НОД ФЦКМ (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
«Лютень, Студень, Стужайло» с воспитанниками группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Матрешки»
Подготовил воспитатель:
Байжаксина З.Р.
г.Сургут
Цель: Продолжить знакомить детей с явлениями неживой природы, Развить у дошкольников внимание, мелкую моторику, воображение.
Задачи образовательной области «Познание» (ФЦКМ)
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;
- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы;
Задачи интеграции образовательных областей
Коммуникация.
- способствовать развитию любознательности
- пополнять и активизировать словарь
- развивать умение детей рассказывать, описывать картину.
Чтение художественной литературы.
- формировать интерес и потребность в чтении
Художественно-эстетическое творчество.
- закреплять навыки аккуратного наклеивания
- формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.
Музыка.
- формировать навыки культурного слушания музыки.
Здоровье.
- Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека.
Физическая культура.
- закреплять умение пролезать через предметы
- развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту.
Социализация.
- развивать у дошкольников интерес к различным видам игр
- формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Формирование элементарных математических представлений
- Развивать логическое мышление у детей.
Безопасность.
- знакомить детей с правилами поведения на улице в зимний период
- формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.
Виды деятельности.
Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, коммуникативная .
Формы организации совместной деятельности
Наблюдение, игры с правилами, подвижные игры с правилами, беседы, слушание, чтение.
Материалы к НОД
Сюжетные картины «Зимние месяцы», олимпийские талисманы (леопард, зайка, медведь), ватман, заранее приготовленные снежинки, спортивный инвентарь (дуга, «тропа здоровья», полукруги).
Предполагаемый результат.
Дети расширят представление о признаках зимы, ее особенностях. Логически будут рассуждать, покажут физическую подготовку, будут довольны коллективным творчеством.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Организационный момент: (Играет музыка, дети заходят в группу)
Ребята! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!
Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Я предлагаю сегодня нам совершить необычное путешествие
- Подскажите, какое сейчас у нас время года? (зима)
Правильно, сегодня мы отправимся с вами в зимний лес!
- Как нужно одеваться зимой? (тепло, шапки, варежки, перчатки, куртки, шарфы)
- Молодцы!
- Давайте представим, что мы одеваем с вами теплую одежду и отправимся в путешествие, для этого мы закроем глаза и произнесем волшебные слова.
«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,
Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!»
- Ребята! Мы с вами очутились в зимнем лесу, давайте посмотрим на красивые пейзажи. (обращаем внимание детей на картину с изображением зимнего леса)
- Что изображено на картине? (на картине изображена зима, зимний лес)
-Скажите, пожалуйста, сколько вы знаете зимних месяцев?
-Назовите их? (декабрь, январь, февраль)
-Правильно. Это Декабрь, Январь и Февраль.
-А вы знаете, что в давние времена, зимние месяца называли «Лютень», «Студень», «Стужайло»? (нет)
- Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей)
-Как вы понимаете слово «Лютень»? (ответы детей)
-Лютень – значит лютый, очень холодный. Это месяц декабрь.
- Посмотрите, какая холодная и снежная зима у нас на картинках.
- Варя расскажет нам стихотворение «В декабре, в декабре» (Варя рассказывает стихотворение)
- Ребята, а как вы думаете, что значит «Студень»? (ответы детей)
- Что это за месяц, расскажите, как вы его понимаете? (ответы детей)
-«Студень» - это значит студеный, морозный, холодный.
-Обратите внимание на наши картины, на них мы видим как холодно на улице.
- Вот какой бывает месяц «Январь»
- Ну что ребята, вы еще не замерзли от такой снежной, холодной,
морозной зимы? (да, нет)
- Я предлагаю вам сейчас всем встать в круг, взяться за руки. Почувствуйте тепло друг друга ладонями. А теперь подойдите ближе и прикоснитесь плечами. Вы чувствуете тепло? Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно в нашем дальнейшем путешествии.
Ребята, чтобы узнать, что же такое стужайло, вам нужно ответить на несколько вопросов.
- Ребята, какие игры начались у нас? (олимпийские)
- В каком городе проходит зимняя олимпиада? (Сочи)
- Какие символы олимпиады вы знаете? (леопард, зайка, медведь)
(Дети подходят в полосе препятствий, где находится фигуры талисманов олимпиады)
- Ребята, вот мы пришли в гости к талисманам зимней олимпиады. И для вас они приготовили полосу препятствий.
П/И «Полоса снежных препятствий»
(Дети строятся парами, пролезают под дугой, проходят по тропе здоровья, перепрыгивают через препятствие)
-Молодцы! Давайте попрощаемся с нашими талисманами и продолжим путь дальше.
- Ну что ж, ребята осталось нам с вами разобрать слово «Стужайло».
- Как вы думаете, что оно означает? («Стужайло» - это стужа, сильный ветер, холодно)
-Посмотрите, что вы видите на этой картине? (Все деревья стоят замершие в снегу, в инее)
- Какой сейчас месяц? (Февраль)
- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.
- Как вы думаете, что такое метель? (ветер со снегом).
- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.
- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.
Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Февраль очень злой месяц зимы. Этот месяц самый голодный
для всех лесных и домашних животных. Ведь они тоже не очень любят, когда дует сильный ветер
- Много снега в феврале? (в феврале много снега)
- А еды для зверей и птиц много? (мало)
- Как вы думаете, кому в это время нужна наша помощь и защита больше всего? (птицам)
Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)
Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга? (из снега, снежинок)
- Давайте сейчас мы как снежинки полетим к столу (дети под музыку подходят к столу с заранее приготовленными снежинками)
Что мы с вами вчера вырезали? (снежинки)
Скажите какой бывает снег? (холодный, белый, колючий, пушистый, мягкий, легкий)
Дыхательная гимнастика
Да, предлагаю нам взять снежинки и подуть на них. (Дети берут снежинки и дуют)
- Давайте из ваших снежинок сделаем одеяло. (Дети свои снежинки прикрепляют на лист ватмана)
- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло. Вот так, ребята, у нас выглядит метель.
Ребята, давайте будем возвращаться назад в детский сад, так как начинается метель.
-Закрываем глаза и говорим волшебные слова
«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,
Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!»
- Ну, вот мы и дома! Снимаем нашу теплую одежду.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось путешествие? (да)
Что вы сегодня нового узнали? (декабрь-лютень, январь- студень, февраль- стужайло)
Молодцы!
А как называется ветер со снегом? (метель, вьюга, пурга)
Вы сегодня молодцы! Узнали, как в старину называли зимние месяцы, поучаствовали в олимпиаде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прогулка по весеннему лесу" ФЦКМ средняя группа.
Презентация к занятию по ФЦКМ для 2 младшей или средней группы....
Конспект по ФЦКМ. Средняя группа
Интегрированное НОД с использованием ИКТ....
ФЦКМ средняя группа
Цель: дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми.Образовательные задачи:учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду и дома;активизир...
Презентация "Домашние животные" к занятию по ФЦКМ средняя группа
Презентация для детей дошкольного возраста по теме недели " Домашние животные"...
Дидактические игры по ФЦКМ средняя группа 4-5 лет.
Дидактические игры по ФЦКМ средняя группа 4-5 лет....
Технологическая карта образовательной деятельности по ФЦКМ средняя группа "Наряды для куклы Тани"
Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении....
НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»
НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»...