Алгоритм составления экологического проекта в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру по теме

Семенова Ирина Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon algoritm_sostavleniya_ekologicheskogo_proekta_v_dou.zip20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей

Кировского района Санкт – Петербурга

Алгоритм составления экологического проекта в ДОУ

Разработала:

воспитатель ГБДОУ д/с №30

Семенова Ирина Юрьевна

Санкт – Петербург, 2014 год


Метод проектов актуален и очень эффективен в среде ДОУ. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Экологическое воспитание детей, с использованием метода проектов – это новое направление, сменившее традиционное представление по ознакомление детей с природой и другими направлениями.

«Услышать, увидеть, понять и сберечь» - эта фраза может стать девизом любого экологического проекта.

При разработке экологического проекта особое внимание следует уделять отбору и планированию конкретных задач воспитания отношения к природе – эстетического, познавательного и гуманного.

Работа в рамках экологического проекта не исключает, а наоборот подчеркивает значение интеграции с другими областями и направлениями (развития речи, художественно-эстетического воспитания, освоение трудовой деятельности, музыкального и театрального воспитания и т.д.).

Целью любого экологического проекта будет поиск экологических знаний и трансформация их в «отношение», где «знания» будут являться обязательным компонентом процесса формирования начала экологической культуры, а «отношение» - конечным продуктом знаний.

Для успешной реализации экологического проекта необходимы следующие основные компоненты:

  1. Создание предметно-развивающей среды в группе и экологизация педпроцесса;
  • Организация уголка природы;
  • Насыщение зоны «Экспериментирования» мини-лабораторией и др.;
  • Подбор литературы экологического направления в книжном уголке.
  1. Осуществление работы по экологическому образованию детей:
  • Занятия на экологической тропе;
  • Тематический походы и экскурсии;
  • Организация экологических досугов, развлечений и праздников и др.
  1. Работа с родителями:
  • Проведение викторин;
  • Изготовление поделок;
  • Участие в экологических акциях и др.

Экологическая проектная деятельность, как и другая проектная деятельность, осуществляется в несколько последовательных этапов.

Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

1.        Что знаю?

2.        Чего хочу узнать?

3.        Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию самооценки ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободном пространстве, но и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  •         проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  •         даёт домашние задания родителям и детям;
  •         поощряет творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап – Презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

  • организует презентацию проекта (праздник,  занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (обобщает опыт работы).

Четвёртый этап – Рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно, по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности, от обучающей и организующей на первых этапах, к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

При реализации проекта необходимо помнить о возрастных особенностях детей дошкольного возраста.

При планировании проектной деятельности следует помнить о возрастных ограничениях и особенностях у детей дошкольного возраста.

Детей дошкольного возраста можно разделить на 3 группы:

  • Младший дошкольник (от 3 до 5 лет);
  • Средний дошкольний (от 5 до 6 лет);
  • Старший дошкольник (от 6 до 7 лет).

При работе над экологическим проектом с младшими дошкольниками, дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Задачи обучения в младшем дошкольном возрасте:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

При работе с детьми средней возрастной категорией, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь, наблюдается развитие самоконтроля и самооценки. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Дети способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

При работе с третьей возрастной группой педагогу необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Алгоритм составления монологов Практикум для педагогов ДОУ

Обучение педагогов  алгоритму составления  монологических высказываний....

Алгоритм составления аналитической справки

Данный алгоритм поможет старшим воспитателям и методистам в написании аналитической справки по итогам работы, или какой либо деятельности....

Алгоритм составления проектов детской деятельности

Методические рекомендации   Алгоритм составления проектов детской деятельности.     Старший воспитательМБДОУ №88 Полупан О.Н....

Алгоритм составления программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Новые изменения в системе ДО повлекло и принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которая определяет,  какой должна быть программа ДОУ, какие условия нуж...

Алгоритм составления программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта

Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ должно быть адаптировано к условиям ко...