конспект занятия фронтальных
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспекты фронтальных логопедических
занятий для детей с ОНР
Содержание:
1. Конспект фронтального занятия по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Посуда»
2. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Звуки [c], [c’]
3. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Частицы «ся», «сь»
4. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Овощи»
- Конспект фронтального занятия по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР
Тема: Посуда
Цель: закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.
1. Коррекционно-образовательные задачи.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образовании имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.
2. Коррекционно-развиваюшие задачи.
Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.
3. Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.
Словарная работа:
чайник, сахарница, существительные во множественном смысле (вазы, бидоны, тазы, кастрюли и т.д.)
Оборудование:
Предметные картинки с изображениями посуды, сюжетная картина «Накрываем стол», разрезные картинки, схема-опора по составлению описательного рассказа, мольберт, плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент 1.1. Лексическое упр. «Посуда». Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них предметная картинка. Убираются картинки со стола. 1.2. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику. 1.3. Введение в тему | - Сначала сядет тот, у кого чашка - Теперь сядет тот, у кого чашки - Можно сесть тому, у кого нож - А теперь - тому, у кого ножи Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. - Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете. Для чего нужна посуда? | Ребенок садится Ребенок садится Ребенок садится Ребенок садится Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды Одна ладонь скользит по другой. Снова загибают пальчики. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. Тарелка, чашка, стакан, ложка, нож, кастрюля. Посуда нужна для приготовления еды |
2. Основная часть 2.1. Игра «У Вали в гостях», обыгрывание ситуации 2.2. Игра «Что изменилось?»
2.3. Упражнение «Что купили?». Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды. 2.4. Динамическая пауза. Игра «Обезьянка». Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют. 2.5. Игра «Разбитая чашка» Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним. На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, 2.6. Игра «Один, два, пять». 2.7. Упражнение «Подуем на чай». Дети встают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты. Упражнение повторяется 2-3 раза. 2.8. Игра «Что лишнее?» На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек. 2.9. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой. Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа. | - Кого вы видите около стола? - Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]? - Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол. - Возьми желтый чайник и поставь его на стол. - Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник? - Возьми красную чашку и поставь ее перед чайником. - Хорошо. Для чего нужна чашка? - Возьми белую вазу и поставь ее за чайник. - Правильно. Зачем нужна ваза? - Возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника. - Верно. Для чего нужна сахарница? - Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас. - Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит а столе. Закройте глаза. (Со стола убираю желтый чайник и ставлю на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе? - Чего не стало? - Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убираю сахарницу и ставлю на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе? - Чего не стало? - Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе. - Что вы видите на картинках? Перечислите. - Давайте протопаем эти слова: «ва-зы», «та-зы», «би-до-ны». «ста-ка-ны», «каст-рю-ли». Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название. - Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик. - Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я. - Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось. - Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но «разбитые». Помогите мне «склеить» их. Сложите части картинки правильно. - Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо). Одна ... - Две ... - Пять ... - Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так. -Игра, в которую мы будем играть, называется «Что лишнее?» Что вы видите? Перечислите картинки. - Что здесь лишнее и почему? - А все остальное? - Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставлю на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.) - Что лишнее и почему? - А из остальной посуды? - Верно. Молодцы! Похлопайте себе. - Посмотри на картинку. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна? Что это? - Молодец. Ты правильно составил загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее. Оказываю необходимую помощь в составлении детьми загадок | - Куклу Вика, валя, вероника Ребенок выбирает посуду - Заваривать чай Ребенок выбирает посуду - Пить чай Ребенок выбирает посуду - Ставить цветы Ребенок выбирает посуду - Насыпать сахар - Красный чайник - Желтого чайника - Зеленый молочник - Синей сахарницы Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли. Произносят слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.) Ребенок называет и притопывает название Дети по показу выполняют движения. Дети выполняют упражнение Часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения. - Одна чашка, Две чашки, Пять чашек - Один стакан, два стакана, пять стаканов; - Одна кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль; - Один бидон, два бидона, пять бидонов; - - Одно блюдо, два блюда, пять блюд Дети выполняют упражнение - Тарелка, кастрюля, мяч, стакан. - Лишний мяч. Он - игрушка. - Посуда. - Чашка, тарелка, стакан, кружка - Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить. - Можно пить. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Дети отгадывают загадку: это тарелка. Аналогично составляют загадки остальные дети |
3. Заключительная часть | Оценка работы детей |
- Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Звуки [с], [с’]
1. Коррекционно-образовательные задачи
Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].
Закрепление навыка произношения звуков [с]-[с’], навыка различения звуков [с]-[с’] в слогах, словах, фразах.
2. Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие фонематического восприятия и слуха.
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Развитие целостного зрительного восприятия.
Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.
Уточнение, расширение словаря.
Формирование связной речи.
3. Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование памяти, внимания и мышления.
Воспитание умения общаться друг с другом.
Словарная работа:
Сима, Соня, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось, полоса, коса, оса, сито, караси, бусы, весы, сом, гуси, собака, лиса, сено, сметана, мясо, кость, свёкла, листва.
Оборудование:
артикуляционные профили; индивидуальные зеркала; предметные картинки; картинки - символы звуков [с]-[с’]; касса букв, звуковые схемы; игры; конверты с заданиями; игрушки; мяч; куклы Соня и Сима; картинки с изображением поезда с вагончиками; герои мультфильма «Винни-Пух», «Незнайка»; магнитофон.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент 1.1. Мимические упражнения. 1.2. Релаксационные упражнения 1.3. Артикуляционная гимнастика 1.4. Введение в тему; игра «Четвертый лишний» | - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. - Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. - А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра. - Доброе утро, дети. Занимайте свои места за столами. Сказка «У бабушки с дедушкой»: Толстые внуки приехали в гости С ними худые – лишь кожа да кости Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистили мы свои нижние зубы И самоваром пыхтим что есть мочи Блюдца поставим – положат блины нам Блинчик жуём, завернём и накусим Теперь в завёрнутый блинчик подуем Чаю попили – никто не обижен. Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Угадайте, на чём мы будем путешествовать? Братцы в гости снарядились, На чём мы поедем? Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы поедем, вы должны выполнить задание № 1, которое находится в 1-м вагоне. Провожу игру. Называю слова: - Юбка, сапоги, платье, рубашка Какое слово здесь лишнее? Какой первый звук у этого слова? Называю слова: - Гусеница, жук, синица, бабочка Какое слово здесь лишнее? Какой первый звук у этого слова? - Сегодня мы будем повторять звуки [с] – [с’]. | Дети встают вместе с логопедом в круг. Дети делают вдох и выдох три раза Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т.д. Доброе утро Ольга Валентиновна. Дети садятся на свои места Упр. «Толстячки», «Худышки», «Улыбка», «Дудочка» «Мостик» Поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы Подуть на «Лопаточку» «Желобок» Подуть в «Желобок» Кончик языка облизывает губы по кругу На поезде. - Сапоги, звук [с] - Синица, звук [с’] |
2. Основная часть 2.1. Повторение пройденного материала 2.2. Игра «Хлоп-Топ» 2.3. Игра «Кто внимательней?» 2.4.Игра «Волшебная корзинка». Дети по очереди достают из корзинки игрушку или предмет, чётко называют их, определяют, какой звук в слове [с] или [с’], его место в слове (начало, середина, конец) и дарят их куклам Соне и Симе. 2.5. Физкультминутка. Ребёнок указывает последовательно на товарищей по игре при каждом ударном слоге. На кого указали последним, выходит из круга и выполняет задание, изложенное в считалке. 2.6. Игра «Слоговое лото». Дети по очереди выходят к доске, выбирают понравившийся шарик, переворачивают его, прочитывают слог, придумывают с ним слово. 2.7. Игра « Отгадай загадку». Дети проводят звуко-слоговой анализ слов (сом и гуси), составляют графические схемы и выкладывают из букв разрезной азбуки. Один ребёнок работает у доски. 2.8. Игра «Кто что ест?». Детям раздаются листы с изображением животных, наложенных друг на друга. По мере называния картинки выкладываются на полотно. | - Как свистит насос? - Как льётся водичка из крана? - Что делаю губы, какое положение принимают зубы, язык. - Какой фишкой обозначим звук [с]? Почему? - Какой фишкой обозначим звук [с’]? Почему? - Чем обозначают звуки [с]-[с’] на письме? - Букву С писать мне просто. Села мышка в уголок, - Напишите букву С в воздухе. - Покажите букву С из пальчиков. - Напишите у соседа на спине несколько букв С. - Наше путешествие продолжается. - Садимся во второй вагон. Здесь нас ждут человечки-звуки [с]-[с’]. Они приготовили для нас задания. На звук [с] нужно хлопнуть в ладоши, на [с’] – топнуть ногой. - Следующее задание: Услышав слово со звуком [с] – поднять синий квадрат, со звуком [с’] – зелёный. - В третьем вагоне нас ждёт следующее задание, которое лежит вот в этом конверте. Его нам приготовили куклы Соня и Сима. 1, 2, 3, 4, 5 – выходите в круг играть со звуками [с]-[с’] Сани, лось, сова, скакалка, - Продолжаем наше путешествие, садимся в четвёртый вагон. Там нас ждут Винни-Пух и Пятачок. Они приготовили для нас следующее задание. Винни-Пух и Пятачок принесли разноцветные шарики, на которых написаны слоги. Нужно их прочитать и придумать с этим слогом слово. На дне где, где тихо и темно, Красные лапки, щиплют за пятки. Кто это? А теперь у нас в вагончике осталось последнее задание. Его нам приготовил Незнайка. - Помогите Незнайке узнать животных, изображённых на ваших рисунках. - Какие животные из них домашние? Почему? Какие дикие? Почему? Какие животные живут во дворе, в доме, в лесу? Незнайке поручили покормить животных и ему дали вот эту еду (показываю картинки). Назовите, что дали Незнайке. Незнайка всё перепутал. Поправьте его. Вот что он сказал: «Сметану надо дать корове». Правильно он сказал? «Листву надо дать лисе. Свёклу надо дать собаке. Сено надо дать свинье. Кость надо дать кошке. Мясо надо дать лосю». | Со звуком [с]. Со звуком [с’]. Губы улыбаются, между губами щель, через которую проходит воздух Синей. Звук [с] твёрдый. Зелёной. Звук [с’] мягкий. Буквой С. Показ картинки Дети показывают и считают, сколько букв написали. Потом меняются ролями. Са, со, ся, си, сы, се, су, сю. Сима, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось. - Лиса, звук [с] в середине слова; - Носок, звук [c] в середине слова; - Пояс, звук [c] в конце слова; - Сумка, звук [c] в начале слова; - Астра, звук [c] в серединке слова; - Нос, звук [c] в конце слова; - Автобус, звук [с] в конце слова; - Самолет, звук [c] в начале слова - Звук [c] - Сани, лось, Семен, сапог Слог «са» - Полоса, коса, оса - Сима, сито, караси - Косы, бусы и весы - Са – сани, сахар… - Су – сумка, сундук.. - Сы- сырой, сыр… - Ска – скала, скамейка, скакалка… - Сло – слово, слон… Сом Гуси Корова, свинья, собака, кошка, лиса, лось. Домашние – корова, свинья, кошка, потому что они живут дома. Дикие – лиса, лось, потому что они живут в лесу. - Сметана, сено, мясо, кость, свёкла, листва. - Нет. Сметану надо дать кошке. Листву надо дать лосю. Свеклу надо дать свинье. Сено надо дать корове. Мясо надо дать собаке. Кость надо дать лисе. |
3. Заключительная часть 3.1. Игра «Слово на ладошке» | - Заканчивается наше путешествие в город Буквин. В путь! Домой! Садитесь поудобнее. Ведь к концу подходит наше занятие, чтоб закончить наше путешествие, - Вам понравилось путешествовать по городу Буквин? - Вспомните и назовите, кто вместе с нами путешествовал? Чему мы учились на занятии? Чем похожи и чем отличаются звуки [C]-[C’]? Я найду слова везде: - Придумайте любые слова со звуком [с], затем с [с’]. - А теперь человечки-звуки [с]-[с’] дарят вам на память каждому коробочку с мозаикой. | Да, понравилось. С нами путешествовали человечки-звуки [c] и [c’], куклы Соня и Сима, Винни-Пух, Пятачок и Незнайка Стакан, стол, стул, скамейка, скакалка, сорока, сыр, сурок, сыпать, садиться, … Звучит детская музыка, дети рассматривают подарки. |
- Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Частица «ся», «сь»
Цель: Употребление глаголов с частицей «ся» («сь»). Дни недели. Части суток.
1. Коррекционно-образовательные задачи.
Закрепление знаний о последовательности дней недели.
2. Коррекционно-развивающие задачи.
Упражнять в употреблении глаголов с частицей «ся» («сь»).
Упражнять в употреблении названий дней недели в косвенных падежах единственного числа.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
3. Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитание умения общаться друг с другом.
Словарная работа:
День недели, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, частица, «ся», «сь».
Оборудование:
Условные обозначения дней недели.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент 1.1. Загадывание загадки. 1.2. Вопросы логопеда. Отвечая на вопрос, ребенок показывает соответствующее обозначение дня недели и называет его 1.3. Игра «Дни недели» 1.4. Решение задач 1.5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие тексту 1.6. Введение в тему | - Сейчас я загадаю вам загадку. Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Братья ходят друг за другом. Попрощается последний, Появляется передний. Раздаю детям условные обозначения дней недели и задаю вопросы: Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра? Какой день недели наступит после среды? И т.д.? - Скажите, дети, сколько всего дней в неделе? С какого дня начинается неделя? А заканчивается каким днем? Сколько рабочих дней в неделе? А выходных? Назовите рабочие дни недели. Назовите выходные дни. А сколько дней в неделе вы посещаете детский сад? Что наступает раньше – суббота или воскресенье? Ребята, я задам вам задачу, а вы должны ее решить. 1. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат на один день раньше. В какой день приехал Коля? Кто из детей гостил у бабушки дольше, если вернулись они вместе? 2. Встретились две подружки. Одна из них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов "Ну, погоди!"», — «А я пойду завтра», — ответила другая. В какой день недели встретились подружки? Когда другая девочка пойдет смотреть «Ну, погоди!»? - В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. Сегодня, ребята, мы познакомимся с частицами «ся» и «сь». | - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье Сегодня вторник. Вчера был понедельник. Завтра будет среда. После среды будет четверг. Семь С понедельника. Воскресеньем. Пять. Два. Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница Суббота, воскресенье Пять Суббота В среду Коля гостил у бабушки дольше В понедельник Во вторник Дети показывают движение «стирают», «подметают», «пекут», «ищут», «моют», «покупают», «зовут». |
2. Основная часть 2.1. Игра-упражнение «Мишина неделя» | - Я прочитаю вам предложения и задам вопросы. * В понедельник Миша гуляет в парке. В понедельник Миша прогуливается в парке. Какое слово изменилось? Что изменилось во втором предложении? * Во вторник Миша ходит на тренировку в спортзал. Во вторник Миша тренируется в спортзале. Что изменилось во втором предложении? * В среду Миша ходит в бассейн. В среду Миша купается в бассейне. Что изменилось во втором предложении? * В четверг Миша ходит в музыкальную школу. В четверг Миша учится в музыкальной школе. * В пятницу Миша убирает свою комнату. В пятницу Миша убирается в своей комнате. * В субботу Миша моет себя в ванне. В субботу Миша моется в ванне. * В воскресенье Миша встретил Сашу. В воскресенье Миша встретился с Сашей. - А теперь вспомните, что делал Миша всю неделю, и расскажите про себя. - Скажите, что изменилось в словах, когда вы стали говорить о себе? |
Слово «гуляет» поменялось на «прогуливается». В конце слова появилась частица «ся». Вместо «ходит на тренировку» появилось слово «тренируется» с частицей «ся». Вместо «ходит в бассейн» появилось «купается в бассейне» с частицей «ся». Вместо слов «ходит в музыкальную школу» появилось «учится в музыкальной школе» с частицей «ся» Вместо слова «убирает» появилось слово «убирается» с частицей «ся» Вместо слова «моет» появилось слово «моется» с частицей «ся» Вместо слова «встретил» появилось слово «встретился» с частицей «ся». В понедельник я прогуливаюсь в парке. Во вторник я тренируюсь в спортзале. В среду я купаюсь в бассейне. В четверг я учусь в музыкальной школе. В пятницу я убираюсь в своей комнате. В субботу я моюсь в ванне. В воскресенье я встречаюсь с Сашей. Частица «ся» поменялась на частицу «сь». |
3. Заключительная часть | О чем мы говорили сегодня на занятии? Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. | О днях недели, о частицах «ся» и «сь». |
- Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Овощи»
Цель: обучение детей рассказыванию
1. Коррекционно-образовательные задачи.
Активизация пассивного и активного словаря по теме: «Овощи»
Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
2. Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать пространственный гнозис, внимание и мышление.
Развивать мелкую, общую моторику.
3. Воспитательные
Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.
Словарная работа:
Помидор-томат, лук, морковь, огурец, капуста, репа, свекла, картофель, кабачок, горох, перец, баклажан, щавель, овощной, капустный, морковный, свекольный, кабачковый, картофельный, томатный.
Оборудование:
демонстрационный материал – картинки овощей; наглядное пособие «Как растут овощи», наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку); свежие овощи; план рассказывания.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Организационный момент 1.1. Релаксационное упражнение 1.2. Дидактическая игра «Что лишнее». 1.3. Введение в тему. | Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление) - Морковь, лисичка, огурец, капуста - Что лишнее? Почему? - Сегодня мы поговорим об овощах. | Дети выполняют движения, соответствующие тексту Лисичка. Морковь, огурец, капуста-это овощи, а лисичка – это дикое животное |
2. Основная часть 2.1. Вопросы логопеда. Показ картинок. 2.2. Показ детям плана рассказывания 2.3. Составление рассказов: о капусте, о картошке, о свекле. Ребёнок рассказывает о капусте с помощью плана. 2.4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения, соответствующие тексту 2.5. Дидактическая игра «Собери урожай». 2.6. Дидактическая игра «Повар и овощи» | - Какие ещё овощи вы знаете? - Где растут овощи? В огороде много гряд Тут и репа и салат. Тут свёкла и горох А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. (Выставля картинки овощей.) - Овощи на огороде растут по-разному: у моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим, а стебли над землёй; у огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле; у помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (показываю наглядное пособие «Как растут овощи») - Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. - Где можно взять овощи? - Как будет называться магазин, в котором продают овощи? - По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи (свежие овощи на подносе) - Что это?) - Помидор – это фрукт или овощ? - Где растёт? В саду или на огороде? - Какой по цвету? - Какой по форме? - В каком виде мы употребляем в пищу? План-схема рассказывания об овоще: 1. Название. 2. Это фрукт или овощ? 3. Где растет? 4. Какой по цвету? 5. Какой по форме? 6. В каком виде употребляем в пищу? - Кто попробует рассказать о капусте по плану? В огород пойдём Урожай соберём, Мы моркови натаскаем И картошки накопаем Срежем мы кочан капусты Круглый сочный, очень вкусный Щавеля нарвём немножко И вернёмся по дорожке. - Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас. - Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное. - Сделаем из овощей салат - Какой получился салат? - Салат из капусты? - Из свёклы? - Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? - Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? - Из помидор сделаем сок - томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей. | Огурцы, картошка, помидор, редиска, свекла и т.д. Они растут на огороде Летом на огороде, а зимой можно купить в магазине Овощной Помидор Помидор это овощ Помидор растет в огороде Он красный Круглый Помидор можно кушать в свежем виде, в супе и салате Капуста – это овощ. Растет на огороде. Она зеленая. Круглая. Мы кушаем ее сырой, вареной, тушеной. Дети показывают движение «шагают», «собирают», «таскают», «копают», «срезают», «рвем», «шагают». Дети выходят по цепочке и собирают овощи в корзинку, которая находится справа Получится овощной салат Капустный салат Свекольный салат Кабачковая икра Картофельное пюре Томатный сок |
3. Заключительная часть | - О чём мы говорили на занятии? - Что вы нового узнали об овощах? - Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии - А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание: за обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей. | Мы говорили сегодня об овощах. Мы узнали, где находятся плоды, стебли и корни у овощей, где их можно взять, какой бывает помидор и лук, что можно сделать из овощей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного фронтального занятияна 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.
План конспект комплексного фронтального занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим и развитию речи на 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.Тема: Праздник Новый го...
"Вопрос на засыпку" план-конспект итогового фронтального логопедического занятия в группе для детей с ОНР (третий год обучения).)
"Вопрос на засыпку" - любимая многими малышами передача канала "Карусель". Вот почему я решила провести итоговое фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе именно в форме игры-...
Конспект открытого фронтального занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной группе (ФФН) на тему: «Звуки п–пי –б –бי»
Занятие -закрепление пройденного материала для детей 6-7 лет...
Конспект подгруппового (фронтального) логопедического занятия с применением средств ИКТ у детей старшего возраста с ОНР 3 уровня. (На лексическом материале "Зима. Зимующие птицы.")
Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме " Зима. Зимующие птицы."Совершенствование грамматическ...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Играем в школу"
Конспект рассчитан на подготовительную к школе логопедическую группу.Основное речевое заключение детей - ОНР 3 уровня речевого развития, второй год обучения....
Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»
Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...
Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г». Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы...
Комментарии
конспекты занятий для детей с ОНР
по познавательному развитию