Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию «Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Данный конспект НОД интегрированного типа по актуальному вопросу гендерного воспитания. Содержит в себе методы и приёмы ТРИЗ. Развивает у детеймышление, воображение, умение классифицировать и моделировать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию
«Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»
Разработала: воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 106 «Изюминка» Потичко И. Ю.
Цель: развивать у детей понимание отличий между мальчиками и девочками, осознание своей половой принадлежности; закрепить знание характерных занятий и качеств между полами, одежду, сходство и отличие; развивать логическое мышление, умение классифицировать, аналитико-синтетические способности, понимание символической аналогии. Активизировать словарь прилагательными. Развивать познавательный интерес, любознательность.
Демонстрационный материал: игрушка – инопланетянин, рисунки с символами – «страна мальчиков», «страна девочек», морфтаблица, наборное полотно, карточки – символы с изображениями мальчика, девочки, мальчика и девочки вместе, одежды, игрушек, спорт, профессии, имена; картинки Волшебников Объединения и Деления.
Раздаточный материал: карты в виде альбомных листов для создания «моделей» (описание в конспекте)
Ход НОД.
Воспитатель: У нас сегодня необычный гость, но он появится, если вы отгадаете загадку:
Не мальчишка, не девчонка,
Он в ракете прилетел.
Нет волос, лишь две антенны.
Дружить с вами захотел.
Кто это?
Дети отвечают, что это инопланетянин.
Воспитатель достаёт игрушку – инопланетянина.
Воспитатель: «А зачем он к нам прилетел, вы поймёте, если вспомните первую строчку загадки. (Ответы детей)
Да, ребята, ему интересно, кто такие мальчишки и девчонки, чем они отличаются, а чем похожи.
Унтик, так зовут инопланетянина с планеты Унти-Фунти, нарисовал нам, как он представляет мальчишек и девчонок, но я вам признаюсь, там много ошибок»
Воспитатель достаёт два рисунка с символами. Мальчики зачёркивают, что неправильно в «стране девочек», девочки – в «стране мальчиков». Затем дети объясняют, что исправили и почему.
Воспитатель: «Ребята, я думаю, всё равно Унтику не всё понятно про мальчиков и девочек. Давайте предложим ему поиграть».
Детям предлагается игра «Как поступают мальчики, а как девочки». Ребята выбирают карточки с символами, характеризующими мальчиков и девочек: мальчики помогают девочкам одеться, защищают их, девочки любят ухаживать за малышами, хозяйничать по дому и т.п.
Мальчики выбирают карточки, рассказывающие о девочках, девочки – о мальчиках. Карточки помещаются на планшет, на котором отмечены символами по две полоски. Дети ставят карточки на нужную полоску, объясняют значение карточки с символом.
Воспитатель проводит по ходу игры работу по словообразованию: если девочки любят помогать по хозяйству, то они какие? Хозяйственные, хозяйки. Если мальчики защищают девочек, то как их можно назвать? Защитники. И т.д.
Воспитатель: «Ребята, получается, что у вас всё разное, одни отличия. Вы с этим согласны? Конечно, нет. Давайте объясним и Унтику, чем вы похожи».
Детям предлагается игра «Чем похожи, чем отличаются мальчишки и девчонки». В основе игры вариант «морфтаблицы (ТРИЗ). По горизонтали следующие графы: мальчики (символ), девочки (символ), мальчики и девочки (символ). Графы по вертикали: одежда, игрушки, профессии, виды спорта, имена. Все клетки таблицы пронумерованы. Ребёнок наугад берёт каротчку с цифрой, называет её, находит место в морфтаблице и определяет, что он должен назвать. За каждый ответ получает фишку. Другие дети дополняют и тоже получают фишки. В конце игры определяется ребёнок, у которого больше всех фишек, он получает от Унтика медаль «Молодец».
Воспитатель: «Ребята, а музыку мальчишки и девчонки любят разную?»
Дети отвечают, что мальчики любят маршевую – они будущие солдаты,
девочки любят нежную, романтичную.
Воспитатель: «Дети, Унтик предлагает вам отдохнуть и потанцевать под его музыку – космическую»
Дети танцуют под музыку, имитируя движения инопланетян.
Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашего танца, он словно у себя на планете побывал. Он хочет ещё одному из вас вручить медаль и благодарность, поэтому объявляется конкурс эрудитов!
-А кто такие эрудиты? Да, это те, кто много знает и хочет узнать ещё больше.
Давайте наденем «умную шляпу», она поможет нам всё вспомнить.
(Проводится упражнение на саморегуляцию «Умная шляпа» - дети надевают воображаемую шляпу)
Вопросы «Конкурса эрудитов».
-Кто носит шляпу-цилиндр – мужчины или женщины?(Мужчины)
-В какой стране носят шляпу-цилиндр? (В Англии)
-В какой стране мужчины носят юбки? (В Шотландии)
-На каком материке национальная одежда и мужчин, и женщин – юбки из перьев? (В Африке)
-Как называется одежда женщин в Индии? (Сари)
-Как называется одежда мужчин и женщин в Японии? (Кимоно)
-Как называется национальный головной убор мордовской девочки?(Тухья)
-Что носили на шее чувашские девочки, чтобы защитить себя от беды? (Монисто)
-Как называется национальная одежда русской женщины? (Сарафан)
-Как называется национальный головной убор русской девочки? (Кокошник)
В конце конкурса подсчитываются баллы, эрудит получает медаль ль Унтика, дети аплодируют ему.
По ходу конкурса воспитатель, задав вопрос, показывает детям подсказку – символ.
Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашей эрудированности. И, конечно, он захотел увезти на память о Земле и о нас какой-нибудь предмет одежды. Но проблема в том, что он, как вы помните, не мальчишка, не девчонка. Что же делать?»
Дети отвечают, что надо объединить одежду мальчиков и девочек.
Воспитатель: «Кто нам может помочь в этом, что за волшебники?»
Дети отвечают, что Волшебники Деления и Объединения.
Воспитатель показывает картинки Волшебников Деления и Объединения (методика ТРИЗ), а дети говорят, как они «творят свои волшебства».
Дети садятся за столы. Перед каждым лежит альбомный лист, разделённый на три графы: 1) вверху изображён символ Волшебника деления, на графе лежит вырезанное из цветного картона платье, которое надо разделить; 2) вверху символ Волшебника Деления, на графе - рубашка для мальчика, её тоже надо разделить; 3) вверху символ Волшебника Объединения, графа пустая.
Воспитатель объясняет, что сначала к нам пришёл Волшебник Деления, он предлагает нам разделить платье и рубашку. Дети простым карандашом делят предметы одежды на 3-4 части произвольно, разрезают ножницами по линиям деления. Затем к детям «приходит» Волшебник Объединения и предлагает объединить некоторые части от рубашки и платья в новую модель – для Унтика. Дети произвольно, в соответствии со своей фантазией, объединяют детали одежды и наклеивают на графу с символом Волшебника Объединения. Воспитатель хвалит детей, отмечает лучшие модели, дети выбирают ребёнка, достойного значка «Художник – модельер». Модели дарят Унтику.
Воспитатель: «Ребята, Унтик говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему разобраться, кто такие мальчики и девочки. А он будет рассказывать на своей планете, какие вы дружные, умные, как умеете фантазировать. И на память всем вам значки о Унтика»
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе интегрированного типа по гендерному воспитанию
«Унтик с планеты Унти-Фунти в гостях у мальчишек и девчонок»
Разработала: воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 106 «Изюминка» Потичко И. Ю.
Цель: развивать у детей понимание отличий между мальчиками и девочками, осознание своей половой принадлежности; закрепить знание характерных занятий и качеств между полами, одежду, сходство и отличие; развивать логическое мышление, умение классифицировать, аналитико-синтетические способности, понимание символической аналогии. Активизировать словарь прилагательными. Развивать познавательный интерес, любознательность.
Демонстрационный материал: игрушка – инопланетянин, рисунки с символами – «страна мальчиков», «страна девочек», морфтаблица, наборное полотно, карточки – символы с изображениями мальчика, девочки, мальчика и девочки вместе, одежды, игрушек, спорт, профессии, имена; картинки Волшебников Объединения и Деления.
Раздаточный материал: карты в виде альбомных листов для создания «моделей» (описание в конспекте)
Ход НОД.
Воспитатель: У нас сегодня необычный гость, но он появится, если вы отгадаете загадку:
Не мальчишка, не девчонка,
Он в ракете прилетел.
Нет волос, лишь две антенны.
Дружить с вами захотел.
Кто это?
Дети отвечают, что это инопланетянин.
Воспитатель достаёт игрушку – инопланетянина.
Воспитатель: «А зачем он к нам прилетел, вы поймёте, если вспомните первую строчку загадки. (Ответы детей)
Да, ребята, ему интересно, кто такие мальчишки и девчонки, чем они отличаются, а чем похожи.
Унтик, так зовут инопланетянина с планеты Унти-Фунти, нарисовал нам, как он представляет мальчишек и девчонок, но я вам признаюсь, там много ошибок»
Воспитатель достаёт два рисунка с символами. Мальчики зачёркивают, что неправильно в «стране девочек», девочки – в «стране мальчиков». Затем дети объясняют, что исправили и почему.
Воспитатель: «Ребята, я думаю, всё равно Унтику не всё понятно про мальчиков и девочек. Давайте предложим ему поиграть».
Детям предлагается игра «Как поступают мальчики, а как девочки». Ребята выбирают карточки с символами, характеризующими мальчиков и девочек: мальчики помогают девочкам одеться, защищают их, девочки любят ухаживать за малышами, хозяйничать по дому и т.п.
Мальчики выбирают карточки, рассказывающие о девочках, девочки – о мальчиках. Карточки помещаются на планшет, на котором отмечены символами по две полоски. Дети ставят карточки на нужную полоску, объясняют значение карточки с символом.
Воспитатель проводит по ходу игры работу по словообразованию: если девочки любят помогать по хозяйству, то они какие? Хозяйственные, хозяйки. Если мальчики защищают девочек, то как их можно назвать? Защитники. И т.д.
Воспитатель: «Ребята, получается, что у вас всё разное, одни отличия. Вы с этим согласны? Конечно, нет. Давайте объясним и Унтику, чем вы похожи».
Детям предлагается игра «Чем похожи, чем отличаются мальчишки и девчонки». В основе игры вариант «морфтаблицы (ТРИЗ). По горизонтали следующие графы: мальчики (символ), девочки (символ), мальчики и девочки (символ). Графы по вертикали: одежда, игрушки, профессии, виды спорта, имена. Все клетки таблицы пронумерованы. Ребёнок наугад берёт каротчку с цифрой, называет её, находит место в морфтаблице и определяет, что он должен назвать. За каждый ответ получает фишку. Другие дети дополняют и тоже получают фишки. В конце игры определяется ребёнок, у которого больше всех фишек, он получает от Унтика медаль «Молодец».
Воспитатель: «Ребята, а музыку мальчишки и девчонки любят разную?»
Дети отвечают, что мальчики любят маршевую – они будущие солдаты,
девочки любят нежную, романтичную.
Воспитатель: «Дети, Унтик предлагает вам отдохнуть и потанцевать под его музыку – космическую»
Дети танцуют под музыку, имитируя движения инопланетян.
Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашего танца, он словно у себя на планете побывал. Он хочет ещё одному из вас вручить медаль и благодарность, поэтому объявляется конкурс эрудитов!
-А кто такие эрудиты? Да, это те, кто много знает и хочет узнать ещё больше.
Давайте наденем «умную шляпу», она поможет нам всё вспомнить.
(Проводится упражнение на саморегуляцию «Умная шляпа» - дети надевают воображаемую шляпу)
Вопросы «Конкурса эрудитов».
-Кто носит шляпу-цилиндр – мужчины или женщины?(Мужчины)
-В какой стране носят шляпу-цилиндр? (В Англии)
-В какой стране мужчины носят юбки? (В Шотландии)
-На каком материке национальная одежда и мужчин, и женщин – юбки из перьев? (В Африке)
-Как называется одежда женщин в Индии? (Сари)
-Как называется одежда мужчин и женщин в Японии? (Кимоно)
-Как называется национальный головной убор мордовской девочки?(Тухья)
-Что носили на шее чувашские девочки, чтобы защитить себя от беды? (Монисто)
-Как называется национальная одежда русской женщины? (Сарафан)
-Как называется национальный головной убор русской девочки? (Кокошник)
В конце конкурса подсчитываются баллы, эрудит получает медаль ль Унтика, дети аплодируют ему.
По ходу конкурса воспитатель, задав вопрос, показывает детям подсказку – символ.
Воспитатель: «Ребята, Унтик в восторге от вашей эрудированности. И, конечно, он захотел увезти на память о Земле и о нас какой-нибудь предмет одежды. Но проблема в том, что он, как вы помните, не мальчишка, не девчонка. Что же делать?»
Дети отвечают, что надо объединить одежду мальчиков и девочек.
Воспитатель: «Кто нам может помочь в этом, что за волшебники?»
Дети отвечают, что Волшебники Деления и Объединения.
Воспитатель показывает картинки Волшебников Деления и Объединения (методика ТРИЗ), а дети говорят, как они «творят свои волшебства».
Дети садятся за столы. Перед каждым лежит альбомный лист, разделённый на три графы: 1) вверху изображён символ Волшебника деления, на графе лежит вырезанное из цветного картона платье, которое надо разделить; 2) вверху символ Волшебника Деления, на графе - рубашка для мальчика, её тоже надо разделить; 3) вверху символ Волшебника Объединения, графа пустая.
Воспитатель объясняет, что сначала к нам пришёл Волшебник Деления, он предлагает нам разделить платье и рубашку. Дети простым карандашом делят предметы одежды на 3-4 части произвольно, разрезают ножницами по линиям деления. Затем к детям «приходит» Волшебник Объединения и предлагает объединить некоторые части от рубашки и платья в новую модель – для Унтика. Дети произвольно, в соответствии со своей фантазией, объединяют детали одежды и наклеивают на графу с символом Волшебника Объединения. Воспитатель хвалит детей, отмечает лучшие модели, дети выбирают ребёнка, достойного значка «Художник – модельер». Модели дарят Унтику.
Воспитатель: «Ребята, Унтик говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему разобраться, кто такие мальчики и девочки. А он будет рассказывать на своей планете, какие вы дружные, умные, как умеете фантазировать. И на память всем вам значки о Унтика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру...
Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"
Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...
Новогодний сценарий для подготовительной группы «Новогодние приключения на планете Унти – Фунти».
Волшебное представление со сказочными героями и инопланетянкой Унти....
Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения»
Конспект занятия в старшей группе по типу квест-игры «Шахматные приключения" разработан по программе И.Г. Сухина "Шахматы - школе"...
Конспект НОД в старшей группе (интегрированное занятие) на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)
Раскрывются аспекты создания условий для закрепления представлений о добре, вежливости, способах их выражения у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по физической культуре старшая группа «Девочки и мальчики» (гендерное воспитание)
НОД по физической культуре в старшей группе...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и коррекции зрительного восприятия на тему: «Чебурашка в гостях у детей»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи и коррекции зрительного восприятия на тему: «Чебурашка в гостях у детей»...