Наблюдения в детском саду
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шилина Алла Андреевна

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_v_detskom_sadu.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Воспитатель обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Можно организовать наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети могут принимать участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп можно организовать дежурство на участке.

Наблюдения на прогулке на каждый день для старшей группы

Сентябрь, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение за овощами, выращенными на огороде. Собрать спелые помидоры, спросить, почему нельзя есть немытые овощи и фрукты. Загадать загадки об овощах и фруктах.

2-я неделя: Наблюдение за цветами на клумбе. Повторить названия знакомых растений. Какие из них поздноцветущие? Собрать спелые семена. Загадки о цветах.

3-я неделя: Наблюдение за георгинами. Это поздноцветущие растения. Показать однолетние цветы и многолетники. Собрать у однолетних семена. Рассказать о том, что после цветения на зиму выкапывают некоторые многолетние растения.

4-я неделя: Отметить, какие изменения произошли в природе с деревьями. Отметить красоту осенней листвы. Повторить названия деревьев. Рассмотреть плоды боярышника.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать. Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки. Познакомить со свойствами песка и глины.

2-я неделя: Посмотреть на верхушки деревьев в ветреную погоду – они качаются. Отметить, что осенью часто дуют холодные ветры. Формировать понимание осенних явлений.

3-я неделя: С веранды понаблюдать за осенним дождем. Предложить вспомнить летние дожди. Спросить, почему в народе говорят: «Осень студит воду». Систематизировать представления о сезонных изменениях в природе.

4-я неделя: Наблюдение за температурой воздуха. Воздух стал прохладнее, следовательно, температура опустилась. Утром надеваем куртки и береты. Сравнить осеннюю погоду с летней.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за собакой. Предложить вспомнить, что ребята знают о волке. Чем волк отличается от собаки. Закрепить умение выделять сходное и различное в строении и поведении животных.

2-я неделя: Наблюдение за птицами они собираются в большие стаи и летают, готовясь к отлету в теплые края. Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность.

3-я неделя: Наблюдение за кошкой. Рассмотреть взрослых животных и котят. Как мама заботится о своих детях. Выявить их сходства и различия. Назвать домашних животных.

4-я неделя: Спросить, почему не видно ласточек. Чем эти птицы питаются. Как называются птицы, которые осенью улетают. Закрепить понятие «перелетные птицы».

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой помощников воспитателей. Что делает нянечка, чем ребята могут ей помочь? Почему группу надо поддерживать в чистоте?

2-я неделя: Беседа о врачах. Какие бывают врачи, что они лечат? Почему профессии я врача так важна? Почему надо беречь свое здоровье. Если у кого- то из детей родители Работают врачами, попросить рассказать о них.

3-я неделя: Работа на клумбе. Убрать засохшие растения, собрать семена. Какие работы осенью люди выполняют в огороде, в саду? Игра «Огородная – хороводная».

4-я неделя: Наблюдение за легковыми автомобилями. Каким образом они облегчают людям жизнь? Как легковой транспорт может быть общественным (такси). Закрепить виды транспорта.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Экскурсия к школе. Ребята идут на линейку. Рассмотреть их одежду, портфели. С каким настроением они идут в школу, почему? Хотелось ли им самим пойти в школу?

2-я неделя: Рассмотреть большую лужу. Предложить опустить в воду деревянные, металлические предметы, камни. Какие из них не тонут? Закрепить знания о свойствах воды, дерева, камня.

3-я неделя: Экскурсия по территории детского сада. Повторить названия деревьев. Территория поддерживается в чистоте и порядке. Приучать следить за чистотой на своем участке.

4-я неделя: Наблюдение за осами. Их почти не осталось, так как приближаются заморозки, и насекомые засыпают, потому что им нечем питаться. Рассказать о пользе насекомых, их разнообразии.

Октябрь, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Обратить внимание на цвет листьев, как разнообразна их окраска. Понаблюдать за листопадом. Закрепить признаки осени, воспитывать бережное отношение к природе.

2-я неделя: Сравнить сосну и ель с лиственными деревьями. Рассказать, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то в замен вырастают молодые зеленые иголочки. Хвоя – это листья, которые не боятся холода.

3-я неделя: Привлечь детей к сбору семян на деревьях (для гербария). Рассмотреть и сравнить семена клена и липы. Почему плод клена называется двукрылкой? Уточнить представления о растениях ближайшего окружения.

4-я неделя: Обратить внимание на кору деревьев. Она разная по цвету (у осины – светло-зеленая, у березы – белая, у клена – коричневая. Расширить и уточнить представления о деревьях, развивать наблюдательность.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Обратить внимание на то, что дни стали короче, раньше темнеет. На основании наблюдений подвести детей к выводу, что осенью дни короче, а ночи длиннее.

2-я неделя: На прогулке обратить внимание на следы, которые остаются на земле после дождя. В одной почве ноги вязнут, в другой нет. Предложить объяснить причину. Закрепить представления о том, что песок пропускает воду, а глина и земля – задерживают.

3-я неделя: Наблюдение за ветром. С наступлением осени он стал холодным, порывистым. Сравнить с ветерком, который дул летом. Подобрать прилагательные к слову «ветер».

4-я неделя: Показать иней на траве, скамейках, крышах домов. Понаблюдать, как он тает под лучами солнца. Спросить, почему он исчез. Подводить к самостоятельному выводу на основе наблюдений.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Предложить найти на участке насекомых. Их нет. Спросить о том, почему осенью насекомые исчезают. Систематизировать представления детей о жизни насекомых в зависимости от времени года.

2-я неделя: Посмотреть на кормушку. Там все чаще появляются птицы, которые зимуют у нас. Подвести детей к пониманию того, что с наступлением холодов птицы приближаются к жилищу человека в поисках пищи.

3-я неделя: Наблюдение за сорокой, ее повадками. Спросить, когда она трещит. Назвать характерные признаки птиц. Загадать загадки о птицах.

4-я неделя: Беседа о домашних животных. Что они делали летом. Чем питались? Чем люди будут их кормить зимой, почему на зиму животных переводят в теплое помещение? Назвать детенышей животных.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Побеседовать о том, как люди готовят помещения к зиме. Понаблюдать, как утепляют окна. Закрепить умение замечать сезонные изменения в природе и связанную с ними трудовую деятельность.

2-я неделя: Спросить детей, с какой целью проводится осенняя вскопка земли. Закрепить понятие о том, что это делается для поддержания влаги в почве и уничтожения сорняков, так как корни от мороза вымерзают быстрее.

3-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Назвать одежду, ее части. Почему с наступлением осени мы надевает более теплую одежду. Что может случиться, если одежда будет не по сезону.

4-я неделя: Наблюдение за машиной скорой помощи. Какие функции она выполняет. Врачей каких специализаций знают дети. Назвать специфику каждой из них. Беседа о том, как уберечь здоровье.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Спросить каждого ребенка, какое дерево ему нравится. Полюбоваться красотой деревьев в осеннем уборе. Формировать умения характеризовать особенности того или иного дерева.

2-я неделя: Обойти участок, отметить, какие изменения произошли в природе. Закрепить умение видеть взаимосвязь в природе.

3-я неделя: Наблюдение за осенним дождем. Загадки о дожде. Предложить подобрать эпитеты к дождю. Какие еще виды осадков знают дети?

4-я неделя: Беседа о транспорте. С каким транспортом мы сталкиваемся каждый день? Какие виды транспорта знают ребята. П/и «Шоферы и пешеходы».

Ноябрь, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Предложить детям показать на участке высокое и низкое дерево. спросить, как они называются. Определить сходства и различия в строении, окраске коры. Закрепить характерные признаки деревьев.

2-я неделя: Предложить рассмотреть деревья и кустарники. Найти общее и различное. Приучать детей бережно относиться к кустарникам и деревьям, не ломать ветки и не обрывать листву.

3-я неделя: Наблюдение за кедром. Со всех деревьев листья облетели, а хвойные деревья стоят зеленые. Сравнить хвойные и лиственные деревья, назвать их отличительные особенности.

4-я неделя: Наблюдение за листвой деревьев. Все ли деревья стоят голые или на некоторых еще есть листочки?

Наблюдение за неживой природой

1-я неделя: Наблюдение листопада. Обратить внимание на то, как плавно падают листья в тихую погоду и, как стремительно, в сильный ветер. Учить замечать различия, подводить детей к выводам на основе наблюдений.

2-я неделя: Наблюдение за ветром. Закрепить умение определять силу ветра. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи.

3-я неделя: Наблюдение за облаками, их движением. Закрепить умение различать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

4-я неделя: Наблюдение почвы. Она – твердая, замершая, потому что на улице холодно. Подвести детей к пониманию взаимосвязи: на улице холодно – почва замершая.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за кошкой. Спросить, какую пользу приносит кошка – домашнее животное. Закрепить понятие «домашнее животное». Назвать диких родственников кошки.

2-я неделя: Наблюдение за синицей. Подвести детей к выводу, что с наступлением холодов зимующие птицы перебираются поближе к жилью человека. С чем это связано?

3-я неделя: Отметить, каких птиц больше на кормушке. Воробьев. Они всегда с нами. Рассмотреть их, закрепить особенности внешнего вида воробьев по окраске, размеру, способам передвижения.

4-я неделя: Наблюдение за голубями. Они летают стайками, не бояться людей, берут пищу из рук. Рассказать о почтовых голубях.

Наблюдение за работой людей

1-я неделя: Обратить внимание на то, что продают в овощном ларьке. Спросить, кто вырастил урожай. Напомнить. Что люди заготавливают некоторые фрукты и овощи на зиму. Формировать понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений.

2-я неделя: Обратить внимание на то, что люди оделись в теплую одежду. Беседа о том, что многие животные тоже готовятся к зиме, меняют свои шубки на более теплые и менее заметные. Формировать понимание связи между нарастанием холода и подготовкой животных к зиме.

3-я неделя: Наблюдение за полицейской машиной. Рассмотреть отличительные признаки. Спросить, в каких случаях мы обращаемся за помощью к полиции. Кто знает телефон полиции?

4-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они собирают последнюю опавшую листву в мешки. Беседа о том, почему нельзя листву жечь в городе.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Пройти по участку, отметить изменения произошедшие в нем: деревья стоят без листвы, исчезли насекомые, на улице пасмурно, холодно, люди оделись в теплую одежду. Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

2-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Формировать представления о переходе веществ из жидкого состояния в твердое. Закрепить знания о свойствах льда.

3-я неделя: Наблюдение за строительными работами на крыше. Что там могут делать рабочие? Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе на высоте?

4-я неделя: Попросить детей назвать приметы надвигающейся зимы. Сравнить зиму и осень. Беседа о том, какие развлечения несет нам новое время года.

Декабрь, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Осмотреть деревья на участке. Предложить вспомнить, как узнавали деревья осенью, как можно узнать их сейчас. Предложить найти березу, клен, осину, кедр. Отметить их характерные особенности.

2-я неделя: Рассмотреть ель и кедр. Закрепить умение детей различать эти хвойные растения. Уточнить знания о том, что ель и кедр – хвойные растения.

3-я неделя: После обильного снегопада в присутствии детей осторожно, чтобы не поломать ветки, стряхнуть с них снег. Объяснить, что в мороз ветки очень хрупкие и легко могут сломаться под тяжестью снега.

4-я неделя: Сравнить деревья и кустарники. Назвать их отличительные особенности, части растений. Закрепить умение отличать деревья от кустарников.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Посмотреть, как падает снег (снежинками, хлопьями, крупой). Рассказать, что в зависимости от погоды, снежинки могут иметь разную форму.

2-я неделя: Обратить внимание, что все деревья как бы украшены снежной бахромой – это иней. Полюбоваться его красотой. Закрепить знания о свойствах инея.

3-я неделя: Рассмотреть чудесные узоры на деревьях. Прочитать стихотворение:

«Наши окна словно кистью

Дед Мороз разрисовал… ».

Развивать эмоциональную отзывчивость на красоту зимнего пейзажа.

4-я неделя: Поставить в формочки воду. К концу прогулки вода замерзнет. Подвести детей к пониманию того, что лед – это вода, изменившая свой вид под воздействием холода. Загадать загадку: «На дворе горой, а в избе водой».

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за синицами. Предложить послушать их мелодичное посвистывание. Распознавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закрепить умение вести себя около птиц спокойно.

2-я неделя: Наблюдение за сороками и воронами. Рассмотреть следы на снегу. Определить внешний вид птиц по размеру, издаваемым звукам. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

3-я неделя: Наблюдение за воробьями и синицами. Насыпать в кормушку корм. Уточнить представления об условиях жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах.

4-я неделя: Наблюдение за воробьями. Они сидят нахохлившись, распустили перышки, так как им холодно. Распушенные перья лучше их греют. Вспомнить рассказ Пришвина «Растрепанный воробей».

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за строительством крыши. Крышу заканчивают крыть шифером. Спросить, для чего нужна крепкая крыша? Чем опасна работа на высоте?

2-я неделя: Предложить детям сгрести снег к стволам деревьев. Спросить, с какой целью это делается. Воспитывать деятельное отношение к растениям, умение заботиться о них.

3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей, обслуживающих тепловые сети. Спросить, почему надо заботиться о целости труб. Зимой по ним идет горячая вода, неся в наши дома тепло.

4-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они посыпают дорожки песком, шлаком, убирают лед. Спросить, для чего это делается? Повторить правила поведения на льду.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Предложить измерить глубину снежного покрова условной меркой после снегопада. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

2-я неделя: Показать детям, что зимой водоемы покрываются льдом. Закрепить умение устанавливать связь между температурой воздуха и состоянием водоемов: зимой холодно – вода превращается в лед.

3-я неделя: Вспомнить, во что превращается снег и лед под воздействием тепла, вода – под воздействием холода. Продолжить формировать элементарные представления о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и, наоборот.

4-я неделя: Обойти кругом территорию детского сада. Отметить произошедшие изменения, глубину снежного покрова, состояние деревьев. Сравнить лиственные деревья с кедром.

Январь, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Наблюдение деревьев в зимнем убранстве. Закрепить умение распознавать знакомые деревья по строению, цвету коры.

2-я неделя: Спросить, почему деревья не растут зимой. На них нет листьев? Закрепить понятия о том, что для роста необходимы условия, а зимой в природе они отсутствуют (холодно, недостаточно света, так как дни короткие) .

3-я неделя: Спросить, почему после снегопада с фруктовых деревьев необходимо стряхнуть снег. Расширить кругозор, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Рассмотреть следы на участке на свежевыпавшем снегу. Закрепить умение сравнивать и различать следы птиц и животных. Игра «Отгадай, чей отпечаток».

2-я неделя: Измерить глубину сугробов в разных местах участка. Предложить подумать, почему около заборов, кустарников снег лежит более плотным слоем. Развивать умение логически мыслить.

3-я неделя: Предложить полюбоваться красотой высоких снежных сугробов в ясный зимний день. Подбросить снег и посмотреть, как он блестит на солнце. Закрепить знания о свойствах снега в морозный день (легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий).

Наблюдение за животными:[

1-я неделя: Наблюдение птиц в холодную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, а в оттепель оживлены, весело чирикают. Показать изменение в поведении птиц в зависимости от погодных условий.

2-я неделя: Спросить, чем питаются перелетные птицы, почему они не улетают в теплые края. Если дети не вспомнят, то напомнить, сто перелетные птицы питаются насекомыми, которых нет зимой. Закрепить умение сравнивать и делать выводы.

3-я неделя: Рассмотреть прилетающих птиц. Сравнить воробьев с синичками, поползнями. Закрепить умение различать их по внешнему виду.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой дворников. Они очищают тротуары и проезжие части от снега. Для чего это делается? Повторить правила поведения при снегопаде. Предложить детям самим расчистить дорожки в детском саду.

2-я неделя: Наблюдение за людьми в морозную погоду. Почему у них красные щеки и носы, они закрывают лицо от ветра? Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.

3-я неделя: Наблюдение за работой слесарей. Они устраняют порыв в трубах. Рассказать, в чем заключается их работа. Какие опасности могут их подстерегать.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Рассмотреть морозные узоры на окнах. Полюбоваться их красотой. Развивать эстетическое восприятие окружающего. Загадать загадки о зимнем времени года. Предложить детям нарисовать морозные узоры на бумаге.

2-я неделя: Заморозить воду в формочках. Рассмотреть прозрачные льдинки. Уточнить знания о том, что на морозе вода превращается в лед, который имеет следующие свойства: твердый, скользкий, гладкий, прозрачный.

3-я неделя: Предложить детям сделать узоры на снегу. Если снега много, слепить снеговика. Развивать фантазию, чувство коллективизма.

Февраль, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Сравнить почки тополя и липы. Предложить потрогать почки, понюхать их. У тополя они клейкие, душистые тянучие, а у липы почки почти круглые. Расширить кругозор детей, умение анализировать и делать самостоятельные выводы.

2-я неделя: Взять веточку осины. Рассмотреть набухшие почки. Предложить детям взять веточку и поставить в группе. Понаблюдать за тем, как распускаются почки. Формировать представление о том, что для жизни растений необходимы одновременно свет, вода и тепло.

3-я неделя: Наблюдение деревьев после оттепели. Веточки покрыты тонким слоем льда. Спросить, почему? Подвести детей к простейшим выводам на основе наблюдений. Показать, что вода под воздействием мороза замерзает, поэтому веточки деревьев обледенели.

4-я неделя: Рассмотреть расположение почек у тополя, ивы, березы. Найти сходства и различия. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за снегом в метель. Предложить посмотреть, где задерживается снег. Подводить детей к простейшим выводам на основе наблюдений.

2-я неделя: Наблюдение капели с крыши в солнечный день. Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха.

3-я неделя: Объяснить на наглядном примере. Что такое гололед. Предложить подумать, что надо сделать, чтобы малыши не падали. Предложить установить связи между температурой воздуха и свойствами льда и снега.

4-я неделя: Наблюдение за солнцем. Учить фиксировать начальную точку и линию, вдоль которой движется солнце, определять характер движения.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за вороными и сороками. Сравнить их, обратить внимание, как они передвигаются по земле. Расширить знания о зимующих птицах.

2-я неделя: Обратить внимание на то, как питаются синицы и поползни. Они ползают по коре деревьев, ищут личинки насекомых. Беседа о том, чем еще питаются птицы зимой.

3-я неделя: Наблюдение за собаками. Они бегают стаей, потому что так им удобнее защищаться. Беседа о правилах безопасности при встрече с бродячими собаками.

4-я неделя: Наблюдение за кошкой. Понаблюдать за ее повадками. Спросить, у кого дома есть кошка. Побуждать детей к высказыванию. Закрепить понятия о том, что у животных клички, а у людей – имена.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой подъемного крана. Беседа о том, какие работы выполняются с его помощью, чем опасна эта работа?

2-я неделя: Наблюдение за самолетами. Закрепить понятие «воздушный транспорт».

3-я неделя: Наблюдение за военнослужащими. Рассказать о доблести защитников Родины беседа о дне защитника отечества.

4-я неделя: Наблюдение за снегоуборочной машиной. Почему после снегопада необходимо убирать снег, почему используют технику?

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Наблюдение поземки. Обратить внимание, что по дороге, как бы подметая ее, несется снег. Прочитать стихотворение Маршака «Февраль».

2-я неделя: Обратить внимание на цвет неба. Предложить вспомнить, каким оно было в декабре в ясную и пасмурную погоду. Закрепить понятие о том, что цвет неба меняется в зависимости от времени года, состояния погоды.

3-я неделя: Наблюдение за продолжительностью дня. Отметить, что день постепенно увеличивается.

4-я неделя: Обратить внимание на снег. Он становится серым, оседает, сверху образуется корочка – наст. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основе наблюдений.

Март, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Сравнить ветки тополя, клена, березы по величине, форме, расположению почек на ветке. Закрепить умение определять без помощи воспитателя, с какого дерева ветка. Развивать умение сравнивать и делать выводы.

2-я неделя: Рассмотреть почки на деревьях. Предложить поиграть в игру «Какого дерева ветка» закрепить знания детей о деревьях.

3-я неделя: Наблюдение пробуждения растений на примере осины. Еще только начал таять снег, а на осине появились серебристые пушистые почки. Обратить внимание на то, что они покрыты пухом – так они предохраняются от холода.

4-я неделя: Предложить найти возле труб отопления первую зеленую травку. Попробовать отыскать ее на клумбе. Почему трава появилась возле труб, но ее нет в других местах?

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за движением облаков. Быстро или медленно они движутся. Закрепить умение определять характер движения. Спросить, от чего зависит характер движения.

2-я неделя: Наблюдение сосулек. Послушать их капель. Обратить внимание, что сосульки есть не со всех сторон крыши, не все они тают. Спросить, почему? Развивать элементы самостоятельного мышления под влиянием поисковой деятельности.

3-я неделя: Продолжить отмечать изменения в природе. Солнце изменило свой путь – день прибавился. Небо стало ярко-синим, снег начал таять.

4-я неделя: Продолжить отмечать изменение в природе. Солнце изменило свой путь – день прибавился. Небо стало ярко синим, пригревает солнце, снег начал таять.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за повадками кошки. Она кувыркается на спине – это к теплу. Если кошка свернулась комочком - жди морозов.

2-я неделя: Обратить внимание, что птиц у кормушки становится все меньше. Предложить вспомнить, куда улетают зимующие птицы весной. Закрепить знания о разных неперелетных птицах.

3-я неделя: Наблюдение грачей. Сказать, что грачи – вестники наступающей весны. Закрепить умение отличать грача от других птиц. Дать понятия о том, что грачи первыми возвращаются в родные края. Перед началом наблюдений загадать загадку: «Черный, проворный кричит «Крак» - червякам враг».

4-я неделя: Наблюдение за первыми насекомыми. Обратить внимание, что пригрело солнце, почва оттаяла и насекомые проснулись. Каких насекомых мы можем увидеть ранней весной.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Спросить, как колхозники готовятся к весенним работам (подготавливают семена, ремонтируют технику? Закрепить знания о содержании и значении сельскохозяйственных работ.

2-я неделя: Наблюдение за работой дворника. В чем заключаются его обязанности, чем тяжел этот труд. Беседа о том, что мы можем сделать для облегчения труда уборщиков?

3-я неделя: Работа на клумбе. Предложить убрать с клумбы прошлогоднюю листву, сухостой. проверить, оттаяла ли почва. Предложить посеять в группе семена для рассады.

4-я неделя: Предложить рассмотреть одежду людей. Чем она отличается от зимней? Почему люди сменили свой гардероб? Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Измерить высоту снежного покрова, рассмотреть снег. Отметить произошедшие изменения. развивать умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений.

2-я неделя: Спросить, почему не везде одновременно исчезает снег? Вспомнить, что проталины появляются там, где больше всего греет и светит солнце. Закрепить умение делать выводы из наблюдаемого.

3-я неделя: Обойти территорию детского сада. Обратить внимание, где еще лежит снег, а где уже голая земля. В каких именно местах лежит снег, почему? Учить делать самостоятельные выводы.

4-я неделя: Предложить детям срезать и поставить в воду ветки разных деревьев. И вести за ними длительное наблюдение.

Апрель, старшая группа

[/b]

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Спросить, чем вызван рост трав, набухание почек. Закрепить знания необходимые для роста растений.

2-я неделя: Найти зеленую травку возле труб отоплений. Выросла ли она за эти дни. Закрепить знания об условиях необходимых для роста растений.

3-я неделя: Обратить внимание на бугорок земли и ростки, выступающие

из-под почвы. Скоро там появится мать-и-мачеха. Развивать наблюдательность, бережное отношение к природе.

4-я неделя: Рассмотреть кустарники. Предложить понюхать шиповник, калину. Подвести детей к выводу, что кустарники различаются не только по внешнему виду, но и по запаху.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Наблюдение за облаками. Определить скорость их движения (медленно или быстро). Развивать умение наблюдать и делать выводы.

2-я неделя: Продолжить через цветное стеклышко наблюдать за движением солнца в разное время дня. Закрепить умение фиксировать линию, вдоль которой движется солнце. Отметить, что чем выше солнце, тем теплее. Развивать наблюдательность, умение логически мыслить.

3-я неделя: Обратить внимание на лужи. Спросить, куда делся лед, почему он растаял?. Развивать логическое мышление, умение видеть причинно-следственную связь происходящих явлений.

4-я неделя: Наблюдение за землей. К концу апреля почва уже везде оттаяла. Она влажная, теплая, рыхлая. Предложить вскопать клумбу, посадить рассаду, посеять семена.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за грачами. Они оживлены, ремонтируют гнезда. Уточнить знания о перелетных птицах.

2-я неделя: Наблюдение за воробьями. Закрепить знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

3-я неделя: Наблюдение за комарами. Они уже очнулись от зимней спячки. Беседа о том, чем они мешают людям. Предложить подумать, есть ли от них какая-нибудь польза.

4-я неделя: Наблюдение за пчелами. Послушать, какой стоит гул возле цветущих деревьев. Спросить, что там делают пчелы. Учить устанавливать взаимосвязь в природе. Много пчел – хороший урожай фруктов и ягод. Объяснить поговорку: трудолюбивый, как пчела.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за машинами, приезжающими в детский сад. Что перевозят грузовые машины, почему их кузова закрыты? Повторить классификацию транспорта.

2-я неделя: Наблюдение за работой прачки. Спросить, в чем заключается ее работа в детском саду. подвести детей к прачечной. Рассказать о том, как раньше стирали белье и чем сейчас облегчен их труд.

3-я неделя: Наблюдение за работой пожарных. Они приехали в детский сад, чтобы проверить работу гидранта на случай пожара. Повторить правила поведения при пожаре.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Они ходят в тонких куртках и шапочках, почему? Чем опасно переохлаждение или перегревание

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Спросить, что надо делать чтобы удалить воду с участка. Вместе с детьми пройти по пути ручейков, показать, куда они текут. Развивать наблюдательность, умение делать выводы по результатам наблюдений.

2-я неделя: Пройти по участку. Уточнить и систематизировать представления детей о признаках наступающей весны.

3-я неделя: Пройти к соседнему дому и посмотреть на цветочную клумбу. Сравнить всходы на этой клумбе с всходами на клумбе в детском саду.

4-я неделя: Предложить выкопать небольшую ямку на участке, покрытым песком и посмотреть, что находится в более глубоких слоях (почва, глина) .

Май, старшая группа

Наблюдение за растениями:

1-я неделя: Обратить внимание на последовательность появления листьев на деревьях: вначале зеленеет черемуха, затем – береза, тополь, липа. Развивать наблюдательность.

2-я неделя: Предложить найти одуванчик. Рассмотреть его, сравнить с мать-и-мачехой. Закрепить умение распознавать и сравнивать раннецветущие растения.

3-я неделя: Рассмотреть на клумбе тюльпаны и нарциссы. Сравнить их окраску, форму цветка и листьев. Спросить, что общего у этих растений (раннецветущие, луковичные). Рассказать, что их жизнь зимой сохраняется в подземных органах – луковицах, а весной, перезимовавшие растения, быстро растут.

4-я неделя: Пройти на клумбу возле соседнего дома. рассмотреть цветущие растения. Полюбоваться их буйным цветением, назвать знакомые растения.

Наблюдение за неживой природой:

1-я неделя: Пройти по участку, отметить изменения закрепить умение устанавливать связи между температурой воздуха, удлинением светового дня с ростом растений, появлением насекомых.

2-я неделя: Предложить потрогать почву в разное время дня. Сказать, когда она теплая и почему. Закрепить умение устанавливать причинно- следственные связи.

3-я неделя: Наблюдение за дождем. Как падает дождь, прямо или косо? Сказать, что если сильный ветер, то дождь падает косо. Показать, что направление дождя зависит от ветра.

4-я неделя: Наблюдения природы после дождя. Показать зависимость роста растений от обилия влаги, тепла, света, ухода человека.

Наблюдение за животными:

1-я неделя: Наблюдение за насекомыми – бабочкой. Отметить, что они появляются с наступлением тепла. Рассмотреть их необычную окраску. Беседа о том, как бабочки размножаются.

2-я неделя: Предложить найти жуков. Закрепить знания о них, развивать интерес к ним, умение наблюдать, выделяя главное (в строении, передвижении).

3-я неделя: Наблюдение за стрижами. Спросить детей, что они знают об этих птицах. Закрепить знания о стрижах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

4-я неделя: Наблюдение за пауком. Рассмотреть паутину, потрогать ее: она липкая и прочная. Зачем пауку такая паутина? Рассказать о том, что нить паутины одна из самых крепких в мире.

Наблюдение за работой людей:

1-я неделя: Наблюдение за работой маляров. Они красят фасад дома. Спросить, зачем они это делают. Какие еще работы и где выполняют маляры?

2-я неделя: Наблюдение за трудом садовника на клумбе. Он рыхлит почву, выпалывает сорняки. Спросить, для чего это делается, почему эти работы надо проводить осторожно?

3-я неделя: Беседа о том, в какие игры можно играть в теплое время года. Назвать летние виды спорта.

4-я неделя: Наблюдение за одеждой людей. Люди ходят без курток, часто с короткими рукавами, почему? Сравнить, как люди одевались в начале весны и как в конце.

Экскурсии, наблюдение за окружающим:

1-я неделя: Предложить найти вишню, черемуху. Сказать, что после цветения появляются плоды. Если их косточки посадить, ухаживать за ними, поливать, то вырастит деревце вишни или черемухи. Закрепить умение различать садовые растения.

2-я неделя: Предложить потрогать деревянные и металлические поверхности. Подвести детей к выводу о разной степени нагревания различных предметов в течение суток (утром, днем, вечером)

3-я неделя: Рассмотреть облака. Обратить внимание на разнообразие их форм, изменчивость движения. Вспомнить, каким было небо в разное время года и в разное время суток. Развивать наблюдательность.

4-я неделя: Предложить детям сравнить растения, растущие в тени и на солнечных местах. Предложить понаблюдать, какие из них быстрее зацветут. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Экологические наблюдения в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

«Об организации педагогических наблюдений в детском саду».

Учитывая многообразие программ, используемых на сегодняшний день в ДОУ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.3.2.3.) отмечено, что при реализации Программы...

Зимние наблюдения в детском саду

Познавательные прогулки зимой для дошкольников 4-6 летКарточка 1Тема: СнежинкиЦельУчить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок -...

Картотека Экологические наблюдения в детском саду старшая группа

Экологические наблюдения в детском садустаршая  группа...