НОД "Куклы из волшебного сундучка"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Андронова Ольга Адольфовна

НОД по ознакомлению детей с народной куклой - мотанкой. Привлечение детей к истокам наролной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

«Куклы из волшебного сундучка»

Андронова Ольга Адольфовна,

воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Белоснежка»,

п. Пурпе-1

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Направление, образовательная область: интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Форма проведения: мастерская народной куклы.

Цель: вызвать интерес к народной игрушке, активизировать творческую продуктивную деятельность детей посредством организации сотворчества взрослого и детей.

Задачи:

- приобщение детей к истокам народной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование интереса к культуре и традициям своих предков;

- ознакомление с видами народных кукол, знакомство детей с техникой, способами и этапами изготовления традиционной народной куклы «колокольчик»;

- продолжить работать с технологической картой деятельности;

               - развитие мелкой моторики средствами творческой продуктивной  деятельности по изготовлению куклы;

               - расширение кругозора, развитие активного словаря детей, ознакомление с новыми словами, «мастерица», «мастерить», «безликая», «подручные»;

               - формирование духовного здоровья через создание ситуации успеха, способствующей снятию тревожности, повышению самооценки;

Материалы и оборудование: мини - музей «Народные куклы» (виды народных кукол); материал для изготовления кукол (ткань 20х20, вата, лоскуты для платков), «волшебный» сундучок, технологические пооперационные карты изготовления народной куклы; диск с записями народных песен (для народной игры).

Предполагаемый образовательный результат у дошкольников:

  • развитие практических умений изготовления народной куклы в соответствии с народными традициями;
  • развитие умения работать с технологической картой, действовать в соответствии с алгоритмом;
  •  проявление навыков общения и сотрудничества в совместной деятельности;
  • использование в активном словаре новых слов;

Непосредственно-образовательная деятельность

( интеграция деятельностей: творческая продуктивная, общение, познавательно-речевая)

Этап, продолжительность

Подробное описание активных методов и приемов обучения

Описание действий участников образовательного процесса

1 этап - подготовительный

5мин.

Коммуникативная деятельность

«Приветствие друг  друга»

Цель: создать

 положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

Сюрпризный момент «Волшебный сундучок»

Цель: сформировать познавательный интерес к предстоящей деятельности.

Беседа «Вот они какие!»

Цель: познакомить с народной куклой, ее особенностями, вызвать интерес к элементам народной культуры.

Тихо звучит русская народная музыка.

Детей встречает девица Мастерица:

«Здравствуйте девочки красавицы! Добро пожаловать в мою мастерскую. Встанем рядком, да поговорим  ладком».

Читает стихи:

Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей,
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою

так как же называют людей, которые мастерят? (мастерицы) Повторим вместе «мастерицы».

Хочу вам предложить сегодня интересную работу и побыть мастерицами. Хотите? (сели)

Тогда смотрите!

У Мастерицы волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ волшебный дворец…

Открывается палата. Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- А какие там сокровища (предположения детей).

- Да здесь куклы! Возьмите, рассмотрите их. Какие они? (высказывания детей). Вы бы хотели научиться их делать? Они похожи на современных кукол?  А если вы найдете отличия, то из этих частей – осколков мы сможем собрать картинку куклы, которую мы и будем мастерить. Помочь вам в этом может эта таблица (перечисляю критерии: форма, размер, материал, кто производит) (ответы детей)

Молодцы ребята! А теперь попробуем выложить из осколков картину (цифровая подсказка на задней стороне осколков).

Вот она эта кукла. А называется она Колокольчик. Ну а сейчас я вам не только расскажу, но и покажу другие народные куклы.  Приглашаю вас в царство сказочное, царство кукольное:

2 этап – ознакомительный. 5 минут

Познавательная деятельность

Посещение мини-музея народной куклы

 «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях, кукла сидит, во все стороны глядит. С давних времен тряпичная кукла была любимицей русского народа. Названия кукол очень просты.

1. Первая из кукол – самая важная для младенца.  Называется она пеленашка, как будто малыш в пеленочке или в одеяльце.

3. Зайчик на пальчик – дружок для ребенка. Когда  родители уходили на работу и ребенок оставался один, она была другом ребенка. Ее ребенок одевал на пальчик и разговаривал с ней.

4. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы.. такая кукла была лечебной, так как в нее вплетали лечебные травы.

5. Веснянка – игровая кукла. Делали ее весной и дарили детям на Пасху.

6.Куклак – бойцовая кукла, она делалась для мальчиков

Понравился вам рассказ, про этих чудесных кукол.

Разминка. 2 минуты

Двигательная разминка

«Раз, и два, и три, и пять –  пора нам с вами поиграть»

Мы мотали, мы мотали.

Нашу куклу удивляли.

Вот так кукла – посмотри! Ручка, ножка – раз, два, три.

Кукла села – кукла встала.

Но нисколько не устала.

Ну, что, мастерицы, готовы к работе?

3 этап – практический.

Творческая продуктивная деятельность 15 минут

Работа в мастерской по изготовлению кукол.

Цель: познакомить с технологией изготовления куклы Колокольчик, вызвать интерес к продуктивной деятельности.

(Пословица) «Всему можно научиться – важно не лениться».

 Давайте теперь вспомним, какую куклу мы с вами будем делать (обращается к мольберту) Кукла «Колокольчик» - это куколка добрых вестей. С ней можно играть. Она будет помогать вам, если что – то не ладится. Почему ее так назвали? (предположения детей). Да, наверно потому, что она похожа на колокольчик

Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. Садитесь поудобнее. Показ воспитателя, с опорой на технологическую пооперационную карту изготовления кукол (карты должны быть у всех детей).

Предлагаю вам пройти  к рабочему столу и выбрать материал, необходимый вам для работы. Возьмите с собой технологическую карту, она поможет вам выбрать нужный материал.

Дети самостоятельно отбирают нужный материал и изготавливают кукол. Воспитатель помогает, используя поговорки «Поспешишь– людей насмешишь», «Торопливый одно дело дважды делает».

Какие замечательные куклы у нас получились. ладненькие да складненькие!

Прием обыгрывания кукол – музыкальная игра «Наша то Маша»

Делу время, а потехе час. Поиграем мы сейчас!

Народная игра «Как у наших у ворот»(имя) плясать пошла, куколку свою взяла.

Ну-ка… выходи, свою куклу покажи.

Ой люли выходи.

Как у … красы. Куклы очень хороши

Хватит… стоять, выходи скорей плясать и т.д.

Хорошие подружки у вас появились. Вы возьмете их себе, назовете их ласковыми красивыми именами. А в подарок я дарю вам вот такую книжку. Глядя в нее вы сможете сделать и другие куклы и научить своих друзей и родителей.

Ну а нам пора прощаться. Мне с вами было очень интересно. До скорой встречи друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»

Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...

Необычные волшебные приключения.(Волшебный сундучок.) Сценарий осеннего праздника для старшей группы

Необычные волшебные приключения (Волшебный сундучок) Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы...