Конспект НОД в старшей группе по теме «Белая березка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данный конспект предназначен для проведения занятия в старшей группе (5-6 лет) по теме «Белая березка». Это конспект познавательного занятия, направленного воспитание любви к природе, Родине; расширение знаний о дереве, ставшим символом России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_berezka_konspekt_nod_sayadyan_a.s.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по теме «Белая березка»

Автор: Саядян Аревик Сережаевна,  воспитатель МБ ДОУ № 23 «Огонек» Г. Невинномысска

Описание материала: данный конспект предназначен для проведения занятия в старшей группе (5-6 лет) по теме «Белая березка». Это конспект познавательного занятия, направленного воспитание любви к природе, Родине; расширение знаний о дереве, ставшим символом России.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Программное содержание: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнить и углубить знания о взаимосвязи человека и природы, видеть изменения растительного мир в разное время года, продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России, дать понятие о том, какую пользу берёза приносит людям.

Предварительная работа: наблюдение за березой в разное время года, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок о березе.

Оборудование: макет березы, картины с изображением березы в разное время года, репродукция картины И.Куинджи «Березовая роща», рассказ И. Соколова-Микитова «Береза».

Ход НОД.

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла».

Воспитатель загадывает детям загадки:

  • Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные. .. (Берёзки).

  • Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
  • Ствол белеет, шапочка зеленеет.
  • Стоит в белой одежде, свесив серёжки. Что это?

Дети: это дерево береза.

Воспитатель:

В природе очень много разных деревьев. И все ни по-своему милы, чудесны на вид, благодаря им наша огромная планета зеленеет с весны до самой осени. Но милее и стройнее березы вряд и найдется деревце. Ведь недаром ее называют стройной как девица, и она – символ нашей страны-России. Русская береза.   Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза. Вроде бы ничего особенного - ни ярких цветов,   ни особенных размеров, но, тем не менее, это    дерево по-особенному родное и теплое. Береза часто растет на   очень   бедных   песчаных   почвах,   поэтому бывают березняки очень чистые - без подлеска и с невысокой травой. Куда ни глянь в таких лесах - кругом   теплый   бело-голубой   свет. В ненастную погоду кажется, что березовые стволы сами   излучают свет. Береза - самое красивое дерево в лесу. В нашей стране она встречается везде, но особенно ее много на Байкале, в Сибири, на Алтае и Кавказе. Может вырасти в высоту 25 метров. Хорошо переносит жару, растет до 150 лет и больше.

Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность.  Белая береза всегда была связана с весенним церковным праздником – Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. На праздник украшали березовыми ветками дома и церкви.

Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Картина природы очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется прочитать строки:

  Но поляне, на пригорке

  Под окном, среди полей

  Белокрылые берёзки – символ

  Родины моей.

  Ты так мила мне

  До любой росинки,

  В твоих просторах

  Дремлет тишина,

  Берёзовая, русская Россия

  Ромашковая, добрая страна.

Многие художники изображали березу в своих картинах.

Дети рассматривают картины художников, рассказывают об изображаемом.

Воспитатель: Русский народ жил всегда по приметам природы, говорилось много и о березе. Ребята. Вспомним поговорки о березе.

Дети рассказывают поговорки и пословицы о березе:

  • Из березы течет много сока к дождливому лету.
  • Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед мокрое.
  • Когда береза станет распускаться, сей овес.
  • Бела береста да деготь черен.
  • Для врага и береза угроза.
  •  Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь.
  •  Береза ума дает (о розгах).
  •  Иней на берёзах – к морозу.
  • Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
  • Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
  • Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
  •    Лопаются сережки у березки – время сеять хлеб.
  • Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое,

Воспитатель:  В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается»

 Берёзонька одинаково хороша  в любое время года: в зелёной накидке весны, в          лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом  уборе зимы.

Дети рассматривают иллюстрации березы в разное время года и картину И.Куинжди «Березовая роща».

Динамическая пауза «Березы на ветру».

Воспитатель: Нашу красавицу березу восхваляли в своих стихах многие поэты и писатели. Давайте вспомним стихи о березе.

Дети рассказывают стихотворения разных поэтов о березе.

Воспитатель: А чем отличается береза от других деревьев?

Дети: Белой корой.

Воспитатель: Как называется эта кора?

Дети: Береста.

Воспитатель: Правильно.    Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.

Рассматривание бересты.

Воспитатель:  

В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.

Воспитатель: Где любит расти берёза?

 Дети:   На солнце, она не боится жары и лютых морозов, очень устойчива к переменам погоды)

Воспитатель: Берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности   люди отметили многие полезные свойства  этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?

Дети:

  • Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.
  • Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
  • Берёзовыми листьями на пасху люди в старину красили яйца.

Воспитатель:

Весной, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей  весны давала бодрость и силу, сок  пьют для укрепления здоровья.

Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.

Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров, гнали дёготь – ценное снадобье и лекарство.

Из берёзовой коры, или  бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды. И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем самым не губить до смерти. Брали у неё сок, как молоко у белой коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.

В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.

Дети водят хоровод вокруг березы (макет). Хороводная игра «Кака бела в степи береза» (в книге «Солнышко сияет, играть нас приглашает» стр.84.)

В конце занятия воспитатель угощает детей березовым соком, в это время звучит песня И.Матусовского «Березовый сок».

Использованные источники:

Стихи Н.Коровиной, О.Шестинского,  А Залогиной, А Пркофьева,С Есенина,

 песня И.Матусовского «Березовый сок»,

книги Осип Алексеева «Чувашский лес», И.В.Махалова, Е.И.Николаева «Солнышко сияет, играть нас приглашает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «БЕЛАЯ БЕРЁЗА».

Программное содержание:Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боков...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «БЕЛАЯ БЕРЁЗА».

Программное содержание:Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боков...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект ОД детей старшей группы на тему: «Белый, синий, красный»

Цель: Фоpмирoвать у детей элементаpные представления об истоpии происхождения Российского флага.  Познакомить со значением  флага в современной жизни. Воспитывать чувство патриотизма и уважи...

Конспект ОД детей старшей группы на тему: «Белый, синий, красный»

Цель: Фоpмирoвать у детей элементаpные представления об истоpии происхождения Российского флага.  Познакомить со значением  флага в современной жизни. Воспитывать чувство патриотизма и уважи...

Методическая разработка. Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему: «Люблю березку русскую»

Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему: «Люблю березку русскую». 1.Цель: развитие экологического мышления и воспитанности детей; закреплять умение вырезать округлые формы, соз...

Конспект занятия по аппликации в обрывной технике в старшей группе на тему: "Осенние березки»"

Цель:Вызвать у детей интерес к изображению осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны (аппл...