"От зернышка до пирога"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Петренко Татьяна Викторовна, воспитатель
МБДОУ «ДС Улыбка»
пос. Ханымей Пуровского района АНАО.
Тема: « От зернышка до пирога»
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: старшая. Задачи: познакомить детей с трудом хлеборобов, выращивании хлеба в старину и в наше время; донести до сознания детей , что хлеб - это итог большой работы многих людей; развивать память, речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать, делать выводы, отслеживать причинно-следственные связи, работать по картине, пополнять пассивный и активный словарь детей; воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям труда.
Предварительная работа: чтение детям сказки «Колосок».
Ход конспекта:
- С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок.) - А где же колосок вырос? - Кто его посадил? - Дети в затруднении. (Об этом в сказке не сказывается.) Решение. - А дело было так. В те далёкие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать в лесу топоры. Зачем? - Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова. - Что оставалось на месте деревьев? (Пни.) Начиналась очень трудная работа - выкорчёвка пней. И вот на этом месте уже не лес, а ... (поле). Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю тёплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нём таких, как я, Будет целая семья. (Семя.) - О чём эта загадка? (О семени.)
Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке - семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели. (Дети изображают описанные действия.) - Как вы думаете, какая должна была быть погода в день сева? (безветренная) - Почему? - Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.) Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели: «Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушек»
Физкультминутка.
- Представьте, что вы зёрнышко (дети сворачиваются в клубочек полу). Солнце пригрело, дождик прошёл, и на поле появились пере всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашёл Петушок.
Задание «Расскажи сказку» по серии картинок, отображающих последовательность действий в сказке.
- Посмотрите на картинки. Помните, что Петушок сделал с колоском дальше? (Обмолотил.) Взял цепу (это деревянная палка, подведенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нём - частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев). - Куда отнёс Петушок очищенное зерно? (На мельницу) - Как из него смололи муку? (Рассмотрите муку.) - Что было потом? (Петушок замесил тесто, сделал пирог и поставил его в печь) - Помните, чем закончилась сказка? (Петушок не пустил мышат за стол.) - Почему? Потому, что «кто не работает, тот не ест». А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться - хлеба добиться». И ещё говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
Опыт - Сегодня мы тоже испечём баранки, бублики, блины, пирожки. Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста и лепит колобок, крендель и т.д. Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.
Работа по картине «Уборка урожая пшеницы». - Какая погода на картинке? Почему? (жаркая, лето) - Почему наклонились колоски? (от тяжести поспевших зерен). - Чего ждут колосья? (когда их соберут) - Обратите внимание на машины, которые помогают людям в уборке урожая пшеницы. - Какие машины изображены на картинке? - Для чего нужен трактор, комбайн, грузовые машины? (для уборки и вывоза зерна) . - Что дальше делают с зерном? (его увозят на злеватор для просушки, потом на мельницу, где зерно превращается в муку, муку везут в пекарню, затем вкусные ароматный пироги и другую хлебную выпечку развозят по продуктовым магазинам, родители покупают и вот пирог у нас на столе).
Подведение итога:
Задание «Расскажи, что было раньше, что потом». Дети рассматривают картинки, попросите назвать то, что на нарисовано, и рассказать, какой путь проходит хлеб от зернышка до пирога (кратко). Сравнить труд хлеборобов в старину и в наше время. - Почему сейчас облегчает труд хлеборобов? (помогают специальные машины: трактора, комбайны…) - Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у люде доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Правила: «Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. . Не кроши его за столом. . Никогда не выбрасывай хлеб!»
Хлеб ржаной, Батоны, булки - Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. (Я. Аким)
- В каком магазине покупают хлеб?
Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
Вырос в поле дом, Полон дом зерном. Стены позолочены, Ставни заколочены. Ходит дом ходуном, На столбе золотом. (Зерно.) На соломинке дом,
Сто ребяток в нём. Ты не клюй меня, дружок, Голосистый петушок. В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нём тогда таких, как я, Будет целая семья. (Зерно)
Разучить с детьми:
«- Котик-кот, иди к доске, Расскажи о колоске! - Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я!» (Г. Виеру)
_________________________________________________________________________
В свободное время прочитать детям: А. Мусатов «Откуда Хлеб пришёл».
Во второй половине дня можно устроить чаепитие с пирогами, блинами и другой выпечкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавтельное занятие в разделе "Рубёнок и окружающий мир" для детей старшей группы "Горячие пироги из русской печи"
На занятие дети работают с дрожжевым тестом, сами готовят пироги с повидлом, после чего мл. воспитатель уносит пироги на кухню и ставит их в духовку. Вечером дети угощают своих родителей пирогами собс...
"Пирогов Н.И."
Почему в честь Пирогова Н.И. названа улица в нашем городе? Детям о заслугах Пирогова в медицине. (Региональный компонент)....
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...
Занятие во 2 мл. группе по заучиванию стихотворения П. Воронько «Пирог» с использованием экспериментально-поисковой деятельности «Кот слепил себе пирог…»
Обобщать и систематизировать знания детей об окружающем. Воспитывать любовь к своей природе....
Кружковая работа "Зернышко к зернышку"
Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...
Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»
Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...
Исследовательский проект "От зернышка к зернышку"
Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас....