НОД "Виват, Санкт- Петербург!!!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Яна Витальевна

Образовательная деятельность с детьми по ознакомлению с любимым городом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vivat_sankt-peterburg.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности  с использованием презентации

 «Виват, Санкт-Петербург »

Цель:   Расширить представления детей о городе Санкт-Петербурге.

 Задачи:

  • Расширить  и  уточнить словарь по теме «Санкт-Петербург»;
  • Уточнить знания детей о достопримечательностях  города Санкт-Петербурга;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования);
  • Воспитывать у детей любовь к родному городу;
  • Воспитывать  умение слышать и слушать взрослого и товарищей.
  • Вызывать у детей чувство гордости за свой город, воспитывать интерес к его героическому прошлому.

Оборудование:

  • Записи песен «По городу», «Гимн Великому городу»
  • Магнитофон
  • Презентация «День рождения  города»
  • Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга, портрет Петра 1
  • Воздушный шар с белыми голубями
  • Рассада цветов, грабли, лейка

Ход НОД:

Ведущий: Санкт-Петербург - гранитный город

Взнесенный словом над Невой.

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой!

Как явь влились в твои туманы

Виденья двухсотлетних снов.

О, самый призрачный и странный

Из всех российских городов:

Недаром Пушкин и Растрелли

Сверкнувши молнией в веках

Так титанически воспели,

Тебя - в граните - и в стихах!

Нам с вами очень повезло: мы родились и живем в одном из самых красивых городов мира. Великолепные здания, гранитные набережные Невы, многочисленные памятники истории создают чудесный, неповторимый облик нашего города.

27 мая  мы отмечаем День рождение города. Давайте сегодня мы будем говорить о нашем родном и любимом городе высоким словом поэзии и прекрасными звуками музыки.

Дети исполняют песню «По городу »  

Ведущий: В день рождения всегда вспоминают о родителях. А скажите-ка, ребята, кого называют отцом нашего города, кто основал наш город?

 На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн

И вдаль глядел. И думал он:

Здесь будет город заложен!

Ребята, давайте вспомним, как появился наш город, какая настройка была самой первой?

Ответы детей:

Сейчас поиграем с вами в игру «По болоту Петр пошел» 

Водящий находится в середине круга.

(Дети идут по кругу, со словами).

По болоту Петр шел

Остров заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

«Петр» - ребенок

Я по острову пойду,

Шевельнется кто- найду.

Дети –замирают. «Петр» - удаляет из игры тех «зайцев» которые пошевелились.

«Петр» - зайцы пушек испугались,

По кустам все разбежались.

(Дети убегают на места).

Эта игра напоминает нам, как появился наш город.

Ведущий: Много различных зданий построено в нашем городе. Давайте

назовем некоторые из них.

Ведущий: И празднует День рождения наш город

Каждый год, на то бы царский указ.

Внимание, Слушайте, Сейчас зачту царя Петра указ!

«В честь Петербурга-городка

Праздновать во все века

Столицы северной рожденье

И в мае отмечать веселье

На улицах и площадях

И в близлежащих деревнях.

Встречать сей праздник

Пушечной пальбой

И развесёлою народною гульбой!

Пусть празднует его весь честной народ!

Чаепитием господа, и танцами, пожалуйте-пожалуйте сюда!

1. «Нет ничего лучше
Невского проспекта…»
Н.В. Гоголь

Невский проспект – это одна из самых больших и    старых улиц Санкт-Петербурга. Невский проспект прокладывали одновременно с двух сторон: от Адмиралтейства и от Александро-Невской лавры. Но ошиблись в расчётах. Поэтому Невский проспект изогнут. Название проспекту дала не Нева, а Александро-Невская лавра.
Сначала так и говорили: «Дорога к Невскому монастырю».
Первым в России проспект получил освещение. Это были масляные фонари. Проезд по проспекту был платным. Причём брали не только деньгами, но и булыжными камнями и строительными материалами. С самого основания на проспекте стали возводить множество зданий и дворцов.

2. В Зимнем дворце все веселились и развлекались на царских балах. Здесь же обдумывались важные для всего государства дела. Отсюда управляли всей страной.

Поскольку Зимний дворец был свидетелем важных событий жизни России, он хранит о них память.  Дворец - это памятник истории .А еще Зимний дворец - памятник  культуры.  Об  этом  нам говорит  внешнее  и  внутреннее  убранство.

В  Зимнем  дворце  есть  множествобольших  и  малых  комнат:  личные  покои,  гостиные. В  покоях  императрицы  Екатерины  II  были  особые  комнаты, где  находилась  коллекция  картин.  Первоначально  лишь  они  назывались – Эрмитаж–в переводе с французского «уединение».  Сейчас Эрмитажем является  названием крупнейшего  в мире  художественного  музея.

3.  Действительно, весь город пронизан «голубыми сосудами» – реками. У кого есть сосуды? (у человека по сосудам течет кровь).

Действительно наш город, как живой человек. Прислушаемся. – Что мы можем услышать? (включаем музыку) (плеск волн, шум трамвая, машины и т. д.)

Какая главная река города? – (Нева.) Наш город называют «Городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят – «Невские берега», « Невские просторы»…

А кто ребята знает, что означает слово Нева? – Ученые считают, что «не» – значит «новая», а «ва» – вода. Другие переводят по-другому, текущая среди мхов река» почему так говорят, как вы думаете? Наш город основал царь Петр I. Здесь были болота и мхи. Вот почему так говорят, текущая среди мхов река.

4. Чтоб преграду одолеть,

Чтобы вовремя поспеть,

Чтобы речку обмануть,

Через нее перешагнуть,

Мастер так решил вопрос:

Он  через речку сделал… (мост)

  • Дворцовый мост

 Самый главный мост на Неве. Соединяет Центральную часть города между Зимним дворцом и Адмиралтейством и стрелку Васильевского острова.

Мост нагнулся над рекой (Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола)

Над водою ровной: (Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду)

«Ах, красивый я какой, (Маршируют на месте)

Ах, какой огромный! » (Разводят руки над головой, показывая большой мост)

5.  Прогуливаясь по небольшой улочке Садоваой можно не опасаться движущегося транспорта. Садовая улочка полностью во власти пешеходов. Здесь нет разделения на мостовую и тротуар. Дорожное покрытие выполнено красивой разноцветной плиткой. Причем, специальная система обогрева, смонтированная под плиточным покрытием, не позволяет скапливаться снегу и образованию наледи в зимнее время.


6. Исаакиевский собор

На площадке смотровой

Продувает ветер.

Небо вровень с головой,

Видно – все на свете:

Медный всадник, Летний сад,

Площади, проспекты,

Эрмитаж и зоосад,

Скверы, монументы!

Если встать на колоннаде,

Город видно, как на карте!

Исаакиевский собор расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея.

7. В нашем городе много парков, скверов и садов и самый известный - Летний сад.

Летний сад- какая прелесть

Вековых деревьев шелест.

За решетчатой оградой

Под седой волны напев.

Дремлю мраморные изваянья,

юных и прекрасных дев.

Предлагаю поиграть в игру «Статуя замри»

Ветер колышется раз (дети двигаются по залу),

Ветер колышется два (изображая руками «ветер»).

Крутит листву заметает,

В статуи всех превращает.

(Дети изображают различные статуи, «замерев» на месте).

Ребята, как вы думаете, кто является главным достоянием нашего города?

(Люди- вы и ваши родители).

Как мы можем заботиться о родном городе?

(Следить за чистотой, не ломать деревья, сажать цветы…).

А еще в нашем городе живут разные звери.

Где их можно встретить? (В зоопарке, цирке).

А еще в нашем городе «живут» другие звери.

Это каменные львы, их в нашем городе около 140.

Вы видали, как красивы              Львов порой Нева купает

Наши бронзовые львы?               Окунает с головой.

Им причесывают гривы               В наводненье так бывает

Гребни белые Невы.                    С разозленною Невой.

А кто из каменных зверей еще охраняет наш город? СФИНКСЫ

Игра «Каменный лев.»

8. На каком острове построена крепость?

Новый город нужно охранять, оборонять, а, следовательно, - нужна крепость.

/Показать детям план крепости/.

Петр I самолично начертил план крепости, которую он хотел бы видеть на острове. Это был шестиугольник, который занял всю территорию Заячьего острова целиком, чтобы в случае нападения враг не смог закрепиться за ее стенами.

И вот в дневнике царя Петра была сделана следующая запись:

«В 16-й день мая крепость заложена, именовалась Санкт-Питер-Бурх»

И закипела на острове работа, солдаты рубили крепость. На острове прорыли канал. Подвозили бревна, землю, песок, камни. Возводили толстые земляные стены.

А чертеж-то Петра оказался непростым! Шесть углов-бастионов на шесть сторон, между ними стены, что из орудий не пробить. И в бастионах, и в стенах установлены пушки.

Посмотрите схему-чертеж крепости. Ни с какой стороны враг не подойдет незамеченным. Сейчас, в наше время осталась только одна пушка – сигнальная. С давних пор такой был в нашем городе символ – ровно в полдень, в 12 часов дня, гремит пушечный выстрел.

«Стреляет в полдень пушка

  Скрывается в дыму,

  Когда стреляет пушка,

  Не страшно никому.

  Шумит волна речная

  У крепостной стены,

  А пушка ведь ручная,

  Она не для войны».

9. Прочитайте стихотворение «Медный всадник»

Вот памятник царю Петру

И царскому коню

Фотографируют его

По двести раз на дню.

Царь много славных дел свершил

А конь неоднократно,

Его на подвиги возил

И привозил обратно.

Перед нами самый большой памятник Петру I - основателю нашего города!

        Этот памятник по указу царицы Екатерины II выполнил скульптор Э. Фальконе и его лучшая ученица. Памятник расположен на огромном камне, валуне, люди его прозвали - Гром камень! На памятнике есть надпись: «Петру I Екатерина II»

Ребята, давайте пройдем вокруг памятника и получше его рассмотрим.

На создание этого памятника ушло 12 лет!

Конь подпирает копытами мерзкого змея. Этот змей - аллегория! Он олицетворяет собой злобу, зависть людскую, препятствующую Петру I в его великих замыслах. Но царь Петр сумел одолеть эту злобу, и никакой змей не страшен ему! Он сказал, что здесь будет построен город ,видите как он показывает своей рукой, и город был построен!

10.  Изначально величественные Нарвские Триумфальные ворота были предназначены для прославления русского войска и встречи наших солдат после победы над наполеоновской армией в 1812 году.  Ворота венчает статую Победы в колеснице, запряженной шестеркой коней. Над композицией работали сразу трое мастеров (Клодт, Пименов, Демут-Малиновский), их проект утверждал лично Николай I.

Теперь здесь с 2004 года работает музей-памятник. Наиболее частые посетители здесь - будущие музееведы, арт-критики, арт-менеджеры, а также все те, кому не безразлична славная история их страны. Также здесь проходят занятия по реконструкции униформы, муляжей исторического оружия, по строевой подготовке разных периодов истории русской армии, по изготовлению и росписи военно-исторической миниатюры, проводятся также и военные игры.

Одним словом, Нарвские Триумфальные ворота - уникальное место, сочетающее в себе важнейшее культурное наследие, прививающее современным детям чувство гордости и уважения к своей стране и ее воинской славе.

Ведущий: Какой большой и красивый у нас город! Наша экскурсия закончилось и пришло время возвращаться домой. А поможет нам в этом считалочка:

Люблю по городу гулять,                                          Приседают, шагают

Люблю смотреть, люблю считать.                            пальчиками по ковру.

Невский – раз, Зимний – два,                                    Встают, на каждое

Три – красавица Нева,                                                название загибают по

А четыре – мост Дворцовый,                                     одному пальчику

Пять – гуляю по Садовой,                                          сначала на правой,

Шесть – к Исаакию схожу                                          потом на левой руке.

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Ведущий: Пора и нам заканчивать праздник. Сегодня мы с вами читали

стихи, пели песни о любимом городе, играли.

Музыка, которая звучала сейчас, называется – «Гимн Великому городу».

(дети запускают воздушный шар с привязанными к нему голубями)

Давайте и в дальнейшем будем гордиться Санкт-Петербургом,

беречь его архитектурные и культурные ценности. А вести себя

так, чтобы люди, встретив вас в различных концах земли, могли

сказать: «Да! Это настоящие петербуржцы! » (посадка цветов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом. Сценарий праздника "С днем рождения, Санкт-Петербург!"

«С Днем рождения, Санкт - Петербург!» Цели и задачи:1.     Обобщать и закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.2.     Р...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

"Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...