Лексическая тема: "Овощи, фрукты, ягоды"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Материал для детей старшей и подготовительной группы по лексической теме овощи. Художественная литература, пальчиковые игры, физкультминутки,игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi_frukty_yagody.docx | 766.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Овощи и фрукты"
Загадки про овощи:
Угадать совсем нетрудно, В зеленой избушке
Всякий догадается! Живут подружки.
Лист упругий, изумрудный Словно бусинки круглы,
В кочан завивается! Изумрудны и малы.
(капуста) (горошины)
Хоть на вкус она горька, Что за скрип? Что за хруст?
Но внутри бела, крепка. Это что еще за куст?
И на терке ее трут, Как же быть без хруста,
Тем, кто заболел, дают. Если я… (капуста)
(редька)
Сто одежек- Сидит дед, во сто шуб одет.
И все без застежек: Кто его раздевает,
Как надела сто рубах, Тот слезы проливает.
Захрустела на зубах. (лук)
(капуста)
Круглая, да не лук, За кудрявый хохолок
Желтая, да не масло, Лису из норки поволок.
Сладкая, да не сахар, На ощупь гладкая,
С хвостом, да не мышь. На вкус, как сахар - сладкая.
(репа) (морковь)
Я важный и сочный, Сидит девица в темнице,
У меня красные щечки. А коса - на улице.
(помидор) (морковь)
Я длинный и зеленый, Раскололся тесный домик
Вкусный и соленый, На две половинки,
Вкусный и сырой, И посыпались в ладони
Кто я такой? Бусинки – дробинки.
(огурец) (горох)
Уродилась я на славу, Дом зеленый тесноват,
Голова бела, кудрява. Узкий, длинный, гладкий.
Кто любит щи, В доме рядышком сидят
Меня в них ищи. Круглые ребятки.
(капуста) (горох)
В огороде вырастаю. Красная мышка с зеленым хвостом
А когда я созреваю, В норке сидит под зеленым листом.
Варят из меня томат, (редиска)
В щи кладут и так едят.
(помидор)
Он никогда и никого Что копали из земли,
Не обижал на свете. Жарили, варили?
Чего же плачут от него Что в золе мы испекли,
И взрослые и дети? Ели да хвалили?
(лук) (картошка)
Я вырос на грядке, Круглый бок, желтый бок,
Характер мой гадкий: Сидит на грядке колобок.
Куда ни приду, Врос он в землю крепко.
Всех до слез доведу. Что же это?
(лук) (репка)
Летом в огороде Бела, рассыпчата, вкусна,
Свежие, зеленые. И на столе всегда она.
А зимою в бочке (картошка)
Желтые, соленые.
Отгадайте молодцы, Прежде чем его мы съели,
Как зовут нас? Все наплакаться успели.
(огурцы) (лук)
Красный нос в землю врос, Он круглый и красный,
А зеленый хвост снаружи. Как глаз светофора.
Нам зеленый хвост не нужен, Среди овощей
Нужен только красный хвост. Нет сочней …
(морковь) (помидора)
Желтый, а внутри он бел, И зелен и густ
Даст пучок зеленых стрел. На грядке вырос куст.
Лишь нарежь его – тотчас Покопай немножко:
Слезы выступят из глаз. Под кустом …
(лук) (картошка)
Хотя я сахарной зовусь, Неказиста, шишковата,
Но от дождя я не размокла. А на стол придет она,
Крупна, кругла, Скажут весело ребята:
Сладка на вкус. «Ну, рассыпчата, вкусна!»
Узнали вы? Я ... (свекла) (картошка)
Щеки розовы, нос белый, Кругла, а не шар,
В темноте сижу день целый, С хвостом, а не мышь.
А рубашка зелена, Желта, как мед,
Вся на солнышке она. А вкус не тот.
(редис) (репка)
Загадки про фрукты:
Круглое, румяное Было зеленое платье атласное,
С дерева достану я, Нет, не понравилось, выбрала красное,
На тарелку положу: Но надоело также и это -
«Кушай, мамочка» - скажу., Платье надела синего цвета .
(яблоко) (слива)
Сто рубинов в толстой бочке Он сочен и душист,
Я принес для младшей дочки. А снаружи золотист.
Пусть попробует разок Много долек в нем, друзья,
Кисло-сладкий красный сок. Для тебя и для меня.
(гранат) (апельсин)
Плод сладкий, и гладкий, Шкурка бархатистая,
И круглый, и смуглый, Светло – золотистая,
И пушистый, и душистый, Вот на дереве подрос
А середка плода, Раскрасавец …(абрикос)
Словно камень, тверда.
(персик)
В форме лампочки она, Дольку этого плода
Цветом – желтая луна. В чай кладем мы иногда.
Нам охота очень скушать Ароматней и вкусней
Сладкую большую… В чашке чай бывает с ней.
(грушу) (лимон)
Долгоножка хвалится: Этот желтый плод растет
«Я ли не красавица?» Там, где лето круглый год.
А всего-то – косточка Он как краешек луны,
Да красненькая кофточка. Все вы знать его должны.
(вишня) (банан)
Я румяную матрешку На сучках висят шары,
От подруг не оторву. Посинели от жары.
Подожду, пока матрешка (сливы)
Упадет сама в траву.
(груша)
В шкуре желтой, Схож он с бусами немножко,
Кислый он, Каждый листик – как ладошка.
Называется… Был зеленым, а поспел он -
(лимон) Стал янтарным, синим, белым.
(виноград)
В шкурке золотистой, Висит на веточке красиво
Сладкий и душистый. Сочная, желтая и синяя…
(апельсин) (слива)
Круглое, румяное, Для начинки пирога
Я расту на ветке; Подойдет нам курага.
Любят меня взрослые А какой душистый плод
И маленькие детки. Людям курагу дает?
(яблоко) (абрикос)
Сорвали детишки Этот плод продолговатый,
Синие шишки. Витаминами богатый.
Шишки гладенькие, Его варят, его сушат -
Внутри сладенькие. Называется он…
(сливы) (груша)
Хоть и очень кислый он, Синий мундир, теплая подкладка,
В чай положим мы… А в середине сладко.
(лимон) (слива)
Отгадай мою загадку:
Плод душистый, мягкий, сладкий,
Чуть изогнутый на вид,
Желтой кожурой покрыт.
Лакомство для обезьян,
Мы зовем его…
(банан)
Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа,
А под кожурою – дольки.
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим.
(апельсин)
Апельсина брат родной:
С золотистой кожурой,
Дольки в тонкой оболочке.
Только меньше фрукт росточком.
(мандарин)
Это круглый плод большой
С ярко – красной кожурой.
В южных странах он растет,
Сок рубиновый дает.
(гранат)
Загадки про ягоды:
Он большой, Круглый, полосатый,
Как мяч футбольный. С огорода взятый,
Если спелый – все довольны. Сахарный и алый стал.
Так приятен он на вкус, Кушайте, пожалуйста!
Что это за шар? (арбуз)
(арбуз)
Круглый-круглый, сладкий-сладкий, Низок да колюч,
С полосатой кожей гладкой, Сладок да пахуч.
А разрежешь – посмотри: Ягоды сорвешь -
Красный-красный он внутри. Всю руку обдерешь.
(арбуз) (крыжовник)
Черных ягод пышный куст- Две сестры летом зелены,
Хороши они на вкус! Одна к осени краснеет,
(смородина) Другая чернеет. (смородина)
Летом рад я свежей Бусы красные висят,
Ягоде медвежьей. Из кустов на нас глядят.
А сушеная в запас Очень любят бусы эти
От простуды лечит нас. Птицы, дети и медведи.
(малина) (малина)
Я и черный, я и белый, я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки на любые влезу стенки.
Ус зеленый я завью, в грозди солнышко налью,
И ребятам-малышам все до капельки отдам.
(виноград)
Художественная литература:
Н.Носов "Про репку"
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе, даже не нужно было пальто надевать - совсем как летом. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками, такими мягкими, нежными. Очень радостно было смотреть на них! В этот день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме:
- Мама, скоро мы поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через неделю.
- Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче.
- А я и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду что-нибудь делать.
- Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек?
Павлик задумался:
- Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород сажать.
- Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку.
На другой день Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал:
- Смотрите, какая у меня лопата есть! Я буду огород сажать.
Дети окружили его и стали смеяться:
- Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не вырастет.
- Почему не вырастет? Вырастет! - сказал Павлик.
- Нет, не вырастет! Нет, не вырастет!
Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть не заплакал.
- Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.- Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет большой-пребольшой огород.
- Конечно, вырастет,- сказал Павлик.
Он успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним бабушка, и он сказал:
- Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород?
- Вырастет.
- А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян.
- Я куплю.
- Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем.
- 3автра куплю.
На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит:
- Вот твои семена.
И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а в пакете - зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку.
- Что же это за семена? - спросил он.
- Это семена репки.
- Отчего же они такие маленькие?
- Такие уж семена у репки,- сказала бабушка.
- Из каждого зернышка вырастает репка? - спросил Павлик.
- Вырастет.
- Да как же она вырастет, бабушка?
- Так уж и вырастет. Сам увидишь.
Бабушка объяснила Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена.
Павлик слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал показывать ребятам:
- Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка!
- Какая же это репка? - удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак.
- Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает.
- Как же она вырастет?
- Не знаю.
- Сам не знаешь, а говоришь,- сказали ребята и не стали его слушать.
Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге Николаевне и спросил:
- Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У меня есть семена.
- Можно,- сказала Ольга Николаевна.
Она показала Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть. Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел бросать начатого дела. Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала:
- Дай теперь мне покопать, Павлик, ты устал.
- Ну, покопай немножко,- согласился Павлик,- а потом снова я.
Ниночка взяла лопатку и стала копать.
Ребята смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать.
- Дай и нам покопать,- стали просить они Павлика.
- Копайте,- говорит Павлик.
Ребята по очереди стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но Павлик сказал:
- Если будете спорить, то совсем заберу лопату.
Тогда ребята утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена.
- Дай и нам посадить,- стали просить ребята.
- Не могу. Мне самому интересно,- ответил Павлик.
- Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя.
- Я ведь не заставлял вас.
- Ну, дай хоть одно зернышко!
Павлик дал ему посадить одно семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по две штуки посадили.
На следующий день ребята проснулись рано и сразу побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти.
- Если огород поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя.
Ребята побежали к Ольге Николаевне, попросили у неё садовую лейку и стали поливать грядку водой. Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.
- Что же это такое? - говорили ребята. Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили - вот они и растут вниз, а не вверх.
И ребята перестали поливать огород. Павлик думал:
«Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!..»
Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.
- Вот тебе и выросла репка! - говорили ребята.- Даром только трудились.
Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами, собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе кормушку для птиц. Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили птичек, которые прилетали из леса.
Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.
- Ну вот,- сказал он,- уже наш огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными рядами будто ее кто-то нарочно посадил.
- Да это ведь наша репа растет! - закричал Павлик. Прибежали ребята.
- А может быть, это и не репка? - сказали они.
- Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка сказала - репа, значит, и будет репка.
Ребята снова стали поливать огород. Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город.
- Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге Николаевне и спросил:
- А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить?
- Приедут другие дети, из другого детского сада.
- А! Ну, тогда хорошо. Пусть они себе мою репку возьмут, когда вырастет.
Ребята уехали. Стало тихо на даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали, будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору, заглядывали во все уголки.
- Глядите, огород! - закричал кто-то.
Отовсюду сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала самая старшая девочка, Зина.
- Зачем же вы топчете огород? - закричала она.- Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!
Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку.
Наступило жаркое время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки.
- Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они совсем засохнут.
Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.
Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто со стаканом.
Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали грядку из лейки.
Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки больших желтых репок.
- Чья же это репка? - спрашивали ребята.- Кто ее посадил?
- Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого детского сада,- сказала Зина.
Перед отъездом с дачи ребята решили убрать огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку. Куча получилась порядочная.
- Большой урожай получился! - радовались ребята.
Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что теперь делать с ней.
Вот и осень пришла.
- Надевай-ка пальто и калоши, на дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в детский сад.
Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли. Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев нападало! Прямо как по ковру идешь.
В этот день Ольга Николаевна занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а Ольга Николаевна ставила всем отметки.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами был написан адрес детского сада.
- Вам посылка,- сказал почтальон и поставил ящик на стол.
- А что в этой посылке? - стали спрашивать дети.
- Не знаю, ребята. Что-то очень тяжелое - насилу я дотащил,- сказал почтальон.
Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла крышку.
- Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа!
Все ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался.
- Правда репка! - закричал он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать?
Тут и другие дети стали на стулья взбираться.
- Погодите, ребята, тут письмо есть, - сказала Ольга Николаевна.
Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала читать:
«Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье».
- Значит, это та репка, которую мы сажали! - закричали ребята.- Вот какая она большая выросла.
Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут 6ыло!
Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее вырастили другие ребята и прислали в посылке.
С тех пор, когда в детский сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту историю.
Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю Дашу приготовить ее.
Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее:
- Ах, какая вкусная репка!
- А помните, какие были репкины семена? - сказала Таня. Совсем-совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка.
- Это все Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.
"Вершки и корешки"
(русская народная сказка)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
Мужик, я тебя сломаю. —
Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. —
Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. —
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. —
Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. —
Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
Мужик, куда ты едешь? —
Еду, медведюшка, в город корешки продавать. —
Дай-ка попробовать — каков корешок? —
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. —
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. —
Мужик говорит:
Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. —
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Овощи
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе √
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Н.Носов
Огородники
Через день после того, как мы приехали в пионерлагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород. Мы собрались и стали решать, как будем обрабатывать землю и что сажать. Решили поделить землю на участки и чтобы на каждом участке бригада из двух человек работала. Сразу будет видно, кто впереди, а кто отстает. Отстающим решили помогать, чтобы вся земля была хорошо обработана и дала большой урожай.
Мы с Мишкой попросили записать нас в одну бригаду. Мы еще в городе условились, что будем работать вместе и рыбу ловить вместе. Все у нас было общее: и лопаты и удочки.
- Ребята, - сказал Вадик Зайцев, - я предлагаю сделать красное знамя и на нем написать: "Лучшему огороднику". Кто первый вскопает участок, у того на участке поставим знамя.
- Правильно, - согласились ребята. - А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведет посадку, к тому перейдет на участок знамя. Потом знамя будем передавать за прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью это знамя, и пусть он везет его с собой в город.
Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя.
- Как возьмем его в самом начале, так до конца не выпустим и домой увезем, - говорил Мишка.
Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами. Нам с Мишкой достался двенадцатый участок. Мишка тут же стал кричать, что нам самый плохой участок дали.
- Да чем он плохой? - спрашивает Витя.
- Дырка вон тут в земле!
- Ну, что это за дырка! - засмеялся Витя. - Лошадь копытом продавила.
- И пень вон торчит, - говорит Мишка.
- И на других участках есть пни, посмотри.
Но Мишка уже никуда смотреть не хотел и кричал:
- Его ведь из земли выковыривать надо!
- Что ж, выкорчуете. Сами не справитесь, ребята помогут.
- Уж если возьмемся - справимся, - обиделся Мишка. - Еще и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмем.
- Вот и хорошо, - сказал Витя.
Все ребята стали вскапывать землю. И мы с Мишкой стали копать.
Мишка то и дело бегал смотреть, сколько другие ребята вскопали. Я говорю ему: - Ты не бегай, работай, а то мы меньше всех вскопаем.
- Ничего, - говорит, - я еще поднажму.
И стал поднажимать. Поднажмет, поднажмет и снова убежит куда-нибудь.
В этот день мы мало работали. Скоро вожатый Витя позвал всех обедать. После обеда мы с Мишкой схватили лопаты и снова хотели на огород бежать, но Витя не позволил.
Он сказал: - Работать будем только до обеда. После обеда - отдыхать, а то у нас найдутся такие ребята, которые в первый же день перетрудятся и потом не смогут работать.
На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерять, сколько у нас на участке вскопано да сколько осталось. Покопает немного и снова меряет. И все ему кажется мало.
Я говор - Конечно, будет мало, если я один копаю, а ты только меряешь!
Он бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле попался, так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь участок разворотил. Даже на соседний участок залез и там выдирает этот корень.
- Да брось ты его, - говорю. - Чего ты к нему привязался?
- Я, - говорит, - думал, что он короткий, а он вон какой длинный, как удав.
- Ну и перестань с ним возиться!
- Да должен же он где-нибудь кончиться!
- А тебе будто не все равно?
- Нет, - говорит, - я такой человек: если за что-нибудь взялся, обязательно до конца сделаю.
И снова ухватился руками за корень. Тогда я рассердился, подошел и отрубил этот корень лопатой. А Мишка корень рулеткой измерил и говорит:
- Ого! Шесть с половиной метров! А если бы ты не отрубил, так он, может быть, метров двадцать был бы! Я говорю:
- Если бы я знал, что ты так будешь работать, то с тобой бы не связывался. А он: - Можешь отдельно. Я же тебя не заставляю.
- Как же теперь отдельно, когда у нас столько вскопано! Вот не получим из-за тебя красного знамени.
- Почему не получим? Ты посмотри, сколько у Вани Ложкина и Сени Боброва. Еще меньше нашего.
Он побежал на участок Вани и Сени и стал над ними смеяться:
- Эх, вы! Придется вас на буксир брать! А они его прогоняют:
- Смотри, как бы тебя не взяли! Я говорю:
- Чудак ты! Над другими смеешься, а сам сколько сделал? И чего я только с тобой связался!
- Ничего, - говорит, - я одну штуку придумал. Завтра знамя будет на нашем участке.
- С ума, - говорю - сошел! Тут на два дня работы, а с тобой и четыре провозишься.
- Вот увидишь, я потом тебе расскажу.
- Ты лучше работай. Все равно земля сама не вскопается.
Он взял лопату, но тут Витя сказал, чтобы все шли обедать. Ну, Мишка лопату на плечо и помчался впереди всех в лагерь.
После обеда Витя стал красный флаг делать, а мы все ему помогали: кто палку строгал, кто материю подшивал, кто разводил краски. Флаг получился красивый. Палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами: "Лучшему огороднику".
Мишка сказал: - Давайте еще пугало сделаем, чтоб вороны огород не клевали.
Эта затея всем очень понравилась. Взяли мы жердь и к ней крест-накрест палку привязали, достали старый мешок и сшили из него рубаху. Потом натянули эту рубаху на жердь, а сверху глиняный горшок надели. На горшке Мишка нарисовал углем нос, рот, глаза. Страшная рожа получилась! Поставили это пугало посреди двора. Все смотрели на него и смеялись.
Мишка отвел меня в сторону и говорит:
- Вот что я придумал: давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок. Оставим на утро кусочек маленький, завтра быстро вскопаем и получим знамя.
Я говорю: - Если бы ты работал! А то ведь с разными пустяками возишься.
- Я буду хорошо работать, вот увидишь!
- Ну ладно, только если ты снова возьмешься за старое, брошу все и уйду.
Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли, только для виду. Я уже начал дремать.
Вдруг меня Мишка толкает в бок:
- Вставай! А то не видать нам знамени как своих ушей! Встал я. Мы вышли так, чтобы никто нас не видел. Взяли лопаты и пошли на огород. Луна светила, и все было видно.
Пришли на огород.
- Вот наш участок, - говорит Мишка. - Видишь, и пень торчит.
Стали мы копать. На этот раз Мишка хорошо работал, и мы много вскопали. Дошли до пня и решили его выкорчевать. Обкопали со всех сторон и стали из земли тащить.
Тащили, тащили, а он не лезет. Пришлось обрубать корни лопатой. Устали, как лошади!
Все-таки вытащили. Землю заровняли, а пень Мишка на соседний участок бросил.
Я говорю:
- Это ты нехорошо сделал?
- А куда его девать?
- Нельзя же на чужой участок!
- Ну, давай его в реку бросим!
Взяли мы пень и потащили к реке. А он тяжелый! Насилу дотащили - и бултых в воду! Он поплыл по реке, как будто спрут или осьминог какой. Мы посмотрели ему вслед и пошли домой. Больше в этот раз уже не могли работать, устали очень. Да нам совсем небольшой кусочек осталось вскопать.
Утром проснулись мы позже всех. Все тело у нас болит: руки болят, ноги болят, спина болит.
- Что это? - спрашивает Мишка.
- Перетрудились, - говорю, - слишком много работали. Встали мы, размялись немного. За завтраком Мишка стал перед ребятами хвастать, что красное знамя достанется нам. После завтрака все помчались на огород, а мы с Мишкой пошли не спеша. Куда нам спешить! Пришли на огород. Все, как кроты, роются, а мы ходим да посмеиваемся. - Не видать вам знамени, - говорим, - как своих ушей! Ребята отвечают: - Вы бы работали! Только другим мешаете.
Тут Мишка говорит - А это вот чей участок? Совсем мало вскопано. И хозяев нет. Наверно, дрыхнут еще!
Я посмотрел: - Номер двенадцатый. Да это ведь наш участок!
- Не может быть, - говорит Мишка. - Мы больше вскопали.
- Мне, - говорю, - тоже казалось, что больше.
- Может быть, нарочно кто-нибудь номерки переменил?
- Нет, все правильно. Вот одиннадцатый, а там тринадцатый.
Смотрим, и пень торчит. Мы растерялись даже.
- Послушай, - говорю я. - Если это наш участок, то откуда же пень взялся? Мы ведь его уже выкорчевали!
- Правда, - говорит Мишка. - Не мог же за ночь новый пень вырасти.
Вдруг слышим, Ваня Ложкин на своем участке кричит:
- Ребята, смотрите, какое чудо! У нас тут вчера пень был, а сегодня нету. Куда он делся?
Все побежали на это чудо смотреть. Подошли и мы с Мишкой.
"Что такое! - думаем. - Вчера у них и до половины не было вскопано, а сегодня совсем небольшой кусочек остался".
- Мишка, - говорю я, - да это ведь мы ночью по ошибке на их участке работали и пень им выкорчевали!
- Да что ты!
- Верно!
- Ах мы ослы! - говорит Мишка. - Да что же нам теперь делать? По правилу, они должны нам свой участок отдать, а себе пусть берут наш. Что мы, даром у них работали?
- Молчи! - говорю. - Хочешь, чтоб над нами весь лагерь смеялся?
- Что же делать?
- Копать, - говорю, - вот что!
Схватили мы лопаты. Да не тут-то было: руки болят, ноги болят, спина не разгибается.
Скоро Ваня Ложкин и Сенька Бобров на своем участке работу кончили. Витя поздравил их и отдал им красное знамя.
Они поставили его посреди участка. Все собрались вокруг и в ладоши захлопали.
Мишка говорит: - Это неправильно!
- Почему неправильно? - спрашивает Витя.
- Потому и неправильно, что за них кто-то пень выкорчевал. Они сами сказали.
- А мы виноваты? - говорит Ваня. - Может быть, его кто-нибудь себе на дрова выкорчевал.
Разве мы запрещать будем?
- А может быть, его кто-нибудь по ошибке вместо своего выкорчевал, - ответил Мишка.
- Тогда бы он здесь был, а его нигде нет, - сказал Ваня.
- А может быть, они его в реку бросили, - говорит Мишка.
- Ну что ты пристал: "может быть" да "может быть"!
- Может быть, вам и участок кто-нибудь ночью вскопал, - не унимался Мишка.
Я его толкаю, чтоб он не проговорился.
Ваня говорит: - Все может быть. Мы землю не мерили. Пошли мы на свой участок и стали копать. А Ваня и Сенька стали рядом и хихикают. - Вот работают! - говорит Сенька. - Будто во сне мочалку жуют.
- Надо их на буксир взять, - сказал Ваня. - У них ведь меньше всех вскопано.
Ну и взяли нас на буксир. Помогли нам копать и пень выкорчевать. Все равно мы позже всех кончили.
Ребята говорят - Давайте на их участке, как на отстающем, поставим пугало.
Все согласились и поставили пугало на нашем участке. Мы с Мишкой обиделись. А ребята говорят: - Добивайтесь, чтоб ваш участок стал лучшим, когда посадка и прополка будут, вот и уберем тогда с вашего огорода пугало.
Юра Козлов предложил: - Давайте пугало ставить отстающим.
- Давайте, - обрадовались все.
- А осенью подарим тому, у кого будет самый плохой урожай, - говорит Сенька Бобров.
Мы с Мишкой решили стараться изо всех сил, чтоб отделаться от этого пугала. Только у нас так ничего и не получилось. Все лето простояло оно на нашем участке, потому что на посадке Мишка все перепутал и посадил свеклу там, где уже была морковка посажена, а при прополке вместо сорняков петрушку повыдергал. Пришлось на этом месте в спешном порядке редиску посадить. Сколько раз я хотел отделиться от Мишки, да никак не мог. "Кто же, - думаю, - в беде товарища покидает!" Так и маялся с ним до конца.
Зато осенью красное знамя нам с Мишкой досталось. У нас самый большой урожай помидоров и кабачков оказался.
Ребята стали спорить. - Это неправильно! - говорили они. - Все время были отстающие, и вдруг самый большой урожай! Но Витя сказал: - Ничего, ребята, все правильно. Хоть они и отставали, но землю хорошо обрабатывали, старались и добивались, чтоб большой урожай был.
Ваня Ложкин сказал: - У них земля была хорошая. А вот нам с Сеней скверная земля попалась. И урожай маленький, хоть мы и старались. За что же нам пугало подарили? Пусть они тогда и пугало берут себе, раз оно у них все лето стояло.
- Ничего, - говорит Мишка, - мы возьмем и пугало. Давайте его сюда.
Все засмеялись, а Мишка сказал: - Если б не это пугало, то мы и знамени не получили бы.
- Это почему же? - удивились все.
- Потому что на нашем участке оно ворон пугало, а на других вороны не боялись, вот и урожай получился меньше. И потом, из-за этого пугала мы не забывали, что нам надо стараться и работать лучше.
Я говорю Мишке: - Зачем ты взял это пугало? Для чего оно нам?
- Ну, давай его в реку бросим, - говорит Мишка. Взяли мы пугало и бросили в реку. Оно поплыло по реке, растопырив руки. Мы посмотрели ему вслед и стали в него камнями бросать. А потом пошли в лагерь.
В тот же день Лешка Курочкин снял нас фотоаппаратом вместе со знаменем. Так что, если кому-нибудь хочется карточку, мы можем прислать.
Н.Носов "Огурцы"
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
Котька пришёл домой радостный:– Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках ещё два больших огурца.
– Где ты их взял? – говорит мама.
– На огороде.
– На каком огороде?
– Там, у реки, на колхозном.
– Кто ж тебе позволил?
– Никто, я сам нарвал.
– Значит, украл?
– Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
– Постой, постой! Не выгружай! – говорит мама.
– Почему?
– Сейчас же неси их обратно!
– Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.
– Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
– Ну, я их выброшу.
– Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:– Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
– Вот видишь, что делаете! А если бы он поймал вас?
– Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
– Ну как тебе не стыдно! – говорит мама. – Ведь де душка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
– Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
– И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
– Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
– А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
– Или неси огурцы, или совсем уходи из дома, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице.
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут в канаву, а скажу, что отнёс, – решил Котька и стал оглядываться вокруг. – Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит, и дедушке из-за меня попадёт».
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! – думал Котька. – Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.
– Ты чего плачешь? – спрашивает.
– Дедушка, я принёс огурцы обратно.
– Какие огурцы?
– А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
– Вот оно какое дело! – удивился сторож.
– Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
– Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
– А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
– Ну, все, что ли? – спросил старик.
– Нет… Одного не хватает, – ответил Котька и снова заплакал.
– Почему не хватает, где же он?
– Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
– Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
– А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
– Ишь ты какое дело! – усмехнулся дедушка. – Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принёс остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:
– Дедушка, дедушка!
– Ну что ещё?
– А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
– Гм! – сказал дед. – Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
– А как же?
– Ну, считай, что я тебе подарил его.
– Спасибо, дедушка! Я пойду.
– Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. На душе у него было радостно.
Л.Толстой Старик и яблони.
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
Л.Толстой "Косточка"
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Ешьте овощи и фрукты!
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!
Овощная считалка:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
ВИШНЯ М. Исаковский
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
У. Рашид
Пословицы и поговорки:
За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,
Зелень на столе – здоровье на сто лет,
Яблоко на ужин – и врач не нужен.
Лук от семи недуг. Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.
Физкультминутки:
Фрукты
Будем мы варить компот. Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
Овощи
В огород пойдем, Маршировать на месте.
Урожай соберем. Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.
Щавеля нарвем немножко "Рвут".
И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.
Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Пальчиковые игры
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, ( Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (Оби руки идут по столу.)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
ЯГОДЫ
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.)
«0вощи».
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок.
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина — молодец! Показывают большой палец.
«Фрукты».
Как у нашей Зины Фрукты в корзине: Дети делают ладошки «корзинкой».
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы
До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.
Вкуснее наших фруктов нет! Гладят живот.
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша.
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик — ананас, Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
Самомассаж
Самомассаж: Тема "Овощи"
На каждый ударный слог -разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука: |
Игры:
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты:две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку,называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты:предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей,развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
"Назови одним словом"
Воспитатель показывает картинки и просит назвать их одним словом:
Груша, яблоко, банан, лимон - это фрукты.
Огурец, помидор, перец, чеснок - это овощи.
Смородина, малина, земляники, вишня - ягоды.
"Четвертый лишний"
Воспитатель показывает набор картинок: перец, лимон, лук, капуста. И просит найти лишний предмет и объяснить свой выбор.
"День и ночь"
Воспитатель показывает 10 картинок с изображением овощей или фруктов. При слове ночь дети закрывают глаза а воспитатель убирает одну картинку. При слове день дети открывают глаза и отгадывают какой картинки не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»
Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»
Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и ...
Презентации по лексическим темам "Овощи" и "Фрукты"
Демонстративный материал для расширения и закрепления лексических тем "Овощи" и "Фрукты"...
Презентация по лексической теме "Овощи и фрукты"
Презентация на тему "Овощи и фрукты"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по лексической теме: «Овощи и фрукты» для детей старшей группы
Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу.Упражнять в употреблении глаголов действия.Учить составлять описательные расск...
Интерактивная игра на лексическую тему "Овощи и фрукты"
Интерактивная игра на лексическую тему "Овощи и фрукты"...