Откуда хлеб пришел
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД в подготовительной группе, знакомим детей, как выращивают хлеб сейчас и в старину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_khleb_prishel.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
составлен воспитателем
Шмелевой Т. М.
ТЕМА: Откуда хлеб пришел
НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, ознакомление с художественной литературой.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в старину
Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека
Развивать связную речь, актуализировать словарь детей по теме «Хлеб», упражнять в подборе признаков
Пополнять литературный багаж детей
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, чтение литературных произведений по теме, рассматривание иллюстраций.
МАТЕРИАЛ: Иллюстрации, колоски, камушки, кофемолка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
(Молочная каша, булка, чай)
А вчера?
(Омлет, булка с маслом, кофе)
А что было на обед?
(Борщ, вермишель с котлетой, компот , хлеб)
Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (хлеб)
Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.
И мы с вами сегодня поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко – так ласково, уважительно говорят о хлебе. Он – самый главный на каждом столе.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.) Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Вы говорили, что на завтрак вам дают батон, в обед – черный хлеб, а какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?
(булки, пирожки, пирожные и тортики)
А откуда хлеб к нам приходит, не на дереве же он вырос, может есть пирожковое дерево, пряничный куст. Конечно, я пошутила. Я вижу у вас иллюстрации, как выращивают хлеб. Давайте посмотрим, правильно ли расположены.
(дети располагают иллюстрации по порядку, отвечают на вопросы )
Кто управляет трактором? Что прикреплено к трактору? Зачем вспахивают?
Что прикреплено к этому трактору? Да сеялка высевает зерна, для посева выбирают самые лучшие зерна .На следующей картинке – комбайн, но чтобы начать жатву, приходится еще потрудиться…Что необходимо для роста растений? (свет и тепло) Летом тепло, а если нет дождика, приходится поливать, бороться с сорняками, с вредителями… (картинка с самолетом)
Кто управляет комбайном? Что делает комбайн? (скашивает и обмолачивает) Зерна сыплются в машину. А что происходит дальше? Везут на элеватор, мелют в муку, а потом выпекают хлеб. Кто выпекает хлеб? (пекарь, хлебопек).
Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен.
А как же выращивали хлеб в старину, ведь тогда машин, тракторов не было. На столе – иллюстрации, как выращивали хлеб в старину.Попробуем подобрать картинки к нашему ряду. Первое –пахота.
У кого на столе соответствующая картинка? Что изображено на ней?
трактор тянет металлический плуг, а в старину лошадь тащила за собой деревянный плуг,
Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?
Зерно сеют сеялками, а раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно.
В какое время года начинается жатва?(Осенью)
какая техника помогает людям сейчас? (на полях работают комбайны)
В старину использовали серп, зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн
Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза) раздаю детям колоски.
Давайте рассмотрим колоски, которые выросли на поле.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелости полно.
У нас комбайна или цепов нет, поэтому попробуем достать зернышки из колоска.
(дети рашелушивают колоски)
Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, Давайте попробуем превратить зерна в муку. У вас на столе есть камушки, дощечка. Положите зернышко на дощечку, попробуйте растереть ее камушком (показываю) Так появились первые жернова, первая мука .Это очень сложно, люди придумали жернова, ветряные и водяные мельницы, они помогали растирать зерна. Сейчас на помощь пришло электричество. Вот маленькая мельница – кофемолка. Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.
Похожая мельница, но только очень большая – на мукомольном заводе.
Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.
Ребята, как вы думаете, в наше время стало легче выращивать хлеб?
( Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека).
А скажите, почему хлеб бывает белый и черный
Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.
Колос ржи – (ржаной колос).
Мука из зерен пшеницы – (пшеничная мука).
Мука из зерен ржи – (ржаная мука).
Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с ячменем –ячменное
Поле с овсом – овсяное
Поле с кукурузой - кукурузное
Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедный семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен скорее всего из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)
Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб – будет и песня», «Хлеб – наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша – мать наша, а хлеб – отец-кормилец».) –
Хочешь есть калачи -не сиди на печи.
– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.
– Хлеб на столах-счастье в домах.
– Хлеб,соль,вода-живая еда.
– Хлеб всему голова
К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори»
Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб – наше богатство, поэтому я…». (Дети поочередно предлагают свои варианты окончания предложения.)
Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».
I. Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб» II....
Презентация " Откуда хлеб пришел?"
Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Проект "Откуда хлеб пришел"
Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".
Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....