План-конспект занятия (познание, старшая группа) по теме: «Огонь – друг, огонь - враг».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Огонь – друг, огонь - враг».

(старшая группа)

Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.

Воспитательные задачи: приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения, воспитывать осторожность при обращении с огнем.

Развивающие задачи: развивать чувство ответственности за свои поступки.

Образовательные задачи: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формировать осознание детьми важности безопасного обращения с огнём.

Основная образовательная область «Безопасность».

Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, социализация, музыка.

Методы и приёмы:

Методы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.

Приёмы: проблемные вопросы, опыты, художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, беседа, поощрение, пластический этюд.

Наглядные средства обучения: безопасный подсвечник, свеча, таз с водой, лист бумаги, султанчики, фонограмма: чередующиеся отрывки мелодии спокойного и тревожного характера.

Словарная работа:

Обогащение словаря: доступ воздуха

Активизация словаря: огонь – друг, огонь – враг.

Предварительная работа: изучение методического пособия Н.А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», подготовка оборудования, чтение детям С.Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница».

Структура:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент – свеча.

2. Сюрпризный момент

3.Проблемная ситуация.

II. Основная часть.

1. Д/и «Огонь – друг, огонь – враг».

2. Пластический этюд.

3. Стихотворение Е.Максимовой «Огонь».

4. Д/и «Назови сказку про огонь ».

5. Физминутка «Кошкин дом»

6. Опыты.

7. П/и «Огонь, вода, земля, ткань».

III. Итог.

Ход образовательной деятельности:

(Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель загадывает загадку):

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.

- Как вы думаете, о чём эта загадка? (об огне)

(Воспитатель зажигает свечу).

Вот и «Огонёк», что пришёл к нам в гости. Но раз он такой злой, можем мы с ним подружиться?

Как вы считаете, огонь – друг или огонь – враг?

- Давайте поиграем в игру «Огонь – друг, огонь – враг». Разделимся на две команды. Первая команда будет выбирать картинки, где изображено, как нам огонь помогает, а вторая – картинки, где изображено, как огонь может быть опасен (в конце игры каждая команда рассказывает, почему выбрали ту или иную картину)

Ребята, огонь стал помощником для людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становиться бешеным врагом, уничтожающим всё на своём пути. Вот, что однажды случилось с древними людьми (чтение стихотворения Е.Максимовой «Огонь»).

Послушайте, Нины, Марины, Мишутки,

Шутки с огнем – опасные шутки!

Возьмем, к примеру, пещерных людей.

У них было много пещерных детей.

Пещерные люди с охоты пришли.

И вкусного мяса с собой принесли.

Сели погреться они у костра,

И сразу вокруг собралась детвора.

Уставшие взрослые спать прилегли,

А дети тихонько к огню подошли.

Вот факел в руках у детёныша старшего,

Не видят ребята в игрушке – ужасного.

Пылающий факел несут они в лес,

Огонь затрещал и по веткам полез.

Пылают берёзки, пылают осинки!

Несчастные дети бегут по тропинке.

«Тушите, тушите, тушите быстрей! –

Кричат они взрослым. – Огонь у дверей!»

Но быстро огонь пожирает живое.

Взрослые вышли – от леса уголья.

Одно пепелище их взорам открылось

Вот, что из глупой игры получилось.

- Поиграем в игру «Назови сказку про огонь». Кто из вас может назвать сказку или другие произведения, где пожар возник из-за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница и читают вместе отрывок)

«Кошкин дом».

Тили-тили, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошки дом.

Ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов (Воспитатель поджигает свечу. Обращает внимание, что пламя свечи напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей в древние времена, в пещерах. Детям предлагается поднести руку к свече и почувствовать тепло пламени, но напоминает, что если слишком близко поднести руку к огню можно обжечься).

Опыт 1.

Показать детям, что есть невидимое пламя и оно также опасно. Поднести лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: нельзя близко подходить к огню – можно обжечься. Нельзя близко подносить предметы к огню – они могут воспламениться и стать причиной пожара.

Опыт 2.

(Показать детям возможности тушения пламени разными средствами: водой, песком, землёй, плотной тканью. Объяснить в каких случаях их можно использовать).

Оборудование и материалы: поднос и 4 свечи (плоские), вода, песок, земля, плотная ткань.

(Воспитатель ставит на поднос свечу и зажигает её).

- Ребята, представьте, что это пламя костра, вам нужно потушить его. Чем это легко сделать? (водой). Один из детей заливает пламя водой

(опрыскиватель для цветов). А если рядом нет воды, мы можем найти другие средства для тушения. Воспитатель по очереди зажигает свечи и предлагает затушить пламя песком, землей.

- Почему вода, песок, земля, гасит огонь?

- Казалось бы, очень простой вопрос, но на него не так-то легко ответить. Дело в том, что огонь горит на воздухе. Но стоит огню остаться без воздуха, он начинает «задыхаться». Вода, попадая на огонь, превращается в пар, пар оттесняет воздух и без него огонь тухнет. Песок и земля сбивают языки пламени и также перекрывают доступ воздуха к огню. Поэтому не важно, чем тушить огонь – сухим песком, землей или водой. Главное – перекрыть доступ воздуха. Можно погасить пламя и плотной тканью. Например: одеялом, так часто делают, если нужно погасить горящую одежду на человеке. (Воспитатель показывает данный способ тушения свечи.)

Вывод: Огню нужен воздух, без воздуха огонь тухнет.

- А сейчас пришло время играть (подвижная игра «Огонь, вода, земля, ткань»).

- Делимся на две команды. Одни будут изображать огонь, а другие тушить.

Дети встают стайкой, изображают огонь (прыгают, поднимают руки вверх, машут кистями рук). Вторая команда изображает, как тушит огонь лейкой – дети приседают, огонь затухает. Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда изображает, как посыпает огонь землёй (песком) из ведра. Огонь тухнет (дети приседают, замирают). Игра продолжается: первая команда изображает огонь, вторая команда накрывает одеялом. Игра продолжается: команды меняются местами.

- Ребята, можем мы теперь ответить огонь – друг или враг?

Правильно! Огонь – друг. Без него нельзя сварить обед, согреться. Огонь – враг. Если с ним обращаться неправильно, может случиться пожар.

Давайте вспомним правила обращения с огнем:

- Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься.

- Нельзя подносить предметы к огню, они могут загореться.

- Огонь можно потушить, если перекрыть ему доступ воздуха.

Молодцы! огонек рад, что вы с ним подружились. Он не будет вас обижать, ведь вы теперь знаете правила обращения с огнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

Проект для детей старшей группы на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня.Формир...

Конспект занятия для старшей группы на тему "Огонь - друг, огонь - враг"

Программное содержание:Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей группе На тему: «Огонь - друг, огонь - враг »

Цель. -Закрепить знания детей о пользе и вреде огня;-О правилах пожарной безопасности;-Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации, умения реально оценивать возможную опасность;-В...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Огонь -друг, огонь-враг"

Цель: формировать понятие о пользе и вреде огня; воспитывать у детей безопасное поведение, быть осторожными с огнем.Задачи:Образовательные: закреплять знания о пожарной безопасности, правила поведения...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Огонь друг, огонь враг».

Закрепления правил пожарной безопасности в старшей группе....