Инновационный опыт
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ekologiya_na_sayt.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания считаем, что задача воспитателя в работе с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Даю ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, построила свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделала бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Занятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.
Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.
Мною разработан перспективный план на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой», куда включены наблюдения, игровые задания, эксперименты и занятия. Наиболее интересные, с моей точки зрения, игры с песком и водой. План занятий в группе младшего возраста по теме
«Знакомство с неживой природой: песком, камнями, водой»
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1. Занятие «Домик из песка для черепашки». Цель: знакомство со свойствами песка: сухой – сыплется, влажный – лепится. 2. Занятие «Солнышко для черепашки». Цель: знакомство со свойствами камней: твердые, тяжелее песка. | 1. Занятие «Дорожка для змейки». Цель: закрепление знание свойств песка: сухой песок пропускаем через сито: сыплется, шуршит. На мокром песке остаются следы от змейки. 2. Игра «Что как плавает» Цель: закрепление знание свойств камней. | 1. Игра «Достань камешек». Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания. 2. Наблюдение за водой в искусственном водопаде. Цель: знакомство со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсуждение вопроса о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. |
Декабрь | Январь | Февраль |
Цель: закрепление умения манипулировать сухим и влажным песком; стимулирование работы воображения, проявление творческих возможностей; обучение использования камней для украшения печенья. 2. Игра «Теплый – холодный». Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. 3. Игра «Поймай льдинку». Цель: закрепление знаний свойств воды, развитие координации движений.
| 1. Целевая прогулка «Волшебный снежный ком». Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду. 2. Игры – опыты с водой. Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед. | 1. Занятие «Дом для рыбок». Цель: ознакомление с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие; вода прозрачная, чистая. 2. Игра – опыт «Зачем комнатным растениям вода?» Цель: формирование представления о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. |
Март | Апрель | Май |
1. Игра «Найди шарик». Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. 2. Наблюдение: как веточки пьют воду. Цель: объяснение детям, что веточка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки. 3. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». | 1. Наблюдение за водой в природе. Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. 2. Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр». 3. Занятие «Волшебная сосулька». Цель: закрепление знаний свойств воды: чистая, теплая, холодная; свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода. | 1. Игры в песочнице с пасочками. Цель: закрепление знаний свойств песка. 2. Развлечение «В гостях у Мойдодыра». Цель: закрепление знаний о роли воды: она нужна человеку, рыбам, животным, растениям; свойств воды. 3. Занятие «Все о воде». Цель: закрепление свойств воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода. |
Игра «Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание.
На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
Игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш
опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание.
Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Найди шарик»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание.
Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька»
Программное содержание: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.
Предварительная работа: наблюдение за сосульками на прогулке, рассматривание сосулек, иллюстраций о весне.
Материал: сосулька, пустая тарелочка, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги синего цвета.
Ход занятия.
В гости приходит Вини – Пух и приносит детям сосульку, которая лежит на тарелочке под салфеткой. (Дети не знают, что там). Вини – Пух загадывает загадку: «Что вниз вершиной растет?» (Дети отвечают: «Сосулька».)
Медвежонок показывает сосульку, дети рассматривают, сравнивают, трогают на ощупь; определяют, что сосулька холодная, прозрачная, от тепла в руке тает.
Вини – Пух рассказал детям потешки:
Солнце весело печет,
Снег водою с крыш течет.
Ледоход, лед идет,
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет.
Лед в кусочки разбивает.
Вини вместе с детьми, рассмотрев сосульку, определили, что она похожа на треугольник. Решили нарисовать ее на бумаге синего цвета белой гуашью. Медвежонок обращает внимание на то, что сосулька волшебная и пока дети будут рисовать ее, пусть она лежит на тарелочке.
Дети в это время рисуют на бумаге синего цвета белой гуашью, взяв в руки кисточку. Левой рукой придерживают лист бумаги, а правой стараются аккуратно нарисовать волшебную сосульку в виде треугольника, разукрашивают ее. Пока дети рисовали, сосулька растаяла и получилась прозрачная лужица воды.
Во время рисования Вини – Пух рассказывает детям стихотворения о весне:
Весенние воды.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Рассматривая друг у друга рисунки, дети вдруг увидели, что сосульки-то нет, а только вода. Они расстроились, но Вини их успокоил. Ведь сосулька волшебная, если водичку вынести на холод на улицу, то она превратится в сосульку или в льдинку.
Медвежонок предложил потрогать каждому ребенку водичку, определить какая она: холодная или теплая. Вини попрощался с ребятами, сказав, что к нему в гости должен прийти Пятачок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт.
Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....