Экологические наблюдения в детском саду
статья по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБЮДОУ д/с №2
Кировского района СПб
Меха Оксана Вадимовна
Статья
Экологические наблюдения в детском саду.
Исследовательская деятельность дошкольника.
В представлении великого чешского педагога Я. А. Коменского природа
– это единство макро- и микромира. Человек должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе
- пытливый исследователь, открыватель мира».
Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в зависимой степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том, что бы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому столь важны в дошкольном, младшем школьном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.
Большой интерес вызывают у ребят весенние фенологические наблюдения. Дети пытаются найти ответы на вопросы: какого цвета почки у различных деревьев и кустарников? Отличаются ли по величине и цвету почки растений, развивающихся в тени и под прямыми солнечными лучами? У каких деревьев и кустарников почки распускаются раньше, чем у других, и почему? Что общего у сережек ольхи, орешника, осины и чем они отличаются? Что происходит, когда сережки становятся рыхлыми? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
Предложите детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течении дня.
Важное место у детей в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такой прием воссоздания действительности, как зарисовка по памяти. Этот прием влияет также на развитие способности активизировать, «оживлять» прошлый чувственный опыт и на формирование умения схематически изображать объекты в пространстве. Поэтому после наблюдения за пробуждающейся природой детям дается задание: сделать зарисовки почек в определенные периоды их развитияу деревьев и кустарников разных пород, цветов кустарников и травянистых растений, сережек деревьев.
Приучая детей аккуратно делать рисунки, схемы, обозначения, мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываем усидчивость – готовим к будущей учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения в детском саду
Разработка сезонных наблюдений в детском саду....
Наблюдения в детском саду
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....
Наблюдения в детском саду
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....
Наблюдения в детском саду. Зима.
Существует одна из форм познания окружающего мира - наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания. Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...
Картотека Экологические наблюдения в детском саду старшая группа
Экологические наблюдения в детском садустаршая группа...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
мастер-класс для воспитателей в детском саду по теме "Экологическая компетентность в детском саду"
Экологическая компетентность...