Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дубинская Татьяна Александровна

 

Консультация для воспитателей.

Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом

Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени.

Задачи:

1.     Напомнить воспитателям программное содержание ознакомления дошкольников с природой в летний период.

2.     Вызвать у воспитателей желание заниматься целенаправленным, хорошо планируемой работой по ознакомлению с природой.

3.     Установить доверительные отношения с коллективом дошкольного учреждения.

Методы и приемы: словесные (объяснение, пояснение, беседа).

Используемая литература:

1.     Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под. ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1981

2.     Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Просвещение, 1999.

3.     Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.

4.     Как знакомить дошкольников с природой/ Под. ред П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1985.

План:

1.     Знакомим детей с природой летом.

2.     Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.

3.     Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Ход:

1.     Знакомим детей с природой летом.

При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­ет жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года", "лето". Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому мы должны серьезно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспи­тателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений природу местного края, экологию растений и жи­вотных ближайшего природного окружения.

Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями при­роды, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возрас­та активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опас­ность. Вот почему нам так важно заранее познако­миться с теми растениями, которые растут вокруг детского сада. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, беле­на черная, болиголов пят­нистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш — од­но из самых ядовитых рас­тений, но вместе с тем это лекарственное растение.

2.     Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, пе­дагог знакомит их с характерными отличительными признаками лет­него сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, харак­терными для этого времени года явлениями, которые они могут на­блюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одеж­ды от погоды.

В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и боль­ше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают про­стейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распоз­навать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, пове­дению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соот­носить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционально­го освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что поз­волит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепен­но в словарь дошкольников вводятся сло­ва, характеризующие то или иное состо­яние погоды (знойный ветер, тихий вете­рок, солнечная погода и др.).

        На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним ут­ром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой по­годы — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогно­зировать состояние погоды.

3.     Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Создание условий для интересной и содержательной деятельнос­ти детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет боль­шое значение.

Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и исполь­зование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость система­тического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прорежива­ние, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностя­ми строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей не­обходимо научить их различать.

       Детям следует давать задания, тре­бующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошколь­ники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бу­тоны, цветы.

      Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоя­тельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к ин­тересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о расте­ниях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Со­ставь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом

Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени.

Задачи:

  1. Напомнить воспитателям программное содержание ознакомления дошкольников с природой в летний период.
  2. Вызвать у воспитателей желание заниматься целенаправленным, хорошо планируемой работой по ознакомлению с природой.
  3. Установить доверительные отношения с коллективом дошкольного учреждения.

Методы и приемы: словесные (объяснение, пояснение, беседа).

Используемая литература:

  1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под. ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1981
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Просвещение, 1999.
  3. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
  4. Как знакомить дошкольников с природой/ Под. ред П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1985.

План:

  1. Знакомим детей с природой летом.
  2. Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.
  3. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Ход:

  1. Знакомим детей с природой летом.

При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года", "лето". Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому мы должны серьезно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений природу местного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями природы, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возраста активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опасность. Вот почему нам так важно заранее познакомиться с теми растениями, которые растут вокруг детского сада. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, белена черная, болиголов пятнистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш — одно из самых ядовитых растений, но вместе с тем это лекарственное растение.

  1. Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах.

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.

В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и др.).

        На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним утром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой погоды — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.

  1. Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке ДОУ.

Создание условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет большое значение.

Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.

       Детям следует давать задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.

      Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом.

Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени....

Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом".

laquo;Ознакомление дошкольников с природой летом» При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­...

Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с природой летом"

Напомнить педагогам некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период...

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с природой летом»

При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом.Наблюдение явлений природы в развитии обеспе...

Консультация для воспитателей Тема Ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Консультация для воспитателей Тема: Ознакомление дошкольников с художественной литературой....