Зима
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме
Наблюдения за явлениями неживой природы, растительным миром, животным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМА
Наблюдения за явлениями неживой природы
Снег. «Вот и пришла к нам зима»,— говорит воспитатель. С первых же дней у детей появляется стремление к деятельности: расчистить снег, сделать горку.
Придя на участок, воспитатель обращает внимание детей на следы, предлагая узнать, чьи они, куда ведут. Следы приводят к сараю, и малыши догадываются, что это дядя Коля — дворник — шел в сарай за лопатой. Вот следы от его ботинок, а вот след от лопаты.
С этого времени дети никогда не начинают убирать свежевыпавший снег, пока не рассмотрят, есть ли следы на дорожках и чьи они. А когда воспитатель в шутку до прихода детей прошел по дорожке с куклой, долго думали: чьи же это такие маленькие следы рядом с большими? Догадались только тогда, когда взяли на прогулку куклу и заметили, что у нее влажные сапожки.
Обойдите с детьми места, где вы обычно гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Зимой наблюдения за погодой лучше проводить не сразу по выходе на прогулку, а после того, как дети поиграют со снегом и поработают. Тогда они лучше определят, какой сегодня снег, какая погода.
По-прежнему ведутся наблюдения за солнцем. Дети отмечают, что зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче.
Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг. «Смотрите, дети, как красиво падает снег! — говорит воспитатель.— Это снегопад. Зимой мы будем с вами часто наблюдать за снегопадом». Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
После снегопада посмотрите, какие большие сугробы намело вокруг. Загадайте загадку: «Я, как песчинка, мал, а землю покрываю». Это снежинки. При ветре они кружатся в воздухе.
Рассмотрите их на рукаве пальто через лупу, спросите, на что они похожи. Дети скажут, что снежинки похожи на звездочки, на цветки, на иголочки, сложенные вместе. Сделайте вывод, что снежинки бывают разной формы.
На одной из прогулок предложите детям с одной руки снять варежку, а на другой — оставить и поймать снежинки. Посмотрите, где они растают скорее. Пусть дети подумают почему.
Снег — прекрасный строительный материал. После снегопада начинается активное строительство. Дети с помощью воспитателя лепят из снега машину, горку, пароход, снежные комнаты, которые превращаются то в больницу, то в театр, то в магазин.
Мороз. Однажды дети увидят, что все стекла разрисованы красивыми, причудливыми узорами, сквозь которые просвечивает солнце. Кажется, что окно вспыхивает розовыми огоньками. Объясните, что это мороз заморозил стекла, значит, на улице холодно. Но на прогулке все равно интересно.
Знакомьте детей со свойством воды превращаться в лед. Раздайте цветные льдинки. Их можно гонять палочкой по ледяной дорожке, бегать, держа на короткой лопатке, скатывать с невысокой горки. Цветными льдинками украшают участок, раскладывая их на снежной клумбе или на крыше кукольного домика.
А как интересно увидеть в снегу грибы! Для этого окрашенную воду замораживают в маленьких тазиках, а потом цветные шляпки кладут на ножки сделанные из снега.
Знакомьте детей со свойствами льда. Малыши узнают, что лед прозрачный. В начале зимы рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки — лед твердый. Посетите с детьми каток, и они убедятся в этом: катается много людей, а лед не проваливается. Лед скользкий — коньки скользят по льду.
Оттепель. Во время оттепели любимое занятие детворы — лепка снеговиков. В такую погоду можно поиграть и в снежки, подправить свои постройки из снега.
Поговорите с детьми о погоде. Они скажут, что сегодня тепло. «Оттепель,— уточняет воспитатель.— А что можно сказать про снег, какой он?» «Снег липкий — из него можно лепить»,— отвечают дети. Прочитайте народную потешку:
Снег пушистый лег на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Во время оттепели обращайте внимание детей на сосульки. Это растаявший снег под действием солнца превратился в воду, а затем замерз, образовав лед. Пусть дети потрогают сосульки рукой и сделают вывод, что они прозрачные, твердые, холодные.
Покажите детям деревья, когда после оттепели ударит мороз. На ветках образуется тонкий слой льда. Ветки качаются от ветра, задевают друг друга — и слышен тихий мелодичный звон.
Вьюги и метели. В феврале дуют сильные ветры. Снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окна. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Скажите, что на дворе метет метель. На прогулке покажите сугробы, которые намело около заборов, а в других местах снега нет и даже видна земля. Спросите, почему так получилось. (Это ветер дул в сторону забора.)
Постепенно день увеличивается, но по-прежнему холодно. Иногда идет снег. Прочитайте детям стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог.
Скажет: кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?
Труд взрослых. Ближе к весне на улицах начинается веселое оживление. Дворники очищают тротуары от снега, посыпают дорожки песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, покажите работу снегоуборочной машины. Как быстро и ловко сгребает она снег! Объясните детям, что снег увозят на поля. Весной он растает, и для растений будет больше влаги.
Наблюдения за растительным миром
Прогулки в парк. Предложите детям пойти в парк и посмотреть, что там изменилось. (В парке тихо, все покрыто снегом, стало светлее и чище. Деревья запорошены снегом.)
Спросите, кто из них сможет узнать деревья по стволу и веткам. Ребята прежде всего узнают ель. Она как была, так и стоит зеленая. На ее ветках висят красивые длинные шишки. Дети найдут и березу по ее белому стволу, тонким веточкам, свисающим вниз. Непривычно видеть липу с оголенным темным, почти черным стволом. Возле нее, на снегу, рассыпаны плоды — орешки, которые дети любили собирать осенью. Они будут опадать всю зиму.
Если увидите на дереве поломанную ветку, осторожно срежьте ее и принесите в детский сад. Поставьте в теплую воду и понаблюдайте, как она оживает: на ней появляются листья. Сделайте вывод: деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые — и играть около них нельзя, можно поломать ветки, очень хрупкие зимой.
Наблюдения за животным миром
Птицы. Гуляя по парку, дети наблюдают за воробьями, которые молча сидят на ветках деревьев. На участке детского сада они тоже часто видят воробьев, прилетающих за кормом. Но те всегда шустрые, веселые, дерутся из-за крошек.
«Почему-то воробьи нахохлились и не прыгают»,— замечают дети. Воспитатель объясняет, что им холодно, так они греются. «Прилетайте к нам на участок! — приглашают дети воробьев.— Мы всех птиц кормим. Поклюете крошек, и вам будет тепло».
Утром ребята идут к кормушке, расчищают метелкой пушистый снег и насыпают разнообразное угощение: тут и зерно, и ягоды, и крошки белого сухого хлеба, и косточки из супа. Дети сыплют каждый вид корма отдельно и никогда не забывают добавлять песок.
Малыши хорошо знают повадки воробьев. Воспитатель предлагает последить за воробьями, посмотреть, где они живут. Дети узнают, что воробьи прячутся под крышей дома и в скворечниках.
Предложите помочь воробьям пережить холодную зиму. Принесите для них лоскутки, вату, перья и положите на кормушку или на забор. Дети увидят, как воробьи унесут все к себе. Скажите, что теперь им будет тепло.
На участок прилетают и другие птицы. Воспитатель рассказывает понемногу о каждой, загадывает загадки, предлагает наблюдать за повадками.
Вот прилетела большая белая птица с черным хвостом и крыльями.
Это сорока. Дети внимательно смотрят, как она выбрала суповую косточку и долбит ее крепким клювом. Обратите внимание, как красива сорока на снегу. Прочитайте народную потешку:
Стрекотунья белобока
Возле горницы моей,
Скачет пестрая сорока
И зовет ко мне гостей.
Дети узнают на кормушке ворону: она вся серая, а голова и крылья черные; клюет все без разбора, но больше всего любит сало и остатки мяса.
Далеко слышна звенящая песня синицы. Она всегда в движении, своим острым клювом и зимой ухитряется доставать насекомых из-под коры деревьев. Крупные зерна синица зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части.
Красивы разноцветные щеглы. Лоб у щегла красный, крылья черные с желтыми полосками, грудка белая с коричневыми пятнами. Щеглы всегда при летают стайкой. Их привлекает репейник. Очень быстро они вытаскивают из него семена, а пустую темную кожуру бросают на снег.
В серединезимы кормушку посещают снегири. Они тоже прилетают стайками, долго сидят на одном месте, поедая ягоды, и тихо пересвистываются.
По оперению снегири разные: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие окрашены скромно — в серый цвет. Снегири любят ягоды, из которых выклевывают косточки, а все остальное бросают. Хохлатые свиристели поедают ягоды без остатка. По оставшемуся корму дети узнают, кто прилетал сегодня на кормушку.
Пройдет веселый новогодний праздник — и на участок вынесут елку, на которой старшие дети развесят подарки для птиц: красные ягоды — для свиристелей и снегирей, репейник — для нарядных щеглов, метелки овса и других злаков — для воробьев и овсянок, палочки, облитые растопленным салом, и кусочки колбасы — для синиц.
Это очень увлекательное зрелище: на зеленых ветвях — птицы самой различной окраски. А как приятно детям сознавать, что они помогают пернатым!
Птицам нужны еще и витамины. Предложите детям посеять в ящиках овес и салат для подкормки. ЗИМА
Наблюдения за явлениями неживой природы в средней группе.
Снег. С первых дней у детей появляется стремление к деятельности: расчистить снег, сделать горку. На участке обратить внимание детей на следы, предложить узнать, чьи они и куда ведут.
Обойдите с детьми места, где вы обычно гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит снег на солнце. Зимой наблюдения за погодой лучше проводить не сразу по выходе на прогулку, а после того, как дети поиграют со снегом и поработают. Тогда они лучше определят, какой сегодня снег, какая погода.
Вести наблюдение за солнцем. Отметить, что зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче.
Когда идет снег, понаблюдайте, как меняется все вокруг. Как падает снег. Наблюдать за снегопадом.
После снегопада посмотрите, какие большие сугробы намело вокруг. Посмотрите как кружатся снежинки в воздухе. Рассмотрите их на рукаве пальто через лупу, спросите, на что они похожи. Вывод: снежинки бывают разной формы.
На одной из прогулок предложите детям с одной руки снять варежку, а на другой – оставить и поймать снежинки. Предложите посмотреть где они быстрей растают. Пусть дети подумают почему.
Снег – прекрасный строительный материал. После снегопада начинается активное строительство. Предложите детям вылепить из снега машину, горку, пароход, снежные комнаты, которые превращаются то в больницу, то в театр, то в магазин.
Мороз.
Обратить внимание на узоры на стекле. Объясните, что это мороз заморозил стекла, значит на улице холодно.
Знакомьте детей со свойствами воды превращаться в лед. Знакомьте со свойствами льда.- прозрачный. В начале зимы рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Если бросить льдинки – он расколется. Вывод: лед твердый, скользкий.
Оттепель.
Во время оттепели любимое занятие детей – лепка снеговиков. В такую погоду можно поиграть и в снежки, подправить свои постройки из снега. В оттепель снег липкий- из него можно лепить. Во время оттепели обращайте внимание детей на сосульки. Это растаявший снег под действием солнца превращается в воду, а затем замерзает, образуя лед. Пусть дети потрогают сосульки рукой и сделают вывод, что они прозрачные, твердые, холодные. Покажите детям деревья, когда после оттепели ударил мороз. На ветках образуется тонкий слой льда. Ветки качаются от ветра, задевая друг друга – можно услышать мелодичный звон.
^ Вьюги и метели.
В феврале дуют сильные ветры. Снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окна. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Скажите, что на дворе метет метель. На прогулке покажите сугробы, которые намело около заборов, а в других местах снега нет и даже видна земля. Спросите, почему так получилось (это ветер дул в сторону забора).
Постепенно увеличивается день, но по-прежнему холодно. Иногда идет снег.
Труд взрослых.
Ближе к весне на улицах начинается веселое оживление. Дворники очищают тротуары от снега, посыпают дорожки песком, чтобы людям было удобно ходить. На экскурсии понаблюдайте за снегоуборочной машиной. Как быстро и ловко сгребает она снег.
Подвижные игры
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Основы кукловождения
Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол
Декабрь. Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске). |
|
2. Основы кукольного театра
Декабрь. Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. |
|
3. Основы актерского мастерства
Декабрь — февраль. Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание. Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой.
4. Основные принципы драматизации
Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест)
декабрь — февраль. Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности. |
5. Самостоятельная театральная деятельность
Декабрь — февраль. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол |
7.Проведение праздников
Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Декабрь — февраль. Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками
8. Проведение досугов и развлечений
Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных старшими детьми и взрослыми, и желание участвовать в них.
Декабрь — февраль. Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....