатель: а нас ждёт следующая эстафета «перенеси шишку». Нужно на ракетке перенести сосновую шишку через реку по узкому мостику (узкая доска на полу) на другую сторону. В зал под музыку входит доктор Айболит. Приветствую вас, друзья – туристы! Часто бывает, что в походе случаются царапины, ушибы и укусы насекомых, а врача рядом нет. Что же делать? У природы есть своя аптека, и растёт она прямо у нас под ногами. Цветки календулы, например, уберут опухоль и красноту после укуса комара. А чай из лесной ромашки придаст силы и защитит от простуды, подорожник поможет при порезах и ссадинах. Горькая полынь поможет при ушибах, от болей в животе нужно принимать отвар из зверобоя. Вот какие полезные растения можно встретит в лесу, но помните, что собирать и применять нужно только те лекарственные растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог и только вместе со взрослыми. А сейчас предлагаю поиграть, нужно найти картинки с изображением лекарственных растений. Молодцы теперь я за вас спокоен, вы знаете, как помочь себе и своим друзьям. До свидания. Незнайка, одетый в спортивный костюм, кросовки и в головном уборе: Ребята, кое - как вас догнал, я же вам подарки приготовил. Раздаёт медальки(самому смелому, самому ловкому, самому быстрому, лучшему туристу, лучшему знатоку лекарственных трав и т. д.) и сладкие призы. Воспитатель: Спасибо тебе, Незнайка, а нам с ребятами пора в детский сад возвращаться. Незнайка: До свидания, соберетесь ещё в поход, зовите меня. | Заходят в спортивный зал при входе берут эмблемы Да Здравствуйте В сланцах в поход нельзя, можно ноги поранить. Без кепки нельзя, солнце напечёт голову, и она будет болеть. Да Выполняют эстафеты. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Выполняют эстафету Дети выбирают картинку и аргументируют свой выбор. Ребёнок читает стихотворение (Приложение) До свидание. Выполняют задание Дети садятся на ковёр Да Отгадывают звуки леса. Играют под музыку. Выполняют эстафету Дети по всему залу ищут, изображение лекарственных растений. До свидания До свидания |
Приложение 6.1
На природе.
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка чей – то дом,
Пусть порядок будет в нём!
И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвём и не сломаем,
Что они живые знаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе: «По страницам красной книги».
Занятие включает в себя интеграцию образовательных областей познание и художественое творчество. На занятие закрепляем знания детей о природе родного края республики Бурятия, создаем с детьми свою Кра...
конспект занятия по ознакомлению с природой "Страницы Красной книги" Тема: "Растения Красной книги"(старшая группа)
Тема: " Растения Красной книги"...
Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»
Экологический проект для старшей группы«По страницам Красной книги» Цель: формирование экологический культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств,...
По страницам "Красной книги"
Проектная деятельность "По страницам "Красной книги" (подготовительная группа)...
НОД "Путешествие по страницам Красной книги"
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей дошкольной группе...
Путешествие по страницам Красной книги
Взаимодействие с родителями и детьми по экологии...
Стенд – книга «По страницам Красной книги с эколятами»
В рамках проекта «Эколята - дошколята» в МБДОУ проводились разные мероприятия экологического содержания. Работа проводилась во всех видах деятельности через общение, созидание, сотворчеств...