развитие художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста
видеоурок по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

развитие худ культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx37.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Н.Д. Бартрам, Г.С. Виноградов, Т.С. Комарова, Е.А. Покровский и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (Н.С. Александрова, Г.Л. Дайн, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Л.Г. Оршанский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.)

Была высказана гипотеза, согласно которой в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой развиваются личностные качества, формируются основы художественной культуры.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры.

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, – говорил А.С. Пушкин, – определяется отношением к прошлому».

Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В старину игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.

В летописях относящихся к 12 веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17в.в. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Когрополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице – Сергиева монастыря.

Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.

Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.

Дымковская игрушка.

В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцы основали город Хлынов, позднее переименованный в Вятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели иметь: фигурки домашних животных и младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай так же отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с валанами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Гжельская игрушка.

Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.).

Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью и условностью художественного решения образа.

Гжельские изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.

В городе Скопине Рязанской области вырабатывалось множество различных свистулек: коньков, птичек и кукольная гончарная посуда в виде миниатюрных горшочков, крыночек. Красивы и затейливы скопинские изделия. Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, драконов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом уживалось с практическим назначением изделий. Отличительной особенностью скопинской посуды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделие. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового порошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное изделие.

Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – оленей, утушек, медведей, коней, собак. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, темно-красный, черный, желтый, розовый.

Тематика филимоновских игрушек-свистулек – няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два – три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосами, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами – сплошным покрытием.

Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушки производились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскими тульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линией силуэта.

Тесную связь игрушечного промысла с другими видами художественного ремесла подтверждает тот факт, что в истории игрушки нередки случаи, когда игрушечный промысел возникал неожиданно, «между делом». Так было, например, в Нижегородской губернии с городецкими и семеновскими кустарями, которые издавна прославлялись своими веретенами, ложками, посудой, а среди этих изделий начали изготовлять игрушки.

Городецкие мастера славились конями. Одиночки. Пары. Тройки. Их называли пуреховскими, т.к. обычно продавали в селе Пурехе. Большое значение для сбыта этих игрушек имело то обстоятельство, что неподалеку открылась Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка.

Игрушки старались делать как можно наряднее, эффективнее, с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещение крупных красочных пятен.

Более простые и дешевые кони-каталки изготовлялись кустарями селений Сумино, Яковлево, Лысово и других.

Кроме коней выпускались петухи, куры, утки, куклы, солдатики.

В селении Курцево развивался своеобразный промысел кукол и кукольной мебели, игрушечных прялок, стиральных приборов.

Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.

Формы у богородской игрушки резкие, даже немного угловатые, поверхность неровная – сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако это не мешает веселым фигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными.

Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.

Богородские игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них – неподвижные фигурки, своеобразные небольшие скульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала. Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат. Господ и монахов, как правило изображали с иронией. Это сразу видно по глупым или слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым животам деревянных скульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было вполне доброжелательным. А вот когда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегда получался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.

Со временем игрушечный промысел стал основным источником доходов богородских мастеров. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетний опыт, любовь к делу, уважение к таланту лучших резчиков.

Федосеевские игрушки получили свое название от имени села Федосеева в Нижегородской области. Оно находится не далеко от всем известной Хохломы. В Федосеево тоже занимались изготовлением деревянной посуды. При этом оставались отходы производства: деревянные болванки, дощечки, щепки. Выбрасывать их было жалко, и сметливые мастера стали делать из них игрушки.

Вырезанные топориком и ножом, федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет, и по нему наносили красные пятна цветов. В раскраске почти нет вариантов. Но у федосеевской игрушки есть то, что всегда, привлекает к ней детей: праздничность желтого цвета и приближенность ее к быту, к реальным формам предметов. Трамвай хоть и грубо отесан, но в нем есть окна и двери, у буфета открываются дверки, у меленки проворачиваются крылья.

В федосеевской «топорщине» предметы сколочены из отесанных дощечек и лучинок. Формы предметов – квадратные и прямоугольные с прямыми или скошенными стенками. Жесткие формы игрушек смягчаются росписью, скрадывающей острые углы.

Федосеевский игрушечный промысел относительно молод по сравнению с дымковским и богородским промыслами: он возник около 150 лет назад, но и сегодня продолжает существовать и развиватся.

Загорские изделия.

В Сергиевом Посаде промысел художественной обработки дерева существовал еще в 17 веке. Игрушки вырабатываемые народными умельцами Сергиева Посада, – братины, «красные» ложки, потешные возки – забавляли русских царевичей. В конце 19 века промысел усиленно развивается.

Далее мастера Сергиево Посада значительно расширяют ассортимент игрушек, в том числе налаживают массовое изготовление деревянной точеной матрешки.

Первая матрешка появилась в России в конце 19 века. Она состояла из семи кукол, изображающих девочку в ситцевом сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок «турецкие огурцы»; встречаются и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзиночки с ягодами в руках у матрешки.

Пожалуй, самыми искусными в токарном мастерстве оказались мастера села Бабенка (Московская губерния). Несложными инструментами бабенсковские кустари создавали игрушки разнообразные и забавные. Вместе с тем это были формы давно проверенные, веками сложившиеся: яйца, погремушки, шары, грибы, бочонки, каталки, Ваньки-встаньки и, наконец, - цветастые веселые матрешки, прославившиеся на весь мир и до сих пор имеющие огромный спрос.

Матрешек делали также в деревне Мериново Нижегородской губернии. В основе ее лежит обыкновенная болванка. Но нужны были выдумка, находчивость, отточенный веками прием, чтобы сделать до пятидесяти шести вкладышей в матрешку, как это делали бабенковские мастера. Или создать стоместное яйцо, подобное которому хранится в Музее игрушки в Загорске. «Не механичность, а живое рукоделие сквозит в каждом кусочке постепенно возникающей фигуры», - писал о русской точеной игрушке исследователь русского искусства А.И. Некрасов.

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа. .

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие красные городецкие кони.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Образом и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких сборках, пятнистые и полосатые кони).

Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наборы сложнее по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т.д.)

Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Мы их встречаем в древнем Египте, в античных игрушках. Бабенские токари создают своеобразные «дидактические» разборные игрушки: пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной на западном рынке. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.

Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.

Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это дает народная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы декоративной росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки), придумывать сказки.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений. 

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

В 2000 году создана программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» авторами Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной. Большое внимание здесь уделяется значению искусства в жизни ребенка.

И уже в 2006 году в свет вышла программа О.А. Соломенниковой «Радость творчества» по ознакомлению детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством, под общей редакцией Т.С. Комаровой и В.В. Гербовой.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, вдохновляет на активную творческую деятельность. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают гедонистические чувства (чувства наслаждения прекрасным). Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Цель программы «Радость творчества» – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Название программы «Радость творчества» выбрано не случайно. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

Программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) по разделу «Изобразительная деятельность. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством».

В настоящее время существует множество разработок в развитии эстетического воспитания дошкольников. Таковыми являются и вариативные программы, где так же уделяется большое внимание значению искусства в жизни ребенка. Педагоги детских учреждений, работая по определенной, базовой программе, выбранной детским садом, могут обращаться также и к любой из вариативных программ, нацеленных на развитие ребенка-дошкольника. К таким программам мы относим «Истоки» авторов Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой и др., «Радуга» автора Т.Н. Дороновой и другие программы, направленные на воспитание всесторонне развитой гармонической личности.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.

Создавая эстетическую развивающую среду как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты, необходимо помнить, что должна включать эта среда:

Ø Внутреннее убранство помещений учреждения, где живут и воспитываются дети (окраска всех поверхностей: стен, потолков, пола) должна быть спокойных тонов; не создавать яркого цветового фона, с которым бы не вступали в спор мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

Ø Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;

Ø Произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.

Все больше и больше в наш быт входит народное искусство, искусство рукотворное, облагораживающее быт, делающее его радостнее, уютнее, приятнее для глаза. Детский интерьер, кроме того, должен обогатиться изделиями самодеятельного ремесла воспитателей и, конечно, детей. В этом большая воспитательная сила народного прикладного искусства. Народному, традиционному искусству сейчас придается особо большое значение. Необходимо, чтобы народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно качественнее.

К созданию эстетической предметной среды необходимо активно привлекать детей вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей будут формироваться художественные эстетические чувства, способности. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.

Народные игрушки из дерева и глины уже давно используются как национальные сувениры, как элементы украшения интерьера. Это и понятно, так как для малышей сейчас выпускается огромный ассортимент более легких, красочных небьющихся, оригинальных игрушек. Игрушка из дерева и глины в основном служит дидактическим целям на занятиях, но нередко украшает уголок народного искусства в группе, в зале, методическом кабинете. Если игрушка-образец хорошо видна ребенку, если она с выдумкой, грамотно сочетается с другими (в сюжетной композиции), хорошо освещена, ее эстетическая роль высока. В оформлении уголка народного искусства используются родственные изделиям материалы – ткани (ситец народной набойки, холст, лен), дерево, керамика, соломка и другой природный материал в сочетании с изделиями народного искусства данной местности.

Радость познания и творчества в искусстве сшиты воедино. Приобщение детей не только к восприятию красоты, но и к процессу, создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность, нравственно-эстетическое значение.

Важно, чтобы дети и воспитатели умели выполнять оригинальные, красивые и полезные предметы, предназначенные для интерьера.

Декоративно-оформительская работа детей требует соответствующего обеспечения материалами и инструментами.

Включение в среду изобразительных материалов вызывает творческую активность детей; эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства (репродукции картин художников, произведения народного искусства, книжной графики, народные игрушки, произведений детского творчества). Последние должны стать неотъемлемой частью интерьера группы, музыкального зала, изостудии, холлов.

В групповой комнате должны быть созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности – уголок, центр, мастерская и т.д.

Прежде всего это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов.

Материал для рисования: бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашевые краски, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка для кисти.

Материал для лепки: глина, пластилин, стеки, доска для лепки, печатки для украшения работ, салфетка.

Материал для аппликаций: бумага разной фактуры, картон, клейстер, кисть, клей, ножницы, простой карандаш.

Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

В процессе работы с детьми необходимо стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...