Проект "Россия начиналась с деревень"
проект (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ознакомление детей с возникновением городов России, на примере города Калачинска. | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Трушина Светлана Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
«Россия начиналась с деревень»
Автор: Трушина
Светлана Алексеевна
старший воспитатель
г. Калачинск – 2014г.
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.
Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице - малыши окружены всем современным: постройками, игрушками, одеждой, музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальными сегодня являются задачи:
- прививать детям любовь к русской культуре;
- познакомить с историей страны, обычаями, традициями, обрядами;
- воспитывать патриотические чувства.
А это можно сделать на основе знакомства с историей, народным искусством, народной культурой.
Проанализировав свою деятельность, работая с детьми подготовительной группы, я пришла к выводу , что у детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа, и необходимо формировать национальное самосознание дошкольников. Встал вопрос с чего начать работу? Помогли мне сами дети. В разговоре между собой они обронили фразу, ведешь себя, как деревня. Ребенок хотел обидеть своего собеседника. Я задалась вопросом «Почему современное общество неуважительно относится к сельским жителям? Как давно все стали городскими? ». Собрав детей группой я им объявила «Ребята, а вы знаете , что мы все родом из деревни? Калачинск тоже был деревней». Это стало началом работы над проектом.
Название проекта: «Россия начиналась с деревень»
Тема проекта : «Формирование патриотического сознания дошкольников»
Тип проекта :
- По числу участников: групповой (дети, педагог, родители)
- По содержанию : информационно - творческий
- По продолжительности : среднесрочный
- По характеру контактов : открытый
Цель: разработать систему педагогических условий, обеспечивающую ознакомление детей с возникновением городов России, на примере города Калачинска.
Задачи :
- приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о традициях и обычаях, игрушках, народном костюме;
- формировать представления о становлении города Калачинска;
- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- развивать интеллектуальную инициативу, творческие и познавательные способности;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле.
Принципы реализации проекта:
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Срок реализации проекта: ноябрь 2012 года – май 2013 года
Этапы проекта:
- Подготовительный этап (ноябрь 2012 г.)
Цель: Ввести в проблемную ситуацию детей, родителей, сформировать интерес к теме проекта.
- Подбор методической и специальной литературы
- Беседы с детьми и родителями
- Оформление уголка «Мой город Калачинск вчера и сегодня»
- Составление плана работы над темой
- Основной этап (практическая реализация проекта) декабрь 2012 – первая половина апреля 2013 г.
Цель : Создание условий для расширения кругозора и накопления опыта детей по теме.
- Беседы по теме «Калачинск – деревня Калачики»
- Создание альбома «Калачинск давным - давно»
- Подборка игр «Игры наших бабушек и дедушек»
- Изготовление тряпичных кукол (по схемам)
- Создание коллекции «Русский народный костюм»
- Создание коллекции «Чем город жил, чем люди занимались»
- Оформление выставки «Деревянные чудеса» (работы калачинских мастеров)
- Экскурсия в краеведческий музей, мини – музей «Русская изба» группа № 5 Воспитатель Каскирбаева В.Н.
- Встречи с интересными людьми «Семейные традиции»
- Заключительный этап
Цель: подведение итогов проекта.
- Создание макета «Деревня», «Домик в деревне»
- Проведение развлечения «Масленица»
- Оформление выставки «Пасхальный перезвон»
Прогнозируемый результат:
1. У детей повысится уровень патриотического воспитания;
2. Дети получат более углубленные знания о жителях деревни, их занятиях;
3. Сформируется положительное отношение к родной земле, человеке –труженике;
4. У детей сформируется представление о становлении города Калачинска, его развитие.
Реализация проекта прошла через интеграцию всех образовательных областей:
Чтение художественной литературы: Чтение детям художественных произведений – самый распространенный и очень эффективный прием воспитания . Чтение произведений о деревне, людях тружениках помогают увидеть другую жизнь людей, отличающуюся от той к которой привыкли дети; помогают в воспитании уважения к традициям и истории народа.
Социализация: Основной вид деятельности детей – игра. В игре ребенок реализует полученные знания. А в развлечениях и народных играх прививается уважение к культуре русского народа.
Коммуникация: в ходе бесед, обсуждений художественных произведений систематизируются знания дошкольников социально значимых событиях. Формируются гендерные представления детей.
Художественное творчество: Через изобразительную деятельность дети выражают свое знание и видение , социальных отношений.
Познание: Дети познакомились с отличительными особенностями города, деревни, проследили, как происходило превращение деревни Калачики в город. Ознакомились с праздничными традициями, играми, игрушками.
Физическое развитие: Физические упражнения помогают развитию силы, выносливости, смелости – качеств, необходимых человеку труженику.
Безопасность: при ознакомлении с предметами быта проследили их безопасность в обращении, правила работы с острыми предметами, огнем как помощником, так и вредителем.
Музыкально-художественное развитие: Праздники, развлечения, песни, народные мелодии помогают эмоциональному восприятию патриотических образов.
Результативность проекта:
1. Дети получили более углубленные знания о жителях деревни, их занятиях: полеводстве, скотоводстве, развлечениях и д.р.
2. Сформировалось положительное отношение к родной земле, человеку –труженику;
3. Дети заинтересовались народными традициями и обычаями, игрушками. Научились делать текстильные обрядовые куклы;
4. У детей сформировались представление о становлении города Калачинска, его развитие.
Проект «Россия начиналась с деревень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба начинается с улыбки
Цель:· Развивать речь и изобразительную деятельность;· Вспомнить и закрепить правила дружбы;·...
Открытое занятие для детей подготовительной группы "Дружба начинается с улыбки".
Цель: Снятие психомоционального напряжения, развитие творческого воображения, развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии, развитие моторики, развитие коммуникативных навыков (умение работать в команд...
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
Консультация для родителей "Начинайте с колыбели"
Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка, это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь мал...
Памятка для родителей "Все начинается с малого"
Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. Родителям необходимо знать следующее: 1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару,...
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...
Мой успешный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»
Творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и традициями русских деревень «У самовара»...