Проект "Россия начиналась с деревень"
проект (старшая группа) по теме

Трушина Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Трушина Светлана Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

«Россия начиналась с деревень»

                                                          

                                                                                   Автор:    Трушина

                                                                                        Светлана Алексеевна

                                                                                        старший воспитатель                                                                                

                                          г. Калачинск – 2014г.        

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

  • утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
  • исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.
  • забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены всем  современным: постройками, игрушками, одеждой,  музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальными сегодня являются задачи:

  • прививать детям любовь к русской культуре;
  • познакомить с историей страны, обычаями, традициями, обрядами;
  •  воспитывать патриотические чувства.

 А это можно сделать на основе знакомства с историей, народным искусством, народной культурой.

Проанализировав свою деятельность, работая с детьми подготовительной группы,  я пришла к выводу , что у детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа, и необходимо формировать национальное самосознание дошкольников. Встал вопрос с чего  начать работу? Помогли мне сами дети. В разговоре между собой они обронили фразу,  ведешь себя, как деревня. Ребенок хотел обидеть своего собеседника. Я задалась вопросом «Почему современное общество неуважительно относится к сельским жителям? Как давно все стали городскими? ». Собрав детей группой я им объявила «Ребята, а вы знаете , что мы все родом из деревни? Калачинск тоже был деревней». Это стало началом работы над проектом.

Название  проекта: «Россия начиналась с деревень»

Тема проекта : «Формирование патриотического сознания дошкольников»

Тип проекта :

  • По числу участников: групповой (дети, педагог, родители)
  • По содержанию : информационно - творческий
  • По продолжительности : среднесрочный
  • По характеру контактов : открытый

Цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую ознакомление детей с возникновением городов  России, на примере города Калачинска.

 Задачи :

  1. приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о традициях и обычаях, игрушках, народном костюме;
  2. формировать представления о становлении города Калачинска;
  3. формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  4. развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности;
  5. способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  6. воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Срок реализации проекта:  ноябрь 2012 года  – май 2013 года

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (ноябрь 2012 г.)

Цель: Ввести в проблемную ситуацию детей, родителей, сформировать интерес к теме проекта.

  • Подбор методической и специальной литературы
  • Беседы с детьми и родителями
  • Оформление уголка «Мой город Калачинск вчера и сегодня»
  • Составление плана работы над темой

 

  1. Основной этап (практическая реализация проекта) декабрь 2012 – первая половина апреля  2013 г.

Цель : Создание условий для расширения кругозора и накопления опыта детей по теме.

  • Беседы по теме «Калачинск – деревня Калачики»
  • Создание альбома «Калачинск давным - давно»
  • Подборка игр «Игры наших бабушек и дедушек»
  • Изготовление тряпичных кукол (по схемам)
  • Создание коллекции «Русский народный костюм»
  • Создание коллекции «Чем город жил, чем люди занимались»
  • Оформление выставки «Деревянные чудеса» (работы калачинских мастеров)
  • Экскурсия в краеведческий музей, мини – музей «Русская изба» группа № 5 Воспитатель Каскирбаева В.Н.
  • Встречи с интересными людьми «Семейные традиции»

  1. Заключительный этап

Цель: подведение итогов проекта.

  • Создание макета «Деревня», «Домик в деревне»
  • Проведение развлечения «Масленица»
  • Оформление выставки «Пасхальный перезвон»

Прогнозируемый результат:

1. У детей повысится уровень патриотического воспитания;

2. Дети получат более углубленные знания о жителях деревни, их занятиях;

3. Сформируется положительное отношение к родной земле, человеке –труженике;

4. У детей сформируется представление о становлении города Калачинска, его развитие.

Реализация проекта прошла через интеграцию всех образовательных областей:

Чтение художественной литературы: Чтение детям художественных произведений – самый распространенный и очень эффективный прием воспитания . Чтение произведений о деревне, людях тружениках помогают увидеть другую жизнь людей, отличающуюся от той к которой  привыкли дети; помогают в воспитании уважения к традициям и истории народа.

Социализация: Основной вид деятельности детей – игра. В игре ребенок реализует полученные знания. А в развлечениях и народных играх прививается уважение к культуре русского народа.

Коммуникация: в ходе бесед, обсуждений художественных произведений систематизируются знания дошкольников социально значимых событиях. Формируются гендерные представления детей.

Художественное творчество: Через изобразительную деятельность дети выражают свое знание и  видение , социальных отношений.

Познание: Дети познакомились с отличительными особенностями города, деревни, проследили, как происходило превращение деревни Калачики в город. Ознакомились с праздничными традициями, играми, игрушками.

Физическое развитие: Физические упражнения помогают развитию силы, выносливости, смелости – качеств, необходимых человеку труженику.

Безопасность: при ознакомлении с предметами быта проследили их безопасность в обращении, правила работы с острыми предметами, огнем как помощником, так и вредителем.

Музыкально-художественное развитие: Праздники, развлечения, песни, народные мелодии помогают эмоциональному восприятию патриотических образов.

Результативность проекта:

1.  Дети получили  более углубленные знания о жителях деревни, их занятиях: полеводстве, скотоводстве, развлечениях и д.р.

2. Сформировалось положительное отношение к родной земле, человеку –труженику;

3. Дети заинтересовались народными традициями и обычаями, игрушками. Научились делать текстильные обрядовые куклы;

4. У детей сформировались представление о становлении города Калачинска, его развитие.

Проект «Россия начиналась с деревень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба начинается с улыбки

Цель:·       Развивать речь и изобразительную деятельность;·       Вспомнить  и закрепить правила дружбы;·...

Открытое занятие для детей подготовительной группы "Дружба начинается с улыбки".

Цель: Снятие психомоционального напряжения, развитие творческого воображения, развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии, развитие моторики, развитие коммуникативных навыков (умение работать в команд...

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"

Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...

Памятка для родителей "Все начинается с малого"

Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. Родителям необходимо знать следующее: 1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару,...

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

Мой успешный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»

Творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»...