Проект «ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С КОЛЕСА»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Музыка Юлия Владимировна

Познавательно-творческий воспитательско-детско-родительский проект по ознакомлению детей с историей возникновения транспорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vse_nachinalos_s_kolesa.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С КОЛЕСА»

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: 1 неделя

Участники проекта: воспитатели и дети группы компенсирующей направленности, логопед, родители воспитанников.

Актуальность: Кажется, нет ничего более обыденного и привычного, чем транспорт, который нас окружает. Знаем мы о машинах достаточно, но вот объяснить ребенку, что такое транспорт, для чего он нужен, как возник и каким бывает, порой нелегко. Дети часто задают вопросы, которые ставят взрослых в тупик. Чтобы ответить на них, приходится заглядывать в специальную литературу, искать нужные книги, думать, как объяснить, чтобы ребенок понял. Поэтому, мы решили выбрать тему для проекта «Все начиналось с колеса».

Идея проекта: развитие познавательного интереса к истории возникновения транспорта в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта: познакомить детей с историей возникновения транспорта через различные виды самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи  проекта:

Образовательные:

  1. Систематизировать и расширить знания детей о различных видах транспорта, его назначении, истории развития.
  2. Закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретён для удобства перемещения; рассказать о значении транспорта в жизни современного общества.

Развивающие:

  1. Обогащать словарь детей, развивать связную монологическую речь через рассказы, творческие презентации, игры.
  2. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.
  3. Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, любознательность.
  2. Воспитывать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения.
  3. Обогащать детско-родительские отношения, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми.

 

Методы проекта:

  • Исследовательские: проблемные вопросы.
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Наглядные: использование ТСО; мультимедийные  презентации;  энциклопедии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции.

Предполагаемые результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что у детей сформируются осознанные представления о техническом прогрессе в развитии транспорта, сформируются проектно-исследовательские умения и навыки (умение выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты), социальные навыки (партнерские отношения); будет воспитана осознанная необходимость соблюдения правил дорожного движения; обогатятся детско-родительские отношения, повысится заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми; пополнится предметно-пространственная развивающая среда группы.

 

I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.

На данном этапе мы подготовили  необходимое оборудование, мультимедийные  презентации «От кареты до ракеты», «Все начиналось с колеса», «Зачем строят корабли»; подобрали наглядный  иллюстративный  материал, художественную литературу.

Свою работу с детьми мы  начали с вводной беседы «Для чего нужен транспорт?», с целью выявления имеющихся у детей знаний. При проведении опроса детей была использована «Модель трех вопросов».

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем это?

Транспорт – это автомобили, самолеты…

(Зарина Р.)

На чем передвигались люди раньше?

Прочитать в энциклопедии.

Транспорт нужен, чтобы перевозить людей и грузы. (Андрей М.)

Какой бывает транспорт?

Спросить у взрослых.

Затем мы просмотрели мультимедийную презентацию «От кареты до ракеты»  (по стихотворению С. Михалкова). Эти мероприятия были направлены на то, чтобы сформировать у детей  обобщающее понятие «транспорт», дифференцировать понятие: транспорт наземный, воздушный, водный, подземный. Заинтересовать детей предстоящей деятельностью: «Как вы думаете, на чём люди передвигались раньше?». Выяснить способы достижения цели: «Как это можно узнать?».

Деятельность родителей в реализации I этапа: Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации.

II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (продуктивный).

Совместно с детьми мы составили и обсудили план совместной деятельности. Обсудили с детьми вопросы по созданию мини-музея в группе. Дети предложили свои варианты, материал для изготовления макетов.

№ п\п

Формы организации

Содержание

1

Организованная образовательная деятельность

  1. «История возникновения транспорта»

Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта. Вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей.

  1. «Путешествие с Чевостиком»

Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта. Развивать речь детей.

  1. «Современный транспорт, какой он?»

Цель: Закрепить названия различных видов транспорта. Рассказать о назначении транспорта в жизни современного общества.

2

Беседы

  1. «Зачем строят корабли?»

Цель: Познакомить с историей возникновения водного транспорта. Рассказать о видах и назначении водного  транспорта.

  1. «Откуда поезд к нам пришел»

Цель: Познакомить с историей возникновения железнодорожного транспорта. Рассказать о назначении ж/д транспорта.

  1.  «Мой рабочий день» (встреча с родителями-железнодорожниками) Цель: Вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей.

3

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

 «Едет, плавает, летает», «Лента времени»

«Путаница», «Что будет, если…»

«Шоферы», «Путешествие на поезде»,

д/и по правилам дорожного движения

4

Опыты

  1. «Как летает ракета»

Цель: На примере воздушного шара показать принцип работы реактивного двигателя.

  1. «Плыви, плыви кораблик»

Цель: показать принцип работы парусника.

  1. «Подводная лодка» 

Цель: На примере виноградины и газированной воды показать принцип работы подводной лодки.

5

Продуктивная деятельность:

-рисование;

- лепка;

- конструирование;

- ручной труд.

«На чём люди ездят?»

«По морям, по волнам»

«Самолёт-истребитель», «Поезд»

«Чудо птица алый хвост, улетела в стаю звёзд»

6

Моделирование различного вида транспорта.

Карета, ракета, воздушный шар, самолёт и т.д.

7

Просмотр мультимедийных  презентаций

 «От кареты до ракеты» (по стихотворению С. Михалкова)

«Все начиналось с колеса»

«Зачем строят корабли?»

8

Чтение художественной литературы

Слушание аудиоэнциклопедии «Автомобили и транспорт», «Корабли и мореплавание», «Самолеты и авиация»; М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Транспорт», Эмили Бомон, Мари-Рене Гилоре «История транспорта» С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный», Ф.Лев «Голубые поезда», Э.Успенский «Паровозик из Ромашково» и др.

9

Создание и рассмотрение дидактических альбомов по всем видам транспорта.

Водный транспорт «Корабли, корабли, сколько разных посмотри»;

Наземный транспорт «От паровоза до электровоза»; «Все начиналось с колеса»

Воздушный транспорт «Ну, а это, ну, а это – кругосветная ракета»

Альбомы включают иллюстрации со старинным транспортом, современным транспортом, стихи, загадки, детские работы.

10

Создание мини - музея

Выставка детско-родительских  работ и дидактических альбомов.

Деятельность родителей в реализации II этапа проекта: изготовление моделей различных видов транспорта, создание мини-музея.

III – ЭТАП – ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ.

Представление детьми группового мини-музея. Провели экскурсию для детей среднего и старшего возраста, родителей, воспитателей.

Конечный результат:

Дети знают:

  • для чего нужен транспорт, как он появился и развивался;
  • сформировались представления о наземном, водном, воздушном и космическом транспорте;
  • о транспортных профессиях и их трудовых  действиях;
  • о строении различных видов транспорта;

Дети умеют:         

  • составлять рассказы-описания,
  • создавать коллективные композиции, поделки,  применяя художественно-творческие способности, поисковую деятельность и навыки сотрудничества (партнерские отношения);
  • оценивать свои работы и работы друзей.

Дети воспитали в себе:

  •   осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения.

У родителей:

  • Обогатились детско-родительские отношения, повысилась заинтересованность  в продуктивной деятельности с детьми;

Педагоги:

  • пополнили предметно-пространственную развивающую среду группы;
  • улучшили методическое обеспечение и распространили опыт работы по данной теме;
  • получили положительный опыт разработки и реализации проектно-исследовательской деятельности в детском саду.

Литература

1. Транспорт. Какой он?: Пособие для воспитателей, гувернеров и родителей. К.П. Нефедова.  Издательство: Гном и Д, 2010 год.

2. Транспорт. Наземный. Водный. Воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. О.А. Скоролупова. Издательство: Скрипторий 2003, 2006 год.

3. « Я познаю мир» (транспорт). Москва. Изд. « Астрель» 2003.

4.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Экология начинается с семьи"

В рамках проекта "Экология начинается с семьи"  представлена презентация опыта экологического воспитания в двух семьях группы. в материал входит план мероприятий в рамках проекта и конспекты....

Проект "Как начинается вежливая песенка"

Проект направлен на нравственное воспитание через театральную деятельность...

Образовательный проект "Будущее начинается сегодня"

Проект направлен на  создание инновационной  модели развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

Проект "Доброта начинается с детства"

Проект "Доброта начинается с детства"(среднесрочный, познавательный, творческий)Первый этап. Целеполагание. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адрес...

Проект "Город начинается с семьи"

Проект помогает ребенку лучше знать свой город. В проекте есть конкурсы дляродителей и детей....

Проект «Всё начинается с семечка» Экологический образовательный проект с детьми в дошкольных организациях.

Цель:  Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-      Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;-...