Проект "Птицы синицы..."
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект:
«Птицы синицы…»
Автор: воспитатель
Галиуллина Ф.М.
МБДОУ «Детский сад № 25»
г.Нефтеюганск
Проект: «Птицы синицы …»:
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Участники: дети, родители, педагоги.
Объект исследования: птица синица.
Цель проекта: формировать у детей целостное представление о птицах синицах, прививать навыки бережного ухаживания за птицами в любое время года.
Задачи педагога:
- подобрать и изучить литературу о жизни синиц;
- понаблюдать за птицами в природе в любое время года;
- определить значение синиц в природе и в жизни человека;
- составить и написать памятку «Как и чем подкармливать птиц зимой»;
- сделать зимнюю кормушку для птиц;
- составить вопросы к кроссворду;
- создать папку творческих и литературных работ о птицах;
Проблема: отсутствие знаний о птице нашего края, отсутствие у детей знаний о разновидности птицы, отсутствие знаний конкретных факторов о жизни птицы.
Игровая ситуация: кормушка для синички.
Методы и приёмы: наблюдение, экскурсия, сбор информации, работа с литературой, обработка информации, творческая работа.
Модель 3 вопросов:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Валя-это жёлтенькая,маленькая птичка. Егор-клюёт зёрна,семечки,крошки хлеба,очень любит сало. Кира-может быть в спячке. Виталий-сидят на ветках,ходят по снегу. Лиана-не боятся снега, они тёплые,зимуют в городе,влесу. Саша -синица-полезная птица. Данил-очень яркая,красивая птица. | Как они разговаривают? Как они откладывают яйца? Как они едят? Что пьют? Где они живут? Как у них появляются детёныши? Чем и как они их кормят? Как они греют своих малышей? Как они переносят морозы? Какая польза от них людям? Какой вред они приносят? Что любит синичка? | Посмотреть передачу,фильм по телевизору. Спросить у взрослого. Найти в интернете. Посмотреть в энциклопедии. Прочитать в книге. Позвонить бабушке,дедушке. |
Задачи проекта:
- развивать потребности в приобретении новых знаний об объектах живой природы;
- формировать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания;
- учить детей отражать полученные знания в разных видах деятельности;
- углублять и систематизировать знания детей;
- воспитывать в детях привычку заботиться о птицах, учить сопереживать всему живому;
Предполагаемый результат:
- участие детей в проекте сформирует целостное представление о синице;
- привлечь родителей к интересу детей;
- создание альбома с работами детей и родителей;
- коллекция фотографий, иллюстраций синицы;
Этапы реализации проекта:
Области интеграции | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1 этап подготовительный:
Познание | -рассматривание иллюстраций «Синицы»; -беседа «Кто такие синицы?»; -занятие «Что мы знаем о них?»; -беседа «Где их можно встретить?»; -беседа «Почему мы их должны подкармливать зимой?»; -наблюдение за птичкой синичкой; -беседа «Полезная она птица или нет?»; -беседа «Что любит синица?»; | Привлечь родителей к приобретению познавательной литературы. |
Детское экспериментирование | -подготовка корма для синицы; -рассматривание энциклопедии; -копилка стихов, игр, загадок, рассказов, фотографий; | Привлечь родителей к оформлению фотографий птицы. |
Художественное творчество | -рисование, аппликация, лепка птицы синицы; | Вызвать интерес к участию в конкурсе поделок. |
Физкультура | -подбор подвижных игр «Птицы»; | Привлечь родителей к оформлению атрибутов. |
2 этап основной:
Познание | -проблемно-игровые ситуации; -беседа «Как помочь синичке зимой?»; -способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным наблюдениям за синицой при совместном отдыхе с родителями; -сочинение «Птичка синичка»; -научить детей готовить лакомство для синичек; -дидактические игры «Птицы»; | |
Социализация | -сюжетно-ролевая игра «Птицы»; -наблюдения за синичкой из окна и на прогулке; -рассматривание иллюстраций; -просмотр фильма «Синичка»; Подвижные игры «Летает, не летает?», «Птицы», «Желтогрудки, красногрудки, коричневогрудки, серогрудки, белогрудки и т.д.»; | |
Труд | -изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре; | Привлечь родителей к изготовлению кормушек. |
Физкультура | -подвижные игры «Птицы»; | |
Чтение художественной литературы | -чтение сказки Н.А.Рыжовой «История одной синички»; «Как люди птицу обидели»; -чтение энциклопедии «Синицы», «Разновидности синиц»; -чтение рассказа М.И.Пришвина «Синичкин календарь»; -экологические стихи, сказки, рассказы о птицах; -рассказы о природе «День рождение синицы»; | |
Художественное творчество | -лепка, аппликация, рисование птицы; -коллаж «Покормите птиц зимой!»; | Привлечь к оформлению альбома «Синицы». |
3 этап заключительный:
-презентация проекта «Птицы синицы…»; | Оформление выставки поделок, кормушек. |
Введение:
«Синица»:
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.
В песенке твоей приветной
Слух пленен ужели ж мой
Лишь природы безответной
Равнодушною игрой?
Иль беспечно распевает
И в тебе охота жить —
Та, что людям помогает
Смерть и жизнь переносить?
И.С.Тургенев
Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой. Я расскажу об обычной птице, с которой люди сталкиваются в городе очень часто. Она привлекает к себе внимание необычным нарядом и звонкой песенкой. Общение с природой обогащает нас знаниями. Самый доступный способ познания природы – наблюдение. Оно позволяет каждому, кто того захочет, читать открытую перед всеми книгу природы. Наблюдая природу, мы ставим перед ней вопросы и у нее же ищем ответы на них. Наблюдая за синицами, мне захотелось узнать о них поближе.
Как-то мое внимание привлекли громкие птичьи голоса, доносящиеся из открытого окна. Выглянув в окошко, я увидела сидящих на дереве птиц. Их было много, и все они одновременно громко кричали. Птицы оказались смелыми: они не улетали, увидев меня в окне дома, а продолжали с писком перелетать с ветки на ветку, с дерева на дерево, осматривая каждую трещинку в коре. Я стала наблюдать за этими непоседами. Они были подвижны: подвешивались к веткам вниз головой, качались, держась на самых тонких веточках. В этом им помогали их длинные и острые когти, загнутые вниз. Лапки у них сильные и толстые. Одна из птиц села на подоконник. Я внимательно рассмотрела ее. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета.
Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами. Эти птицы меня очень заинтересовали, и я решила узнать о них как можно больше. Где живут эти птицы? Чем питаются? Вредны синицы или полезны?
Однажды весенним утром я услышала голоса синиц: тили-тили-тень, тили-тень! Выглянув в окно, я заметила, как две синицы заметались в кустах. Я стала следить за ними. Птицы опускались на землю, повисали на ветках деревьев, гонялись друг за другом – наверное, они играли в догонялки. Так продолжалось несколько дней. Синицы осматривали деревья, как будто что-то искали. Как-то возвращаясь с работы, я увидела на стене деревянного дома синицу. Она упиралась на бревно лапками и вытягивала клювом паклю. Набрала целый пучок – и стрелой к дереву, юркнула в дупло. А другая синица в это время несла тонкую веточку. Потом птичка подлетела к окну и стала дергать нитки из марли, которой было закрыто окно. Тут я догадалась, птицы строят себе гнездо. Пять дней синички таскали в гнездо корешки, мох, клочки шерсти собак, сухие стебельки трав. Строили гнездо вместе, дружно. Из книг я узнала, что селятся синицы в самых разных местах. Известны случаи использования для гнездования совершенно необычных мест: например, в пустыне Кызылкум пара синиц свила гнездо и вывела птенцов в черепе верблюда. Гнездятся они иногда в почтовых ящиках. Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов, а также в других закрытых местах, обычно на высоте 2–6 метров от земли. В дупла синицы натаскивают иногда до 200г строительного материала, стремясь заполнить им все внутреннее пространство дна. С раннего утра и до позднего вечера трудятся птицы. Значит, это трудолюбивый народ.
Никакие птички не связаны так с лесом, как синицы. По своему облику это некрупные, но крепкие пичуги с яркой контрастной окраской, белощёкие. Самая обыкновенная представительница семейства – большая синица, с которой я и начну описание синичек:
БОЛЬШАЯ СИНИЦА: Самая крупная из синиц – белощёкая, желтогрудая птичка с чёрной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Уже с первыми осенними заморозками эти бойкие крикливые птички прилетают из окрестных лесов в города и деревни. Они вертятся по заборам, шмыгают на поленицах, кричат в тополях. Синички вездесущи и любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Голос синиц – звонкое «пинь-пинь-пинь». Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в посёлок, в деревню. Сюда прилетают также и московки, лазоревки, гаички, долгохвостые синицы-ополовники, обследующие парки, заборы, обветшалые строения. Большая синица всеядна. Она отыскивает и поедает насекомых, раздалбливает семечки, летает по помойкам, добывая там кусочки пищи. Синицы любят долбить мёрзлое мясо и сало, в голодное время они не брезгают и заплесневелой коркой где-нибудь у собачьей конуры. Не один раз я наблюдал, как синицы нападают на ослабевших птичек. Нет птички, которая столь упорно боролась бы за свою свободу. Это свободолюбие в соединении со страшной непоседливостью, непрерывным лазаньем по стенкам клетки, большой злобой и дикостью делают синицу не очень-то привлекательной клеточной птичкой. Ручными такие синицы не считаются никогда. Самое большее, что можно от них добиться, - чтоб они брали корм из рук через прутья клетки. Кстати, большая синица отнесена ко второму разряду лучших певцов. Её великолепные высвисты, теньканье и колокольчик приводят в изумление даже искушённых знатоков. «Цыть-цы-пи, цыть-цы-пи» - слышится уже в январские оттепели. «Синица почуяла весну» - говорят люди. В марте голос её оживляет все сады и дворы. Синички сопровождают свою резвую песенку даже своеобразной пляской. Все синички очень полезны. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, на лесной опушке, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки – синицы доставят вам много удовольствия своим бодрым видом и звонким голосом.
МОСКОВКА: Московка – необыкновенно милое существо, настоящая птичка-игрушка, и так же приятен её голосок, похожий на крик чижа, позыв «тю-пи, тю-пити». Песенка этой птички беднее, чем у большой синицы, нет в ней головоломных ошеломляющих штук, какие выделывает большая синичка, но нет и никаких неприятных тонов. По контрастному расположению пятен, по белым щекам похожа на большую синицу, но вдвое меньше её, грудка не жёлтая, а светло-серая без дорожки. Она жительница тёмных хвойных лесов и высоких ельников, которых, увы, с каждым годом всё меньше и меньше. Московка никогда не живёт в городе, только в деревне. Надо отметить, что из всех синиц она самая ласковая, ручная и доверчивая. Это единственная синичка, которая узнаёт хозяина и возвращается даже после годичной разлуки.
ЛАЗОРЕВКА: Лишь немного крупнее московки. Это самая хлопотливая и подвижная синичка. Она одета в яркое замечательное цветное перо. Жёлтая грудь птички приятно сочетается с бело-голубой «тюбетеечкой» на темени и синеватыми крылышками. Щёки белые, но разделены синей полосой, идущей через глаз. Насколько малая синица-московка связана с хвойным лесом, настолько лазоревка любит лиственный. Осиновые рощицы по болотам, по речкам – вот её места. Это очень полезная птичка, питающаяся в основном насекомыми. Семена лазоревка ест в малом числе и лишь от голода.
ОПОЛОВНИК (длиннохвостая синица): У этой синички нет ни голубых, ни синих тонов в оперении. Голова у неё белая, без полоски, круглая, с чёрными бисерными глазками. Хвост очень длинный, с белыми ступенчатыми пёрышками по бокам. Встретить ополоновку можно во всяком лесу, но чаще – в лесу сыроватом, лиственном. Бродят эти синички по ольшаникам, осинникам, Они редко сливаются зимой в общую синичью стаю. Привязанность длиннохвостых синиц друг к другу удивительна и трогательна. В отличие от большинства синичек, гнездящихся в дуплах, ополовники строят гнёзда круглые, искусно свитые из травинок и волосков. День у птичек рассчитан по солнцу, как по часам. К примеру, если вы видели птиц возле опушки в полдень, то и на другой день, и на третий они появятся здесь. Они являются «на свидания» как аккуратные девушки, не позволяя себе запаздывать более чем на полчаса. По качеству пения ополовник относится к самому последнему, пятому разряду.
ГАИЧКА (гаичка буроголовая): Гаичка – самый многочисленный вид синиц. У неё большая чёрная шапочка и светлый низ без нагрудника. Гаичка немного покрупнее московки, «головастее». Водится в любом лесу, её встретишь и в заболоченном мелколесье, и в сухом светлом бору, и в тёмном ельнике, и в березняке. Громкое тревожное «ке, кее, тээ… тээ», сопровождаемое обычным синичьим писком, с утра до потёмок слышится по лесу. Гаички редко ходят самостоятельной стайкой, обычно к ним присоединяются московки, хохлатые синицы, поползни, корольки, пищуха, дятел и несколько больших синиц. Такая синичья компания великолепно чистит лес от вредителей. Гаички широко распространены из-за своей высокой приспособляемости к самому разному лесу. Они гнездятся в любых дуплах. Они занимают готовые дупла или выдалбливают их сами. Гнездовье получается за один день упорной работы, максимум – за два. Гнездясь дважды в лето, гаички выводят полтора десятка птенцов. Гаичку буроголовую называют ещё пухляк.
СИНИЦА ХОХЛАТАЯ (гренадёр): Некрупная, чуть побольше московки. Но меньше гаечки, бойкая синичка. Оперение её составлено из различных оттенков серого цвета с небольшой буроватостью на спинке. Самый главный отличительный признак – остроугольный пепельного цвета хохолок, который птичка то поднимает, то опускает. Гренадёр, не редкая, но всё же нигде не встречающаяся в больших количествах птичка. Водится она только в хвойных лесах. Гнездится в узких дуплах невысоко над землёй. Стай не образует, а всегда присоединяется к синичьим компаниям разных видов. Поёт синичка в плохо и мало, а беспрерывные движения взад-вперёд скоро надоедают всякому.
Считается, что синицы самые полезные из птиц, обитающих в России. «С утра до вечера, ни минутки не передыхая, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку, всё обшаривая и осматривая, заглядывая в каждую трещинку на дереве, внимательно обследуя каждый укромный уголок и беспрестанно долбя то тут, то там своим крепким клювом. Там запряталась мушка, здесь притаился под кусочком коры жучок, тут кучечкой, словно бисеринки, сложены и прилеплены к коре яички бабочки — всё это для синицы лакомый кусочек», — так рассказывал натуралист Д. Кайгородов. Истребление вредных насекомых во все времена года — это и есть основная польза, которую приносят синицы человеку. Чтобы привлечь синиц, люди часто сооружают для них искусственные домики (синичники). Осенью синицы пополняют свой рацион и семенами растений. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица: «Мала синичка, да коготок остёр». Летом синицы малозаметны: держатся в лесах и парках, и своё пребывание выдают только звонкой песенкой, один из звуков которой, похожий на звон колокольчика, характерен для всех синиц: «ци-ци», или «си-си». Синицы становятся заметными осенью, когда собираются в стайки и, постоянно перекликаясь, кочуют в поисках корма. В России наиболее известна большая синица; зимой она — обычный обитатель городов и посёлков. Яркое оперение этих птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны. Полёт синицы - яркий пример того, как следует экономить силы, находясь в воздухе. Эти юркие птахи летают очень быстро, и при этом они невероятно редко взмахивают крылышками. В длинные и морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла, щели домов) и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночёвка помогает синицам экономить тепло. Гнездятся синицы ранней весной, и потому их гнёзда должны быть очень тёплыми. Натуралист Леонид Семаго так описывает гнездовые заботы синицы: «Гнездо выстилается толстым слоем шерсти и перьев. Наседка лежит в нём словно на пышно взбитой перине. Весной во время строительства гнезда с нужным для выстилки материалом плоховато. Перо можно найти лишь на том месте, где ощипывал добычу ястреб. Но зато встреча с улёгшимся на днёвку русаком оборачивается необыкновенной удачей. Она нащипывает с клокастой, облезающей заячьей спины столько отличной, тонкой шерсти, что заполняет ею дупло...» Покидает своё гнездо синица, насиживающая яйца, очень неохотно, боясь их переохладить. Разыскав такое гнездо, человек порой может даже погладить птицу: она не улетит. Гнёзда большинство синиц вьют в старых, выдолбленных дятлами дуплах или в трещинах каменных скал. Некоторые синицы (в России -гаички) умеют сами выдалбливать (точнее, «выщипывать») себе дупла в трухлявых деревьях и мягкой древесине. Всего в семействе синицевых 65 видов, из которых в России обитает 11. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки, то хлеба будет в доме достаток. Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – все покрыто глубоким снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 птичек выживает только одна. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Всему миру показали синицы свою находчивость и изобретательность. Например, если внутри бутылки на нитке подвесить съедобный для птицы кусочек, она сначала попытается склевать его сквозь стекло. Затем сядет на горлышко и будет вытягивать нитку клювом. Но нитка слишком длинна, и за один раз её вытянуть невозможно. Тогда птица начнёт после каждого подтягивания придерживать её лапкой и в конце концов вытянет корм. В Англии синицы долгое время не обращали внимания на молочные бутылки, закрытые фольгой. Затем научились срывать клювом фольгу и лакомиться сливками или молоком. Это умение, видимо, они перенимали друг от друга. В России синицы научились забираться в свертки и пакеты с продуктами, которые люди вывешивали за окнами домов. Иногда эти разбойницы залетали в форточки между оконными рамами, где хранятся зимой продукты. За это синиц прозвали «форточницами». Но сейчас свертков за окнами не стало – у всех появились холодильники. Сейчас людям не приходится прятать свои продукты от птиц. Значит, синицы не приносят вреда человеку. Но птицам трудно находить корм зимой. Как же помочь им в голодное время? Конечно же, мы сделали кормушку и повесили ее около дома. Каждое утро я оставляла там корм. К кормушке прилетали и синицы, и воробьи, и другие птицы. Они с удовольствием клевали крошки от булочки, семечки, маленькие кусочки мяса, сало. Начав подкормку, нельзя её на время прерывать. В мороз, снегопад огромное количество синиц умирает от голода. Суровой зимой в Подмосковье был случай, когда всего на два дня кормушка оказалась без еды, а синиц на ней кормилось много. Подкормку возобновили, но у кормушки появилось лишь несколько синичек. Выяснилось, что остальные птицы погибли; в соседнем синичнике обнаружили 17 замерзших синиц. Скорее всего, голодные птицы собрались здесь на ночёвку, а энергии для поддержания тепла не хватило. Оказывается, синица – всеядная птица. За сутки она съедает насекомых примерно в 2,5 раза больше собственного веса, то есть около 50 г. Синицы хорошо помнят места, где их кормили, и в следующую зиму возвращаются не только сами, но и приводят с собой молодняк. Пережив зиму рядом с людьми, весной синицы улетают в родные леса. Летом она питается гусеницами, мухами, жуками, пауками. Осенью ест ягоды и плоды. Весной лакомится семенами и жуками. Среди насекомых, которыми питаются синицы, очень много вредных в хозяйственном отношении видов, таких как шелкопряды, долгоносики, листоеды, клопы, тли. Шелкопряды – это бабочки, которые поедают листья и хвоинки деревьев. Деревья слабеют, усыхают, гибнут. Например, сибирский шелкопряд уничтожает сотни тысяч гектаров ценных хвойных лесов, превращая их в кладбище высохших, почерневших деревьев. На каждое дерево одновременно набрасываются тысячи прожорливых гусениц, которые объедают хвою снизу до верха кроны. Эти насекомые губят зеленые насаждения, принося вред природе и человеку. Синицы истребляют этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели. Пары синиц, обычно достаточно, чтобы поддерживать в саду численность вредителей на безопасном уровне. Поэтому желание садоводов, чтобы на их участке были гнёзда синиц понятно. Поселившаяся пара уже не пускает сюда других птиц того же вида. Значение синиц в борьбе с вредными насекомыми очень велико еще и потому, что они отыскивают и уничтожают вредителей, их личинки и яйца практически круглый год. Поэтому во всех культурных странах эти птицы находятся под охраной. В России всегда считалось, что нельзя убивать синичку, иначе не будет удачи в разведении домашнего скота. Интересно, что первые законы об охране птиц были приняты еще в Средние века. Они касались именно синиц. Так, например, по указу Людвига Баварского за поимку синицы следовало суровое наказание.
Птицы являются и санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками дизентерии и других тяжелых желудочно-кишечных заболеваний.
Итак, гипотеза о том, что синицы – полезные птицы, оказалась верной. Никакого вреда человеку и природе они не приносят, а, наоборот, надежно охраняют наши леса, сады, парки от вредных насекомых. А еще они радуют нас своим пением и красотой. Поэтому людям необходимо помогать птицам выжить зимой. Надо делать для пернатых друзей кормушки. Пусть им будет сытно и тепло в холодное время. Почему синичек важно кормить? Голуби и воробьи - это городские птицы, привычные. Они и сами не пропадут, они умеют себе добывать пропитание в городе. Синицы - лесные птицы, причем они насекомоядные. Им подходит только жирный, калорийный корм, и то не любой. Им найти пропитание зимой гораздо труднее. Из 10 синиц, из- за голода, до весны доживает всего 1. Из 10 воробьев до весны доживет 10 (как и ворон, как и голубей). Лесные птицы не умеют питаться с помоек, как голуби и воробьи. Вот поэтому их так важно подкармливать зимой: чтобы они дожили до следующей весны. Пернатых надо кормить регулярно, ведь они привыкают и ждут, теряя драгоценные минуты, которые могли бы потратить на поиски корма.
Вывод:
На основе наблюдений за синицами и изучения литературы были сделаны выводы о том, что синицы - полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:
• соблюдать правила поведения в природе;
• делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
• защищать и охранять птиц.
Вопросы к кроссворду:
1.Это самая хлопотливая и подвижная синичка. Она одета в яркое замечательное цветное перо. Жёлтая грудь птички приятно сочетается с бело-голубой «тюбетеечкой» на темени и синеватыми крылышками. Щёки белые, но разделены синей полосой, идущей через глаз. (Лазоревка)
2.Что необходимо строить зимой, чтобы помогать птицам? (Кормушка)
3.Необыкновенно милое существо, настоящая птичка-игрушка. По контрастному расположению пятен, по белым щекам похожа на большую синицу, но вдвое меньше её, грудка не жёлтая, а светло-серая без дорожки. Она жительница тёмных хвойных лесов и высоких ельников. (Московка)
4.Оперение её составлено из различных оттенков серого цвета с небольшой буроватостью на спинке. Самый главный отличительный признак – остроугольный пепельного цвета хохолок, который птичка то поднимает, то опускает. (Гренадер)
5.Самый многочисленный вид синиц. У неё большая чёрная шапочка и светлый низ без нагрудника. (Гаичка)
6.У этой синички нет ни голубых, ни синих тонов в оперении. Голова у неё белая, без полоски, круглая, с чёрными бисерными глазками. Хвост очень длинный, с белыми ступенчатыми пёрышками по бокам. (Ополовник)
| Кроссворд «СИНИЦЫ» | 5. | |||||||
1. | 4. | Г | |||||||
Л | Г | А | |||||||
А | 2. | 3. | Р | И | |||||
З | К | М | Е | Ч | |||||
6. | О | П | О | Л | О | В | Н | И | К |
Р | Р | С | А | А | |||||
Е | М | К | Д | ||||||
В | У | О | Е | ||||||
К | Ш | В | Р | ||||||
А | К | К | |||||||
А | А |
Беседа «Почему птицы синицы стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
• Кто это?
• Какие они?
• Они живые?
• Что они едят?
• Все птицы любят есть жуков и мошек.
• А как зовут эту птичку ( Показать картинку с изображением синицы)
• Что она ест?
• Много ли сейчас насекомых?
• Зачем надо подкармливать птиц?
Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.
• Какие птицы улетают?
• Как их называют?
• Почему они улетают?
Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
• Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
• Так какие же птицы бывают?
Беседа «Синичка- гостья нашего двора»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал:
Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками( показать модели).Кто это?
Дети: Синичка.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюв, а у птиц есть. Синичка- это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц?
Дети отвечают.
Воспитатель: Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?
Дети отвечают.
Воспитатель: Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель: Так почему же синичка – птичка?
Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«День синиц»
Мероприятие для младших школьников...
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги - киригами для детей 6-7 лет «Снегири и синицы»
Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги "Снегири и синицы" - методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц....
Занятие по конструированию "Синица"
Цель: закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, воспитывать заботливое отношение к птицам....
Консультация для воспитателей "Синицы полезные птицы или вредные ?"
Синица полезная птица или нет...
Прогулка "Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей"
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....
Конспект НОД по речевому развитию "Праздник синиц"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе ДОУ....