Сюжетно-ролевая игра как одна из активных форм воспитания любви к родному краю.
консультация по окружающему миру по теме
Цель моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию - формировать чувство любви к родному городу и краю в процессе сюжетно-ролевых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как одна из активных форм воспитания любви к родному краю.
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств: любовь к своему городу, к родной природе, причастность к событиям и знаменательным датам, уважение к людям, которые живут и трудятся в родном городе.
Основополагающим в формировании у ребёнка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своём городе, ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учреждениями города, на которых работают люди.
А что способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Игра. По словам В.А.Сухомлинского «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».
Я использую сюжетно- ролевую игру как одну из активных форм работы по воспитанию любви к родному городу и северному краю.
Цель моей работы по нравственно-патриотическому воспитанию - формировать чувство любви к родному городу и краю в процессе сюжетно-ролевых игр.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
- Обогащать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (занятия людей, общественная жизнь города, природное окружение);
- Познакомить с многообразием профессий горожан;
- Развивать элементарные географические представления;
- Воспитывать интерес к истории и героическому прошлому своего народа;
- Воспитывать у детей чувство гордости, интерес к месту, где живет ребенок, эмоционально-ценностное отношение к своей малой родине.
Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Поэтому работу по воспитанию любви к своей малой родине я начинаю с младшего дошкольного возраста.
Детям младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада: познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. Новые знания дети закрепили в играх: «Детский сад», «Мы песенку поём», «Кто нам стирает?»
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе. Наблюдая за трудом взрослых на прогулках, и ухаживая за посадками в огороде, я знакомлю с растительным миром северного края («Путешествие на цветочную поляну», «В гости к северным ягодам», «Мы - огородники»). А для закрепления знаний о животном мире я использую следующие игры: «Кого мы встретим, путешествуя на Север».
Более детально познакомиться с окружающей действительностью, родными местами, профессиями горожан позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я - парикмахер», « Наша больница», «Овощной магазин», «Ателье» и т.п.
Дети очень любят игры – путешествия, которые часто соединяются со строительными играми и побуждают их отправиться в дальнее плавание «Подводники» или (постройка самолёта) в полёт «Лётчики».
В старшей и подготовительной группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой, дети знакомятся с общественными и историческими событиями родного города при максимальном использовании краеведческого материала. Например, играя в сюжетно-ролевые игры «Саамы живут на севере», «Оленеводы в тундре» мы закрепляем представления о жизни, труде, быте и устоях саамов, в играх «Мы - военные моряки», «Боевая служба» дети закрепляют представления о сложном труде военных моряков, о героическом прошлом города рассказывает игра «По памятным местам», «Славные защитники».
Успех проведения таких игр зависит от умения педагога. Для качественного руководства я составила перспективный план, обусловливающий развитие характерных игр в определённой возрастной группе.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о той местности, где они живут, о родном городе, профессиях горожан, особенностей природного окружения. Причем некоторые темы повторяются и с возрастом представления обогащаются и совершенствуются.
Планирование включает предварительную работу (наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии на предприятия города, по памятным и историческим местам, в природу, подбор художественной литературы по теме, рассматривание картин, иллюстраций; тематику лепки, аппликации, рисования; игрушки и атрибуты для развития игры). Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.
Результаты работы:
Расширился кругозор, познавательные интересы дошкольников;
Углубились знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, профессиях горожан, природе северного края;
Сформировалось целостное представление о городе как столице Северного флота, городе военных моряков; чувство гордости, сопричастности к знаменательным событиям в жизни города.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, на всю жизнь сохранят любовь к Северу, к городу, в котором родились и выросли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на основе изучения родословной (шежере) как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения
Статья о нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ...
«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....
Доклад по теме: «Формы и методы работы по воспитанию любви к родному краю».
Воспитание любви к родному краю в дошкольном возрасте...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...