Ознакомление дошкольников с природой летом
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Ознакомление дошкольников с природой летом
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями природы, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш — одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение.
Ознакомление с признаками летнего сезона
Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.
В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.
Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и др.).
На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним утром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой погоды — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.
Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает русский земледельческий календарь. Совместно с родителями дошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.
С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольниками может выяснить: "Как солнышко по небу прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень рано, когда еще большинство людей спит, а заходит поздно (летние прогулки затягиваются в июне до 17ч). Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю лыжную палку (гломон) и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень.
Чтобы воспитанники могли выявить причину сезонных изменений природы, можно предложить модель "Продолжительность дня в разные сезоны". Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дошкольники смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизонтом — увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле — наступает лето. Таким образом, детей знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от положения Земли относительно Солнца, времени ее движения в течение года. Одновременно уточняются знания дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле — растений и животных.
При ознакомлении детей с Солнцем также можно использовать графическую модель "Кому нужно Солнце", которая представляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле.
С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру "Почему наступает другой день (сезон)?", в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют задание на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошкольникам предлагается закрасить, синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето.
Для обобщения полученных представлений можно провести беседу "Круглый год": какие времена года вы знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются времена года, части суток.
На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием различных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния — степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета во время прогулок на луг, в лес, парк, сквер воспитатель отмечает, что под влиянием жаркого солнца, теплых дождей происходит бурный рост растений. В это время года идет обильное цветение и созревание плодов большинства растений. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники — сирень, жасмин. В конце июня — начале июля можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы.
С изменениями в неживой природе связаны сезонные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.
За период дошкольного детства воспитанники ДОУ должны научиться различать и узнавать растения и животных, ориентироваться в практически безграничном мире живых существ.
Ознакомление с растительным и животным миром леса
Жизнь растений и животных в природе существует в форме различных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов (от низших до высших), рельефа, почвы, воды, атмосферы. Многие его компоненты имеют яркое внешнее выражение и, следовательно, доступны детям дошкольного возраста. Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными, часто встречающимися представителями основных естественных и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их взаимоотношений в использовании основных факторов среды (прежде всего света).
Для освоения детьми новых знаний возможно выделение двух типов взаимодействия: конкурентные и положительные, в результате которых создаются благоприятные условия для групп растений, объединенных в единое растительное сообщество. Дошкольники могут освоить признаки, свидетельствующие о характере этих взаимоотношений. Например, деревья одного вида, растущие на просторе и в чаще леса, имеют крону разной густоты; одни кустарники и молодые деревья хорошо растут под пологом леса, другие плохо — угнетены и т. п. Эти знания необходимо формировать, прежде всего, о естественных биоценозах — лес, луг. В них взаимодействие растительных групп представлено наиболее полно.
В летнее время особенно живописен и привлекателен лес. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. Дошкольников знакомят с лесом как естественным сообществом; подводят к пониманию взаимозависимости между растениями и животными, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспособлены к совместному существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес — богатство нашей Родины.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем они находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать деревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Во время экскурсии в еловый лес следует обратить внимание детей на то, что в нем темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной, сделать вывод о бедной растительности в таких лесах (копытень, папоротник, кислица). Воспитатель может показать, как по веткам ели можно определить возраст дерева. Видя разнообразие растительности соснового леса (под соснами растут разные деревья и кустарники), дети могут самостоятельно сделать вывод: большинство растений развивается хорошо там, где много света. Например, через листву березы проходит много света, поэтому под ней растет так много различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.
Показать ярусы леса проще на экскурсии в дубраву, где большое разнообразие растений и густой травяной покров. Рассматривая с детьми желуди, можно сказать, что в них "дуб спрятан". Для закрепления бережного отношения к семенам хорошо прочитать стихотворение С.Я. Маршака "Песня о желуде". Постепенно дети усваивают зависимость разнообразия лесных растений от условий их существования.
Детей необходимо научить распознавать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду и соотносить их с местом обитания (белый гриб растет в бору, подберезовик — около березы, подосиновик — рядом с осиной, опята — у старых пней). Дошкольники должны присматриваться к тому, что один и тот же гриб может быть разным в зависимости от того, где он растет. Перед прогулкой полезно им показать муляжи грибов, сообщить их название, рассказать об особенностях каждого вида и правилах сбора грибов.
Необходимо обратить внимание воспитанников на то, где и как растут лесные ягоды (черника и брусника — в еловом бору, земляника — в смешанных лесах на открытых солнечных полянах; в белоствольном березовом лесу можно встретить ярко-красные ягоды костяники). Следует предупредить их, что ягоды надо собирать аккуратно, не срывать кустики земляники с цветами и корнем — на них потом вырастут вкусные ягоды. Следует объяснить, что ягоды жимолости, волчьего лыка, бузины, вороньего глаза рвать нельзя — они ядовиты.
Прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары. Стихотворение В. Рождественского "Родной лес" поддержит эмоционально положительное отношение к лесу, более глубокое его восприятие. На экскурсиях также необходимо знакомить детей с редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
В лесу детям можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо лесной птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: "Если не будет птиц, то лес погибнет". Во время экскурсий в лесу ребята учатся слушать пение птиц и узнавать их по голосам (зяблик, соловей, кукушка, певчий дрозд и др.). Надо предупредить дошкольников, что гнезда птиц трогать нельзя, иначе они не станут в них жить.
На одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не слышно пения птиц. Скоро осень.
В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).
Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев.
На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящерицу, можно поместить их в террариум как временных обитателей уголка природы и продолжить наблюдения. Необходимо дать знания детям о том, что хвост у ящерицы отпадает в том случае, когда она испытывает боль.
Внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узнают много интересного о диких зверях. Игрушки, рассказы, сказки сделают для ребенка любимыми образы некоторых животных, помогут сформировать правильные представления об их внешнем виде. Для работы со старшими дошкольниками хорошо иметь наборы игрушек, серию картин "Дикие животные", диафильмы о жизни животных в естественных условиях (Е. Геннингс "В лесу", Г. Скребицкий "Кто как лето проводит?" и др.), которые помогут уточнить представления об их повадках, образе жизни, месте обитания. Интересные и полезные знания почерпнут дети из книг, где собраны рассказы и сказки о природе (Л. Толстой "Зайцы", "Как волк угощал своих детей"; М. Пришвин "Еж", "Белка", "Беличья память", "Медведь"; Е. Чарушин "Моя первая зоология" или др.). Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность.
На основе наблюдений с детьми можно сделать выставку "Наши соседи — растения и животные".
Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Дошкольников знакомят с работой лесоводов, которые выращивают деревья и кустарники для возобновления, разведения и охраны лесов.
Важно, чтобы дети видели следы некультурного поведения и небрежного отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить дошкольников с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми. Ребенок должен осознать их значение, эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения. Во время прогулки можно предложить ребятам очистить лес от валежника, хвороста. Участие в посильных природоохранных акциях совместно с взрослыми способствует формированию у дошкольников культуры общения с природой.
Для систематизации знаний детей о данном биоценозе можно провести обобщающую беседу "Что дает людям лес", организовать праздник "День леса". Можно предложить придумать и нарисовать знаки правильного поведения в природе и пояснить их.
Ознакомление с луговыми растениями и животными
Детей 5-6 лет знакомят с морфологической структурой биоценоза луга: различными жизненными формами растительного и животного мира, определенной их группировкой и ярусным размещением. Вначале дошкольникам необходимо дать общее представление о луге как сообществе растений и животных, приспособленных к жизни именно в этих условиях. В летние месяцы на лугу наблюдаются буйство красок, ароматов луговых цветов, строгая последовательность в смене растений. Детей следует подвести к пониманию того, что разнообразие луговых растений объясняется удовлетворением потребностей организмов в жизненно необходимых факторах. Чтобы поддержать интерес ребят к жизни луговых растений, особенностям их поведения в разных погодных, суточных условиях, следует понаблюдать за реакцией отдельных растений на изменения окружающей среды. "Живыми барометрами" могут быть чертополох, клевер, одуванчик, мать-и-мачеха и др.
Систематические наблюдения за животными — обитателями луга позволяют уточнить, как они приспособлены к данной среде (особенности их внешнего вида и поведения обусловлены определенными жизненными условиями), и понять взаимосвязь растений и животных, зависимость появления или исчезновения животных от наличия соответствующей цепочки питания (например, рост цветущих растений вызывает появление насекомых, питающихся их нектаром и пыльцой). Одновременно с уточнением ярусности растений дети могут установить место проживания животных в зависимости от источника питания, их прикрепленность к определенному ярусу растений. Использование модели луга наглядно представляет детям связи и зависимости, существующие в данном биоценозе, показывает причину и следствие межвидовых отношений (с помощью макета и картинок с изображением животных дети выстраивают "дом" для обитателей луга), что обеспечивает усвоение более полных знаний о луге как доме для многих "жильцов".
По мере ознакомления с биоценозами можно предложить детям создать Красную книгу растений луга, леса, которые нуждаются в сохранении. Основная цель — формирование бережного, внимательного отношения к природе родного края, понимание ее уникальности, своеобразной красоты, невозможности воспроизводства и повторения видов в случае их утраты и как следствие — нарушение экологического равновесия и функционирования экосистемы.
Ознакомление с водными растениями и животными
Несколько раз за лето можно побывать с детьми у водоема (реки, пруда, озера). Воспитатель обращает внимание на его общий вид. На прогулке в середине лета интересно рассмотреть водные растения: одни из них растут у самого берега (белокрыльник, ежеголовка), другие — далеко от берега (рогоз, камыш), а некоторые плавают на поверхности воды (ряска, водокрас). Из этих растений целесообразно взять те, которые могут быть использованы для аквариума. Детей привлекают растения необычной формы, с ярким цветением (кувшинка, белая лилия, рогоз и др.).
С малышами можно рассмотреть у водоема зеленую лягушку, обратив внимание на ее выпуклые глаза, широкий рот, на то, как она сидит, как быстро плавает, прыгает. Дети старшего возраста отмечают, что задние ноги лягушки длиннее передних. Надо вспомнить, кто еще прыгает и почему, подвести к выводу, что способ передвижения животных зависит от строения конечностей. У песчаного берега реки обычно плавает много мелких рыб. Вместе с педагогом дети могут выловить рыбок для уголка живой природы. А кто же еще живет в пруду, озере, реке? Множество водных обитателей: тритоны, улитки (лужанка, катушка, физа, беззубка, перловица), водные жуки: окаймленный плавунец — хищник, растительноядный водолюб, вертячка, личинки стрекозы и ручейника. Можно провести занятие "Наблюдения за животными пруда", познакомив детей с их характерными особенностями, образом жизни, уходом за ними (часть из них можно поместить в отдельный аквариум).
Ознакомление с растительным и животным миром городского парка
В процессе наблюдений дети узнают о значении растений в городе: деревья, кустарники и травы очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей, а люди должны заботиться об их сохранности. Дошкольники учатся понимать назначение парка как места отдыха, пополняют знания о нем как сообществе растений, созданном человеком для радости. На первой же экскурсии следует напомнить детям правила поведения в парке: ходить только по тропинкам, дорожкам (подумать, почему). Так можно сохранить много живых организмов и отдыхать в парке, не причиняя вреда природе и предвидя последствия своих поступков.
Дети осваивают знания о видовом составе растительного и животного мира, роли и функциях живых организмов в городской экосистеме, о влиянии деятельности человека как системообразующего фактора городской среды на природу мегаполиса и здоровье людей. Важно формировать эмоционально ценностное отношение к природе городского парка и навыки безопасного поведения в природе, объяснять, что прогулки приносят пользу, так как человек дышит чистым воздухом. Пониманию этого поможет опыт, когда чистота воздуха определяется с помощью "индикатора". Воспитатель наносит слой вазелина на два листа картона и вывешивает их вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней дети видят, что на листе картона, находившегося около дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке. Обсуждая результат опыта, можно спросить детей: где воздух более загрязнен, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище, где полезнее гулять и т. д. Следует также подвести их к осознанию того, что в городе нельзя собирать яблоки, шиповник, лекарственные растения.
Во время экскурсий в парк (сквер) надо обращать внимание детей на то, что человек сажает растения с разными целями, что в городе могут расти только некоторые виды деревьев и кустарников, устойчивые к неблагоприятным условиям существования (рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница и др.).
В процессе наблюдений дети узнают, что в городе обитают определенные виды птиц, выясняют, что они питаются пищевыми отходами человека, в качестве укрытий используют городские постройки. В городе остаются зимовать водоплавающие птицы, так как вода замерзает не везде.
Важно обратить внимание дошкольников на то, что человек стремится возвратить природу в город: разбивает газоны, устраивает цветники.
Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.
Консультация для педагогов
Деятельность детей на участке детского сада летом
Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет большое значение.
Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.
Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.
Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры: "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".
С наступлением лета уголок природы выносят на веранду или на участок. Летом его следует пополнять сезонными обитателями: растениями и животными, наиболее характерными для данной климатической зоны.
Для обобщения полученных детьми знаний о лете воспитатель может использовать модель "Портрет лета". После знакомства и работы с моделью проводится беседа "Назовите признаки летнего сезона", "Какие животные изображены на модели", "Что они делают летом, где живут". Для создания эмоционально-познавательной установки организуется досуг "Лето". Дети вспоминают народные пословицы, поговорки, стихи о лете, разгадывают и загадывают загадки. Для систематизации знаний о летних изменениях можно провести итоговое занятие "Летние заботы животных".
Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, которое может строиться с использованием традиционных форм (родительские собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, например: "О поведении в природе", "О содержании растений и животных дома". Можно организовать и совместную деятельность родителей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых дверей, создание альбома "Красное лето" и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе в летний период, учить культурному поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе, желание заботиться о живых существах, будет способствовать формированию гуманных чувств.
Консультация для педагогов
Оказание первой медицинской помощи детям
в летний период
Дошкольники, как правило, проявляют повышенный интерес к объектам окружающей их природы. Именно в этом возрасте им все интересно. Зачастую из-за незнания они не видят опасности в красивых цветах и ягодах, которые могут оказаться ядовитыми, интересных насекомых, которые могут причинить вред здоровью. Даже пребывание на солнце без соблюдения правил может обернуться солнечным ударом. Поэтому педагогам необходимо знать, как уберечь детей от вредных факторов окружающей среды, что становится особенно актуальным в летний период.
Для этого в план работы старшего воспитателя с педагогическими сотрудниками обязательно должен быть включен инструктаж по оказанию первой медицинской помощи детям. Предлагаем вам примерную форму такой инструкции
Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударе
1. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями
1.1. Перечень ядовитых растений:
- белена черная;
- дурман обыкновенный — ядовиты все части растения;
- клещевина обыкновенная — отравление происходит семенами, похожими на фасоль, бобы (употребление 10 семян приводит к смерти);
- паслен черный;
- волчьи ягоды;
- амброзия.
- Симптомы отравления ядовитыми растениями и оказание первой доврачебной помощи.
Белена черная — сухость слизистой полости рта и кожи, кожная сыпь, осиплость голоса, жажда, тошнота, рвота, задержка мочеиспускания, повышение температуры тела, судороги, буйное состояние. Симптомы развиваются от 10 мин до 10-15 ч. Показано промывание желудка раствором гидрокарбоната натрия с активированным углем; влажное обертывание, холод на голову, паховые области, симптоматическое лечение.
Дурман обыкновенный — сухость слизистой полости рта и кожи, кожная сыпь, осиплость голоса, жажда, тошнота, рвота, задержка мочеиспускания, повышение температуры тела, судороги, буйное состояние. Симптомы развиваются от 10 мин до 10-15 ч. Показаны промывание желудка раствором гидрокарбоната натрия с активированным углем; влажное обертывание, холод на голову, паховые области, симптоматическое лечение.
Клещевина обыкновенная — недомогание, тошнота, рвота, боль и жжение в пищеводе и желудке, головная боль, сонливость, потеря ориентации, сознания, цианоз, нарушение сердечной деятельности, судороги, температура тела понижена. Показано многократное промывание желудка, клизмы с введением активированного угля, также прием слизистых отваров (кисель, желе); полный покой с обогреванием тела.
Паслен черный — боль в животе, тошнота, рвота, депрессивное состояние, головокружение, затрудненное дыхание, неправильный пульс, нарушение сердечной деятельности, коматозное состояние. При отравлении пасленом черным показано промывание желудка активированным углем, искусственная вентиляция легких.
1.3. Во всех случаях отравлений ядовитыми растениями должна быть проведена госпитализация в лечебное учреждение.
2. Первая помощь при отравлениях ядовитыми грибами
Отравление наступает при употреблении в пищу ядовитых грибов (мухоморы, бледная и зеленая поганка, ложные опята), а также условно съедобных грибов (строчки, сморчки, свинушки, волнушки, сыроежки) при их недостаточной кулинарной обработке (если они мало промыты, не выдержаны в воде, плохо проварены, не прожарены).
Скрытый период отравления — 1-4, реже 10 ч. Затем возникают тошнота, рвота, разлитая боль в животе, диарея, может появиться желтуха; при тяжелых отравлениях — параличи, кома.
При оказании помощи необходимо обильное питье с последующим вызыванием рвоты, очистительная клизма. Промывание желудка активированным углем. Срочная госпитализация.
3. Первая помощь при тепловом, солнечном ударе
У ребенка, длительное время находящегося в душном помещении или в жаркую безветренную погоду в тени, может произойти тепловой удар; нормальная терморегуляция организма нарушается, температура тела повышается, появляются вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушается координация движения. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет, наступает потеря сознания. То же происходит и при длительном воздействии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей (солнечный удар).
При первых признаках теплового или солнечного удара пострадавшего необходимо перевести в тенистое, прохладное место, снять одежду, смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания или сильном его ослаблении сделать искусственное дыхание.
4. Первая помощь при укусах насекомых
Для детей опасны укусы пчел, ос, слепней. При укусах возможна только местная реакция, которая проявляется жгучей болью, покраснением и отеком в месте укуса. Наиболее ярко это выражено при укусе лица и шеи. Особенно опасны и болезненны укусы в глаза и слизистые рта, губы. При этом возможно серьезное повреждение органов зрения. Отек, развивающийся при укусах в губы и слизистую рта, может привести к удушью и смерти.
Общие симптомы при укусах следующие: озноб, повышение температуры, одышка, головокружение, головная боль, учащение сердцебиения, боли в области сердца, тошнота, рвота, обмороки.
При оказании помощи в первую очередь следует удалить жало из места укуса, затем промыть ранку спиртом и положить холод. При развитии удушья ребенок нуждается в немедленной госпитализации.
5. Первая помощь при укусе клеща
Особое внимание следует обращать на детей с укусами клеща. После осмотра ребенка необходимо:
- удалить клеща;
- измерить температуру;
- при отсутствии повышенной температуры — дать рекомендации родителям по измерению температуры в течение 14 дней;
- при повышении температуры — немедленно госпитализировать больного в инфекционный стационар;
- провести разъяснительную беседу с родителями о необходимости своевременного обращения за медицинской помощью при ухудшении состояния и повышении температуры в связи с опасностью крымской лихорадки;
- обратить внимание на возможные проявления геморрагического синдрома: носовые кровотечения, кровянистые выделения из половых путей, кровоточивость дёсен. При выявлении вышеперечисленных симптомов немедленно госпитализировать ребёнка в инфекционный стационар;
- провести разъяснительную беседу с родителями о тяжести болезни, возможных осложнениях и неблагоприятных исходах в случае несвоевременного оказания медицинской помощи.
Литература: Справочник старшего воспитателя № 5, 2008 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ознакомление дошкольников с природой летом
Консультация для воспитателей.Ознакомление с признаками летнего сезона; ознакомление с растиельным и животным миром леса, с водными растениями и животными. с растительным и животным миром городского ...
Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом.
Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени....
Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом
Консультация для воспитателей.Тема: Ознакомление дошкольников с природой летомЦель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени.Зад...
Консультация для родителей по летней оздоровительной работе и ознакомлению дошкольников с природой летом: "Лето - это маленькая жизнь!"
Лето - благоприятный период для развития малышей. В это теплое и цветущее время года особенно полезно совершать прогулки, походы, развивать познавательные способности ребенка, формировать интерес к ок...
Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом".
laquo;Ознакомление дошкольников с природой летом» При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­...
Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом"
Напомнить педагогам некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период...