Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познавательно- исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящийся на базе исследовательского поведения (А.И. Савенков); это высшая форма развития, когда индивид из «носителя спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности» целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных действий (В.И. Панова). Познавательно-исследовательская деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты становится очень актуальна, т.к. в работе с дошкольниками она позволяет решать многие задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в работе с дошкольниками
Познавательно- исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящийся на базе исследовательского поведения (А.И. Савенков); это высшая форма развития, когда индивид из «носителя спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности» целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных действий (В.И. Панова). Познавательно-исследовательская деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты становится очень актуальна, т.к. в работе с дошкольниками она позволяет решать многие задачи, такие как:
- Развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)
- Стимулирует развитие любознательности
- Формирует умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи
Если рассматривать интеграцию в образовательных областях, то познавательно-исследовательская деятельность будет затрагивать такие области как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Так же интеграцию можно проследить и различных видах детской деятельности такой как: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.
При планировании воспитательно - образовательно работы по направлению познавательно- исследовательская деятельность целесообразно опираться на ряд рекомендуемых методик, которые очень удобно применять в работе с дошкольниками. Это методика А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Короткова Т.А. «Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников», А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Организация познавательно- исследовательской деятельности педагогами детского сада дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Да, здравствует мыло душистое!»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально - коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие; Физическое развитие
Задачи:
- Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова (Познавательное развитие)
- Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова (Познавательное развитие)
- Развивать у детей любознательность, познавательные мотивации. (Познавательное развитие)
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира (Познавательное развитие)
- Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию. (Познавательное развитие)
- Развивать умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог описания (Речевое развитие)
- Закреплять умение работать в команде (Социально- коммуникативное развитие)
- Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов (Художественно- эстетическое развитие)
- Поддерживать двигательную активность детей (Физическая культура)
Методы и приемы: наглядные ( рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма) словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том что нового они узнали; отгадывание загадки) практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг)
Материал и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, листочки бумаги размером А5, детские энциклопедии с информацией про мыло, головной убор академика 3 шт, мантия 3 шт, накидки из белой ткани 12 шт, 2 салфетки, 2 тазика: один с обычной водой, другой с мыльной, косметический карандаш, мяч, видео-фильм о разновидностях мыла и технологиях его приготовления, проектор, ноутбук, колонки, экран.
Виды детской деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации детской деятельности |
Двигательная | Выполнение упражнений динамической паузы |
Игровая | Игровая ситуация, подвижная игра |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Загадывание загадки |
Познавательно-исследовательская | Проведение экспериментирования, постановка гипотезы, проведение методов исследования |
Изобразительная | Изображение полученной информации |
Коммуникативная | Составление рассказа о увиденном |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Приветствует детей. Обращает их внимание на белые халаты разложенные в группе. Предлагает детям надеть белые халаты и отправиться в путешествие в «Волшебную лабораторию» и стать настоящими учёными, которые делают множество разных и интересных открытий | Обращают внимание на белые халаты. Надевают халаты. Отправляются в путешествие в волшебную лабораторию | Вызван интерес к предстоящей деятельности |
Сообщает детям о том, что чтобы отправится в Волшебную лабораторию нужно сесть на ковёр, взяться за руки, закрыть глаза и посчитать до 10. Но поскольку они отправляются в лабораторию волшебную, то считать они должны в обратном порядке | Садятся на ковёр, берутся за руки, закрывают глаза и считаю до 10 обратным счётом | Закреплено умение работать в команде, считать обратным счётом до 10 |
Пока дети считают, вносит необходимое для проведения опыта оборудование | Открывают глаза, видят оборудование для лаборатории | Вызван интерес к знакомству с новой деятельностью |
Говорит детям о том, что сегодня они будут учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые. И что тему исследования они узнают, если отгадают его загадку. Загадывает загадку: «Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится.» (Мыло) | Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет мыло | Активизирован процесс мышления, памяти |
Вывешивает изображение мыла на доску. Спрашивает у детей для чего людям мыло? Где его используют? | Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения | Формирование умения задавать вопросы |
Говорит детям о том, что они дают разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу необходимо проверить И чтобы они не забыли все выдвинутые гипотезы, предлагает их зарисовать условными обозначениями. Показывает, как это сделать | Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают выдвинутые гипотезы | Совершенствование умения передавать задуманный образ в рисунке |
Рассказывает детям о том, что все учёные проверяют свои гипотезы методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент». Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям что методы исследования нужно выполнять в определённом порядке, вешает их на доску по порядку. | Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов | Определены методы исследования выдвинутых гипотез и порядок их проведения |
Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам». Предлагает детям вспомнить о том, где используют мыло люди и зарисовать это на листе бумаге. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро с помощью понятных символов. (Если нужно предлагает помощь) | Фиксируют , как используется мыло в конкретной ситуации | Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов |
Говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться какой вопрос они будут задавать | Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у медицинской сестры детского сада «Зачем нужно мыло?» | Развитие умения планировать предстоящую деятельность |
Вместе с детьми идёт в медицинской сестре детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ возвращается с детьми в группу | Вместе с воспитателем идут к мед. сестре, задают ей вопрос «Зачем нужно мыло?», выслушивают ответ, возвращаются в группу | Формирование умения задавать вопросы |
Предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию | Зарисовывают полученную информацию | Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов |
Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей, им подойдут обычные книги или нужно искать информацию в каких то конкретных книгах. | Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях | Развитие умения делать выводы |
Вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображено мыло и затем прочитать информацию всем вместе | Ищут картинки с мылом в энциклопедиях, вместе с воспитателем читают информацию | Стимулирование развития любознательности |
Предлагает обсудить, кто какую информацию нашёл, зарисовать её на бумаге | Обсуждают кто какую информацию нашёл, зарисовывают информацию | Развитие умения классифицировать информацию. Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов. |
Предлагает детям устроить динамическую паузу и немного расслабиться: «Две сестрицы, две руки Левая и правая – (Показ рук поочередно) Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют. (Имитация движений) Две сестрички, две руки – Левая и правая – (Показ рук поочередно) Воду моря и реки Загребают, плавая. (Выполняются плавательные движения»)» | Выполняют упражнения динамической паузы | Удовлетворена потребность в физической активности |
Предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по телевизору», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем какое разное бывает мыло и как его производят. Предлагает просмотреть видео о разновидностях мыла и технологии его приготовления | Просматривают видеофильм о видах мыла и технологии его приготовления | Стимулирование развития любознательности |
Просит детей зарисовать новую информацию | Зарисовывают новую информацию | Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов |
Предлагает детям проверить, как стирает мыло, тем самым перейти к следующему методу исследования «Эксперимент». Для чего вносит два таза: с обычной водой, с мыльной водой; две салфетки; косметический карандаш. Просит детей провести линии на салфетках и вместе с ними стирает их по очереди сначала в обычной воде, потом в мыльной. | Проводят косметическим карандашом по двум салфеткам. Одну салфетку вместе с воспитателем стирают в тазике с водой без мыла, а другую в мыльной воде | Развитие способов умственной деятельности (сравнивать, анализировать), умения наблюдать, навыки проведения эксперимента |
Спрашивает у детей на какой салфетке не осталось следов карандаша? Какой можно сделать вывод? Просит зафиксировать одного ребёнка это на бумаге | Делают вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде». Один из детей зарисовывает сделанный вывод. | Развитие умения делать выводы и умозаключения |
Спрашивают у детей узнали ли они о том где применяют мыло? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чём не знали раньше? | Отвечают на вопросы воспитателя | Совершенствование умения анализировать проделанную работу |
Предлагает детям, по желанию рассказать о проведённом исследовании, для чего одевает на желающих выступить шапки академика и мантии. (Если требуется помощь, помогает составить рассказ) | Двое детей одеваются академиками, готовят доклад, рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы (если есть) | Совершенствование умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять повествовательный монолог с элементами описания |
Подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими учёными и поэтому узнали много нового. Предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Предлагает детям встать в круг, сам становится водящим. По очереди каждому ребёнку кидает мяч и задаёт вопросы «Что в мыле хорошего? Что в мыле плохого?» | Встают в круг и играют вместе с воспитателем. | |
Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования | Помогают воспитателю организовать выставку рисунков. | Развитие умения взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников
Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...