экологическое занятие в старшей группе-"Вопросы дедушки Краеведушки"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
«Вопросы Дедушки Краеведушки.»(экологическое занятие в старшей группе)
Ведущая:
Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря…
Это царство животных и Царство растений. Некоторые представители Царства животных и Царства растений живут в нашем крае. Сегодня мы вспомним, какие растения и животные встречаются в нашей местности и какую роль играют они в нашей жизни.
Давайте совершим воображаемое путешествие на природу. Итак, приготовились. Представьте, что мы идем в лес (заварить кипятком ветки ёлок)
(Звучит запись звуков леса. Появляется Дедушка Краеведушка)
Дедушка Краеведушка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Дедушка Краеведушка. В лес они собрались… Скажите, а что такое лес? – лес – это природа, зелень. Лес наш друг, лес наш дом, лес друг человека, животных, растений, трав, птиц. Правильно лес – это сообщество растений и животных, жизненная среда для многих зверей и птиц.
Смотрите-ка, знают. Вот вам сейчас загадку загадаю. Для этого мне потребуется помощник. Кто из вас вызовется мне помочь?
(Карта Башкортостана – ребенок обводит реки маркером, карта рисуется контурная)
Ведущая: Догадались, ребята, что Дедушка Краеведушка хотел изобразить?
(дети отвечают)
Дедушка Краеведушка: Так выглядит на карте наша республика. Самые крупные реки – Агидель и Караидель, а в середине двух рек расположился наш город – Уфа.
Ведущая: Дедушка Краеведушка, а где ж леса на твоей карте? Как же мы с ребятами попадем в лес?
Дедушка Краеведушка: А вы садитесь на пенёчки. Хочу проверить, знаете ли вы деревья. Если знаете, пущу вас в лес. Я буду называть разные деревья. Если они растут в нашей Республике – хлопок в ладоши, а если нет – молчание. И так слушайте внимательно.
Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Смотри-ка знают, молодцы! А сейчас – быстро буду называть – слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб. Кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча. А что вы смеётесь. Разве каланча не может расти в нашем лесу.
Молодцы, ребята. Добро пожаловать в лес. А вы знаете в каком лесу нет листьев? Правильно – в хвойном. В наших лесах можно встретить и хвойные, и лиственные растения.
Посмотрите на картинки. Узнаете? – это сосна, клен, липа, береза, ель, дуб, рябина.. Помогите мне ребята разобраться и правильно подписать рисунки
(дети подписывают рисунки)
А теперь я проверю, что вы знаете об этих деревьях.
1 У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? – сосна
2 У какого дерева листья крупные с пятью лопастями? – клен
3 Какое дерево зацветет самым последними? – липа
4 У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? – береза
5 Какое дерево является долгожителем и может дожить аж до тысячи лет? – дуб
6 Из какого хвойного растения делают различные части музыкальных инструментов особенно скрипок? – ель
7 Какое хвойное растение сбрасывает иголки на зиму? – лиственница.
Дедушка Краеведушка: Молодцы ребятки! Вы оказывается и про деревья всё знаете!
Ведущая: Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и в цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Дедушка Краеведушка: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстурка и таблетки.
Ну, а чем и как лечить –
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
А сейчас для вас, ребята, загадки. И все они – о травах лекарственных.
Ведущая:
1 Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
Нам он – как хороший руг, лечит рани ног и рук – подорожник
2 Злая, как волчица. Жжётся, как горчица – крапива
3 «Кошачья травка» - больным поправка,
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку – валериана
Дедушка Краеведушка: 1 И в лесу, и в квасу, и в конфетке, и в таблетке – мята
2 Листочки – парные. Цветочки – янтарные
Плоды – коварные, и лечат, и калечат – зверобой
3 Северная роза, вся в цветах, красные ягоды на ней
висят – шиповник
Дедушка Краеведушка: А теперь загадки посложней.
1 И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут – через стеночку – мать-и-мачеха
2 Цветок изменчив: то красный венчик, то синий венчик – медуница.
3 Седая старуха, горькая горюха, по полю бродила,
С ветром говорила, в хату к нам пришла –
В уголке легла. От степного аромата нам милее стала хата – полынь горькая.
(физминутка про цветы)
Ведущая: Ребята, я хочу с вами отправиться в путь на цветочную поляну – самое весёлое и красивое место. Посмотрите, сколько цветов. А вы сможете по описанию узнать, о каком цветке говориться?
Цветочная викторина
1 Белая корзина, золотое донце – ромашка
2 Кувшины и блюдца не тонут и не бьются – кувшинки
3 Беленький горошек на зеленой полянке – ландыш
4 Эй, звоночек синий цвет! С языком, а звону нет – колокольчик
5 Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает – подснежник
6 Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел – одуванчик.
7 Головка голубая и длинный стебелёк, ну кто его не знает? Это – василек.
(стук в дверь, заходит почтальон)
Ведущая: Нам пришло письмо от лесных обитателей.
Дедушка Краеведушка: В нем приглашение побывать в Лесной школе. Но что же нам делать? Ведь я не знаю дороги.
Ведущая: Дедушка, может эти письма без подписей нам помогут? Посмотрим, что в них.
Первое письмо: У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. А летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? – синичка
Второе письмо: Я отличный верхолаз и акробат. Хорошо плаваю, задрав кверху хвост. Он служит мне парашютом, а если надо – и рулем, при помощи которого я могу изменить направление полета. Детёныши у меня появляются два раза в год: весной и летом, от 3 до 10 малышей. Люблю я орешки и сушенные грибы, которые вдоволь запасаю на зиму – белка.
Ведущая: Ребята! Мы с Дедушкой Краеведушкой догадались, кто написал эти письма, а вы узнали? (ответы детей)
(вбегает синичка, размахивая крыльями, за ней прыгает белка. Белка прикрепляет на доску рядом с картой табличку с надписью «Лесная школа»)
Синичка (белочке): Я хочу поиграть с ребятами, посмотрите какие интересные вопросы я подготовила для них.
Ведущая: Что же вы хотите спросить у ребят?
Синичка: Ребята, а вы знаете какие дикие животные живут в лесу? Сейчас проверим.
1 Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу
В дупле на старом дубе орешки я грызу – белка
2 Разбойник он серый, нет ему веры
Всё клыками щелк! Кто же это – волк
3 Посмотрите-ка какая, вся горит, как золотая. Ходит в шубе дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут её – лисица.
4 Кто же в шубе меховой, спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда, лапу в рот кладет всегда – медведь.
5 Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасётся весь день – лось.
6 Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы – заяц
7 Удивительный портной, нет катушки ни одной.
И машинки швейной нет и утюг не разогрет
Но зато иголки есть, сколько их не перечесть – ёжик
Гейм второй (Белочка - птицы)
1 Окраска сероватая, повадкой – вороватая
Крикунья хрипловатая, известная персона это – ворона
2 Морозов не боится, живёт вблизи людей
Зимующая птица, бесстрашный – воробей
3 Трещала с утра «пора, пора», а что пора
Вот такая с ней морока, когда трещит – сорока
4 Я не молоток, по дереву стучу
В нем каждый уголок обследовать хочу
И в шапке красной и акробат прекрасный – дятел
5 Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, спать ляжет в дупло – сова.
6 Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – снегири.
7 С ветки на ветку быстро порхает и горя не знает,
С подружками дружно живет, свои песни поёт,
Модно одевается: в черный галстук и черную шапочку наряжается. Эта птица называется – синица.
Белочка: Какие птицы чаще всего прилетают в наш детский сад?
Дедушка Краеведушка: Ну, вот мы и проверили, что вы знаете о природе. Лес одаривает человека дикорастущими плодами, ягодами, грибами, березовым соком, лекарственными травами и наше отношение к нему должно быть бережным.
Ведущая: Деревья, травы и цветы, с тобой по-дружески на «ТЫ»,
Но даже с кустиком травы, ты будь пожалуйста на «ВЫ»
Дедушка Краеведушка: Не обижай ни птахи, ни сверчка, не покупай для бабочки сачка! Люби цветы, леса, простор полей – все, что зовется Родиной твоей!
Ребята, а сейчас вам пора возвращаться в детский сад. Приходите в гости я вас буду ждать.
(раздача подарков, сделанными детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия для старшей группы "Здравствуй дедушка "Молчок"
ЦЕЛИ:· развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;· активизировать словарь детей, закрепляя умение пользоват...
КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "Для чего нужна красная книга"
Тема: «Для чего нужна Красная книга Краснодарского края? »Предварительная работа. Рассматривание книг: энциклопедия о животном и растительном мире Краснодарского края, красная книга Краснодарского кра...
Конспект экологического занятия в старшей группе "Сравнение комнатных растений".
Конспект экологического занятия в старшей группе "Сравнение комнатных растений"....
Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"
Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...
Конспект игрового занятия в старшей группе "Уроки Дедушки Мороза"
Для проведения потребуется изготовить книгу-самоделку или презентацию....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКИ ДЕДУШКИ КОРНЕЯ».
Конспект занятия составлен в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сказки Дедушки Корнея"
Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способ...