мини-проект "В гостях у куклы Маши"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Азизова Саида Гарибхан кызы
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Задачи: продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим
внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по
мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле
и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по окружающему миру в средней группе

    «В гостях у куклы Маши» по теме:

формирование у детей навыков культуры поведения за столом.

Подготовила  и  провела:

воспитатель  группы №9

Азизова С. Г.

Москва 2013. Ноябрь

Открытое занятие по окружающему миру «В гостях у куклы Маши» по теме: формирование у детей навыков культуры поведения за столом.

Работа над понятиями:  рассадка за столом, осанка, салфетки, скатерть,  порядок  и  чистота  стола, сервировка стола, застолье, праздничный стол.

 Цель: прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.

 Задачи:

1. Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи.

2. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

3. Воспитание этикетного поведения у детей.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Оборудование: скатерти, бумажные салфетки, салфетницы, хлебница с хлебом, тарелки (глубокая и мелкая), столовые  приборы, солонка, блюдца, чашки.

Закрепление содержания вне занятия: Постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Создавать необходимые условия.

                                             

                                             

Ход занятия.

  1. Научить героя – «куклу Машу» столовому этикету.

Воспитатель сажает куклу за стол и объясняет детям, что к нам сегодня пришла в гости «кукла Маша» и просит детей научить «куклу Машу» как правильно накрывать на стол и как правильно пользоваться столовыми  приборами:

а) воспитатель читает стихотворение:

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплёвывай обратно.

Пей чаёк, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис… Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

б) вопросы воспитателя: для чего нужна посуда, салфетки, солонка, хлебница и столовые приборы?

Воспитатель показывает  картин посуды, салфеток и столовых приборов.

Салфетки бывают бумажные и полотняные. (показ) Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ. Когда мы едим салфетка на коленях, выходим из-за стола — салфетку кладем на стол между тарелками. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности. Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку. 

Обсуждает с детьми назначение и с наводящими вопросами спрашивает. Дети отвечают.

в) Игра алгоритм последовательности сервировки стола:

воспитатель вешает на мольберт в разнобой  картин  посуды, столовых приборов и скатерть. Воспитатель обращается к детям: дети картинки по ошибке смешались Нужно последовательно и правильно расставлять. Для того, чтобы накрыть стол, что в первую очередь нужно делать?

Дети по очереди подходят к мольберту и поправляют алгоритм последовательности сервировки стола. Воспитатель  хвалит детей.

Физкультминутка: «Каравай».

Воспитатель всех детей приглашает на игру, все вместе встают в круг.

Игра проводится один раз.

  1. Практическая работа.

воспитатель по очереди  вызывает детей и просит накрывать и сервировать стол. Дети по команде последовательно стелят скатерть и кладут на стол тарелки, солонку, салфетки, чашки, блюдца и столовые приборы. Воспитатель поправляет и хвалит детей.

        Герой благодарит всех детей.

  1. Итог: воспитатель задаёт детям вопросы.

- Кто сегодня был у нас в гостях?

      - С какой просьбой  пришла к нам в гости кукла Маша?

      - Как правильно накрывать на стол?

Воспитатель поводит с детьми игру «закончи фразу»

- Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой!

- Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! (рукой об стол)

- Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!

- Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!

- Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно.

- Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.

- Не забудь салфеткой ….губы вытирать.

- Локти на стол …. не ставим.

- Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …

- Если во рту пища …. не разговаривают.

 Воспитатель — Молодцы. И в заключение благодарит и поощряет детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Воспитание у детей культуры поведения за столом»

                                                                           Выполнила: Азизова С.Г.

                                                                              Воспитатель группы № 9

Москва 2013 г.

Консультация для родителей:

«Воспитание у детей культуры поведения за столом»

      Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

      Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Памятка «ПОВЕДЕНИЕ ребенка  за столом»

Необходимо обратить внимание родителей на следующие вопросы:

*как ест ребенок;

*каково его поведение за столом;

*умеет ли он пользоваться  ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;

 *знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.

 Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Малыш только взял в руку ложку и тянет ее ко рту,  мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно. С раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:

*на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;

*за столом сидим с чистыми лицом и руками;

*застолье проходит без крика и резких замечаний;

*правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;

*обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

    Постепенно внушаем ребенку разумность этих правил и  начинаем его этому обучать. Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не садиться за стол с грязными руками, не оставлять еду в тарелке и еще много всяких «не». Ребенку трудно выполнить все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается.

В некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила.  Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях ребенка приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

 Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т.д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу. Важно обращать внимание на то, правильно ли ребенок держит приборы в руках, поскольку переучивать всегда сложнее, чем обучать. С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой.

Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он даже следит за взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т.д.

Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Рассказать ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно назвать и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создаем особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье будем стараться все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.

Только терпение и любовь родителей помогут ему справиться с неудачами в освоении правил столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОЕКТУ

Кукла Маша обедает – культура поведения за столом

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

Понедельник

09.12.2013

Чтение и  заучивание стихотворения

«Маша обедает» (Сильва Капутикян)

Разъяснить смысл стихотворения; учить умело пользоваться столовыми приборами; учить правильному поведению за столом

Вторник

10.12.2013

 Чтение и анализ стихотворения «Не пора ли обедать» (С. Капутикян)

Расширять кругозор детей об этикете за столом; учить детей отвечать на вопросы по теме стихотворения

      Среда

11.12.2013

 Показ картин – «этикет за столом»

Расширять кругозор детей о правилах поведения за столом

     Четверг

12.12.2013

  Беседа с детьми на тему: «воспитание у детей правила столового этикета»

Совершенствовать навыки культуры еды: пищу брать по немногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, полоскать рот водой

    Пятница

123.12.2013

Просмотр мультфильма «Сладкая жизнь»

Обсуждение и анализ поведения героев мультфильма – как правильно нужно вести себя за столом и после еды

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

Понедельник

16.12.2013

«Сервировка стола» - как правильно поставить столовые приборы

Разъяснить детям смысл слова «сервировка»; со всеми детьми следить за выполнением работы; сравнить

Вторник

17.12.2013

Дидактическая игра «Магазин»

Объяснить детям свойства посуды; дети играют роль покупателей, педагог продавца. Детям предлагается покупать чайную посуду. В "магазине" по одному предмету (одной чашке, одному блюдцу и т.д.) и ставить на стол.

       Среда

18.12.2013

Дидактическая игра «Накроем стол к обеду»

Уточнить с детьми название посуды, научить их называть, учить правильно пользоваться ложкой и вилкой

    Четверг

19.12.2013

  Лепка: «чашка и блюдца для куклы Маши»

Совершенствовать навыки лепки, воспитывать аккуратность, развивать моторику рук

  Пятница

20.12.2013

Рисование:

«посуда для куклы Маши»

Совершенствовать навыки рисования, учить правильно пользоваться кисточкой, обводить контуры и аккуратно разукрашивать

Дни недели

Мероприятия

 Задачи

        Понедельник

23.12.2013

 

Просмотр мультфильма «Винни – пух»

Чему учат персонажи мультфильма. Что неправильно сделал Винни – пух; как нужно было вести себя в подобной ситуации

Вторник

24.12.2013

 

Чтение рассказа «Федорино горе»

Помочь детям понять юмор этого произведения, определить самые смешные эпизоды, выбрать отрывок, который понравится больше других, оценить поступки Федоры

       Среда

25.12.2013

 Беседа с детьми: «Чем можно порадовать маму»

 Учить понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо; уважение к взрослым; любовь к маме

    Четверг

26.12.2013

 Показ открытого занятия на тему:

  «Культура поведения за столом. В гостях у куклы Маши»

Совершенствовать навыки лепки, воспитывать аккуратность, развивать моторику рук

  Пятница

27.12.2013

 Чтение и анализ художественных произведений, В.А. Сухомлинский «Почему Олечка не сорвала цветок?»  

Побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дать ребятам высказаться. Это позволяет

 с помощью воспитателя учить детей справедливо оценивать поступки своих сверстников

C:\Documents and Settings\NN\Рабочий стол\коллаж-кгн.jpg


C:\Documents and Settings\NN\Рабочий стол\коллаж кгн -2.jpg

Конспект занятия

по окружающему миру в средней группе

    «В гостях у куклы Маши» по теме:

формирование у детей навыков культуры поведения за столом.

Подготовила  и  провела:

воспитатель  группы №9

Азизова С. Г.

Москва 2013

Открытое занятие по окружающему миру «В гостях у куклы Маши» по теме: формирование у детей навыков культуры поведения за столом.

Работа над понятиями:  рассадка за столом, осанка, салфетки, скатерть,  порядок  и  чистота  стола, сервировка стола, застолье, праздничный стол.

 Цель: прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.

 Задачи:

1. Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи.

2. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.

3. Воспитание этикетного поведения у детей.

Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги  А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.

Оборудование: скатерти, бумажные салфетки, салфетницы, хлебница с хлебом, тарелки (глубокая и мелкая), столовые  приборы, солонка, блюдца, чашки.

Закрепление содержания вне занятия: Постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Создавать необходимые условия.

                                             

                                             

Ход занятия.

  1. Научить героя – «куклу Машу» столовому этикету.

Воспитатель сажает куклу за стол и объясняет детям, что к нам сегодня пришла в гости «кукла Маша» и просит детей научить «куклу Машу» как правильно накрывать на стол и как правильно пользоваться столовыми  приборами:

а) воспитатель читает стихотворение;

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплёвывай обратно.

Пей чаёк, не проливая!

Что за лужица большая?

Что за грохот? Что упало?

Маша за столом мечтала.

Не корми котлетой кошку,

А сама поешь немножко.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,

Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,

Мясо, рис… Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,

Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,

У кого ты пищу ел.

б) вопросы воспитателя: для чего нужна посуда, салфетки, солонка, хлебница и столовые приборы?

Воспитатель показывает  изображения  посуды, салфеток и столовых приборов.

Салфетки бывают бумажные и полотняные. (показ) Полотняную салфетку кладут на колени, чтобы защитить костюм от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос и руки, но можно промокнуть уголки губ. Когда мы едим салфетка на коленях, выходим из-за стола — салфетку кладем на стол между тарелками. Бумажные салфетки стоят на столе в салфетнице. Берут их по мере надобности. Закончив есть блюдо, вытирают салфеткой губы, затем руки, а не наоборот и кладут на использованную тарелку. 

Обсуждает с детьми назначение и с наводящими вопросами спрашивает. Дети отвечают.

в) Игра алгоритм последовательности сервировки стола:

воспитатель вешает на мольберт в разнобой  картин  посуды, столовых приборов и скатерть. Воспитатель обращается к детям: дети картинки по ошибке смешались Нужно последовательно и правильно расставлять. Для того, чтобы накрыть стол, что в первую очередь нужно делать?

Дети по очереди подходят к мольберту и поправляют алгоритм последовательности сервировки стола. Воспитатель  хвалит детей.

Физкультминутка: «Каравай».

Воспитатель всех детей приглашает на игру, все вместе встают в круг.

Игра проводится один раз.

  1. Практическая работа.

воспитатель по очереди  вызывает детей и просит накрывать и сервировать стол. Дети по команде последовательно стелят скатерть и кладут на стол тарелки, солонку, салфетки, чашки, блюдца и столовые приборы. Воспитатель поправляет и хвалит детей.

        Герой благодарит всех детей.

  1. Итог: воспитатель задаёт детям вопросы.

- Кто сегодня был у нас в гостях?

      - С какой просьбой  пришла к нам в гости кукла Маша?

      - Как правильно накрывать на стол?

Воспитатель поводит с детьми игру «закончи фразу»

- Ты всегда перед едой, руки …чисто с мылом мой!

- Если сели вы за стол – не стучи …ногой об пол! (рукой об стол)

- Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!

- Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!

- Есть и пить надо – …беззвучно, аккуратно.

- Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.

- Не забудь салфеткой ….губы вытирать.

- Локти на стол …. не ставим.

- Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …

- Если во рту пища …. не разговаривают.

 Воспитатель — Молодцы. И в заключение благодарит и поощряет детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности "В гостях у куклы Маши"

Программные задачи: дать детям представление об опасных для жизнии здоровья предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в быту (газовая плита, электроприборы), учить приёмам обращения с ними. Фо...

Методическая разработка комплексного музыкального занятия для детей раннего возраста "В гости к кукле Маше"

Комплексное музыкальное занятие с элементами пальчиковой гимнастики. Основные задачи:1.Формировать устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности. 2. Способствовать развитию мелкой мото...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ ПО ТИПУ ОРИГАМИ. ТЕМА «В ГОСТИ К КУКЛЕ МАШЕ».

Конспект закрепляет у детей  обобщающие поня­тия: грибы, овощи, фрукты, посуда, обувь, одежда, зимующие птицы, домаш­нии животные, а также времена года и дни недели. Закреплятет умение по...

"В гости к кукле Маше" музыкально - художественная деятельность детей второй младшей группы

Музыкальное развитие детей с использоанием настольных кукол, музыкально - ритмических движений, образных музыкальных произведений....

Конспект занятия на тему: «В гостях у куклы Маши»

Направление:"Познавательно-речевое развитие"   (дети с ограниченными возможностями в развитии)....

Сюжетно-ролевая игра "В гостях у куклы Маши"

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей раннего возраста...