экологическое занятие в старшей группе-"Вопросы дедушки Краеведушки"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме

Терехова Ирина Владимировна

«Вопросы Дедушки Краеведушки.»(экологическое занятие в старшей группе)

 

Ведущая:

Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря…

Это царство животных и Царство растений. Некоторые представители Царства животных и Царства растений живут в нашем крае. Сегодня мы вспомним, какие растения  и животные встречаются в нашей местности и какую роль играют они в нашей жизни.

Давайте совершим воображаемое путешествие на природу. Итак, приготовились. Представьте, что мы идем в лес (заварить кипятком ветки ёлок)

(Звучит запись звуков леса. Появляется Дедушка Краеведушка)

 

Дедушка Краеведушка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Дедушка Краеведушка. В лес они собрались… Скажите, а что такое лес? – лес – это природа, зелень. Лес наш друг, лес наш дом, лес друг человека, животных, растений, трав, птиц. Правильно лес – это сообщество растений и животных, жизненная среда для многих зверей и птиц.

Смотрите-ка, знают. Вот вам сейчас загадку загадаю. Для этого мне потребуется помощник. Кто из вас вызовется мне помочь?

(Карта Башкортостана – ребенок обводит реки маркером, карта рисуется контурная)

 

Ведущая: Догадались, ребята, что Дедушка Краеведушка хотел изобразить?

(дети отвечают)

 

Дедушка Краеведушка: Так выглядит на карте наша республика. Самые крупные реки – Агидель и Караидель, а в середине двух рек расположился наш город – Уфа.

 

Ведущая: Дедушка Краеведушка, а где ж леса на твоей карте? Как же мы с ребятами попадем в лес?

 

Дедушка Краеведушка: А вы садитесь на пенёчки. Хочу проверить, знаете ли вы деревья. Если знаете, пущу вас в лес. Я буду называть разные деревья. Если они растут в нашей Республике – хлопок в ладоши, а если нет – молчание. И так слушайте внимательно.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Смотри-ка знают, молодцы! А сейчас – быстро буду называть – слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб. Кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча. А что вы смеётесь. Разве каланча не может расти в нашем лесу.

Молодцы, ребята. Добро пожаловать в лес. А вы знаете в каком лесу нет листьев? Правильно – в хвойном. В наших лесах можно встретить и хвойные, и лиственные растения.

Посмотрите на картинки. Узнаете? – это сосна, клен, липа, береза, ель, дуб, рябина.. Помогите мне ребята разобраться и правильно подписать рисунки

(дети подписывают рисунки)

А теперь я проверю, что вы знаете об этих деревьях.

1       У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? – сосна

2       У какого дерева листья крупные с пятью лопастями? – клен

3       Какое дерево зацветет самым последними? – липа

4       У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? – береза

5       Какое дерево является долгожителем и может дожить аж до тысячи лет? – дуб

6       Из какого хвойного растения делают различные части музыкальных инструментов особенно скрипок? – ель

7       Какое хвойное растение сбрасывает иголки на зиму? – лиственница.

 

Дедушка Краеведушка: Молодцы ребятки! Вы оказывается и про деревья всё знаете!

 

Ведущая: Когда ты входишь в лес,

                   Где чистым воздухом приятно так дышать,

                   Есть в травах и в цветах целительная сила

                   Для всех, умеющих их тайну разгадать.

 

Дедушка Краеведушка:  Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстурка и таблетки.

Ну, а чем и как лечить –

Я могу вас научить.

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

А сейчас для вас, ребята, загадки. И все они – о травах лекарственных.

 

Ведущая:

1       Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.

Нам он – как хороший руг, лечит рани ног и рук – подорожник

2       Злая, как волчица. Жжётся, как горчица – крапива

3       «Кошачья травка» - больным поправка,

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку – валериана

 

Дедушка Краеведушка: 1  И в лесу, и в квасу, и в конфетке, и в таблетке – мята

2  Листочки – парные. Цветочки – янтарные

    Плоды – коварные, и лечат, и калечат – зверобой

3  Северная роза, вся в цветах, красные ягоды на ней

    висят – шиповник

 

Дедушка Краеведушка: А теперь загадки посложней.

1       И матушка родная, и мачеха злая

Бок о бок живут – через стеночку – мать-и-мачеха

2       Цветок изменчив: то красный венчик, то синий венчик – медуница.

3       Седая старуха, горькая горюха, по полю бродила,

С ветром говорила, в хату к нам пришла –

В уголке легла. От степного аромата нам милее стала хата – полынь горькая.

(физминутка про цветы)

 

Ведущая: Ребята, я хочу с вами отправиться в путь на цветочную поляну – самое весёлое и красивое место. Посмотрите, сколько цветов. А вы сможете по описанию узнать, о каком цветке говориться?

 

Цветочная викторина

 

1       Белая корзина, золотое донце – ромашка

2       Кувшины и блюдца не тонут и не бьются – кувшинки

3       Беленький горошек на зеленой полянке – ландыш

4       Эй, звоночек синий цвет! С языком, а звону нет – колокольчик

5       Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает – подснежник

6       Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел – одуванчик.

7       Головка голубая и длинный стебелёк, ну кто его не знает? Это – василек.

(стук в дверь, заходит почтальон)

 

Ведущая: Нам пришло письмо от лесных обитателей.

 

Дедушка Краеведушка: В нем приглашение побывать в Лесной школе. Но что же нам делать? Ведь я не знаю дороги.

 

Ведущая: Дедушка, может эти письма без подписей нам помогут? Посмотрим, что в них.

Первое письмо: У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья  и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. А летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? – синичка

Второе письмо: Я отличный верхолаз и акробат. Хорошо плаваю, задрав кверху хвост. Он служит мне парашютом, а если надо – и рулем, при помощи которого я могу изменить направление полета. Детёныши у меня появляются два раза в год: весной и летом, от 3 до 10 малышей. Люблю я орешки и сушенные грибы, которые вдоволь запасаю на зиму – белка.

 

Ведущая: Ребята! Мы с Дедушкой Краеведушкой догадались, кто написал эти письма, а вы узнали? (ответы детей)

(вбегает синичка, размахивая крыльями, за ней прыгает белка. Белка прикрепляет на доску рядом с картой табличку с надписью «Лесная школа»)

Синичка (белочке):  Я хочу поиграть с ребятами, посмотрите какие интересные вопросы я подготовила для них.

 

Ведущая: Что же вы хотите спросить у ребят?

 

Синичка: Ребята, а вы знаете какие дикие животные живут в лесу? Сейчас проверим.

1       Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу

В дупле на старом дубе орешки я грызу – белка

2       Разбойник он серый, нет ему веры

Всё клыками щелк! Кто же это – волк

3       Посмотрите-ка какая, вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут её – лисица.

4       Кто же в шубе меховой, спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда, лапу в рот кладет всегда – медведь.

5       Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасётся весь день – лось.

6       Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной

И стоит среди травы – уши больше головы – заяц

7       Удивительный портной, нет катушки ни одной.

И машинки швейной нет и утюг не разогрет

Но зато иголки есть, сколько их не перечесть – ёжик

 

Гейм второй (Белочка - птицы)

 

1       Окраска сероватая, повадкой – вороватая

Крикунья хрипловатая, известная персона это – ворона

2       Морозов не боится, живёт вблизи людей

Зимующая птица, бесстрашный – воробей

3       Трещала с утра «пора, пора», а что пора

Вот такая с ней морока, когда трещит – сорока

4       Я не молоток, по дереву стучу

В нем каждый уголок обследовать хочу

И в шапке красной и акробат прекрасный – дятел

5       Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать ляжет в дупло – сова.

6       Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – снегири.

7       С ветки на ветку быстро порхает и горя не знает,

С подружками дружно живет, свои песни поёт,

Модно одевается: в черный галстук и черную шапочку наряжается. Эта птица называется – синица.

 

Белочка: Какие птицы чаще всего прилетают в наш детский сад?

 

Дедушка Краеведушка: Ну, вот мы и проверили, что вы знаете о природе. Лес одаривает человека дикорастущими плодами, ягодами, грибами, березовым соком, лекарственными травами и наше отношение к нему должно быть бережным.

 

Ведущая:  Деревья, травы и цветы, с тобой по-дружески на «ТЫ»,

Но даже с кустиком травы, ты будь пожалуйста на «ВЫ»

 

Дедушка Краеведушка: Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка! Люби цветы, леса, простор полей – все, что зовется Родиной твоей!

Ребята, а сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Приходите в гости я вас буду ждать.

(раздача подарков, сделанными детьми)

 

                                          

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"

ЦЕЛИ:·       развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;·       активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "Для чего нужна красная книга"

Тема: «Для чего нужна Красная книга Краснодарского края? »Предварительная работа. Рассматривание книг: энциклопедия о животном и растительном мире Краснодарского края, красная книга Краснодарского кра...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Сравнение комнатных растений".

Конспект экологического занятия в старшей группе  "Сравнение комнатных растений"....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект игрового занятия в старшей группе "Уроки Дедушки Мороза"

Для проведения потребуется изготовить книгу-самоделку или презентацию....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ».

Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сказки Дедушки Корнея"

Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способ...