Игра-это серьёзно!
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Васильева Светлана Ивановна

Сюжетно-ролевые игры в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_eto_serezno.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить…»

Василий Белов

   

Игра доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого воображения впечатлений об окружающей действительности. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения, в игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.  В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

Актуальность этой  темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.

Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить завтрак  кукле-дочке, уложить спать и т.п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей.

       Большую часть своего времени дети  дошкольного возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Малыши играют все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек они исследуют реальную  действительность. Позже они  начинают экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

      В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли  взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых игровых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.  В игре дети имеют  возможность прожить то, что является для них  недоступным в жизни взрослых.

      В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.

Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра получает свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные годы. Развитие игры проявляется прежде всего в изменении ее сюжета и содержания. Сюжет игры - это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.), то у средних детей наряду с этим часты игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»). У старших детей нередко возникают игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война» и т. п.).

Меняется в дошкольный период и содержание детских игр - то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главное содержание ролевых игр в младшем детском возрасте заключается в максимально развернутом воспроизведении действий с предметами («трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду» и т. п.), в среднем детском возрасте - воспроизведение отношений между взрослыми, в старшем главным становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. И ссоры соответственно возникают по разным причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает».

       Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне.

      Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

           Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.

Предлагаю вам сюжетно - ролевые игры:

Сюжетно-ролевые игры

«Дочки - матери»

Цель игры

1. Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками.

2. Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой и т.п..

3. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.

Оборудование

Макет дома; одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту; чайная посуда; предметы личной гигиены; утюг, гладильная доска, веник, совок, предметы для стирки; бытовая техника; макеты комнат; мелкая мебель; игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок; куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.

Подготовка к игре

1. Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты.

2.Изготовление макетов комнаты или дома.

3.Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники.

4. Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники.

5. Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик- помогай», произведений о маме и папе.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям разные ситуации.

«Переезд». Воспитатель беседует с детьми, рассказывает что нужно знать для переезда на новую квартиру.

«Новоселье». Дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.

Ролевые взаимодействия

Мама - сын.

Бабушка, дедушка (дети, внуки).

Папа - сын.

Мама - дочь.

Папа - дочь.

Папа - мама.

«Детский сад»

Цель игры

1.Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада.

2.Предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого.

 Оборудование

Альбом «Дети играют в детском саду»; выставка детских рисунков и поделок; макет здания детского сада; игрушки-заместители: из бумаги, ткани, полиэтилена - халаты, колпаки, из бумаги - книжки, тетради, игрушки.

Подготовка к игре

Экскурсия по детскому саду

Ход игры

Воспитатель путешествует с детьми по всем уголкам детского сада.

Ролевые взаимодействия

Воспитатель - дети.

Младший воспитатель - дети.

Воспитатель - заведующий.

Воспитатель - медсестра.

Заведующий - методист.

Медсестра - дети.

Повар - дети.

Повар - медсестра.

«Скорая помощь»

Цель игры

1.Рассказать о работе врача, медсестры.

2.Воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников.

3.Уточнить знания детей о работе врача, медсестры и других специалистов (стоматолог, лор, окулист).

4.Учить самостоятельно объединять несколько игр.

5.Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

Оборудование

Шкаф для хранения лекарств; медицинские весы; пластмассовые пробирки, пипетки, пинцет, термометр, шпатель, фонендоскоп; таблица для проверки зрения; набор медицинских инструментов, халаты, стол, стул; краски, смеси для изготовления лекарств; носилки для больных; игрушки- заместители: из бумаги — рецепты, направления, карточки, из поролона, картона — витамины, таблетки, из клеенки — горчичники; флакончики из- под витаминов.

Подготовка к игре

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Игра-драматизация «Доктор Айболит»,

Рассказ об аптеке.

Беседа о работе «Скорой помощи».

Рассказ о военных медиках.

Рассказ о медицинских осмотрах космонавтов.

Рассказ о строительстве больницы, поликлиники, аптеки.

 Ролевые взаимодействия

Врач - пациент.

Врач - медсестра.

Медсестра - пациент.

«Строители»

Цель игры

1. Знакомить детей с разными строительными профессиями: штукатур, маляр, каменщик, плотник.

2. Уточнять представления детей о видах мужских и женских профессий.

Оборудование

Строительные машины; инструменты: мастерки, кисти, ведра; иллюстрации, чертежи; строительные каски; карта города; альбом «Наш город»; игрушки-заместители: макет домов из картона, вырезки из журналов.

Подготовка к игре

Беседа о родном городе, о том, что здания строят, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов.

Рассматривание фотоальбома «Наш город».

Ролевые взаимодействия

Бригадир — маляр.

Бригадир — заказчик.

Бригадир — каменщик.

Бригадир — плотник.

«Салон красоты»

Цель

1.Рассказать детям о работе парикмахера.

2.Расширять знания детей о мужских и женских причёсках.

3.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

4.Учить использовать предметы-заместители.

5.Развивать воображение, учить самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет.

Оборудование

Зеркало; халат; флакон от лака, ленточки, резинки, заколки, оборочки,

расчески, бигуди; фартук; инструменты (баночки, бантики, фен, расчески, ножницы, бигуди).

Подготовка к игре

Рассматривание причесок.

Изготовление альбома причесок.

Беседа о салоне красоты, об уходе за внешностью.

Конкурс красоты.

Беседа о важности и значении работы парикмахера.

Составляется альбом с моделями — рисунки детей или фотографии из журналов с разными прическами.

Ролевые взаимодействия

Парикмахер — клиент (мужчина, женщина).

Парикмахер — другой клиент.

Парикмахер — другой парикмахер.

Парикмахер — директор «Салона красоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра - это серьёзно

Презентация для семинара-практикума для  родителей...

Родительское собрание на тему: "Игра - дело серьёзное"

Цели родительского собрания:1.Познакомить родителей с понятием игра, воспитание и развитие ребёнка через игру.2. Расширить представления родителей о том, как правильно организовать досуг детей в семья...

консультация для воспитателей " Игра - это серьёзно"

Игра – это серьёзноМягкова Н.В.МБДОУ № 21 г.АРМАВИР Период раннего детства характеризуется тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребёнка возникает её отражение – игра, которая позже, ...

Памятка для родителей "Игра - это серьёзно" ГКП

Как выбирать игрушки и играть с детьми 2015...

Детский информационный проект "Лего - конструирование - модная игра или серьёзное занятие?"

Цель: узнать,  лего-конструирование, это модная игра или серьезное занятие?Задачи:·       провести опрос ребят группы;·       узнать ис...

Игра – это серьёзно!

Предлагаем вашему вниманию самые простые игры- манипуляции....

Игра-занятие серьёзное

Игрушки ребенку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребенка. В возрасте 3—6 лет дети очень любят игрушки, сделан...