Открытое занятие в группе раннего возраста "Дом для щенка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Белозерова Людмила Витальевна

Позволяет воспитанникам проигрывать воображаемую ситуацию с последующим переносом игрового опыта в реальную действительность; формировать навыки положительных форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_tolerantnosti_avt.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Вид НОД – конструктивная  деятельность с плоскостным геометрическим материалом

Тип НОД - комплексное

Тема НОД -  «Дом для щенка»

Возраст детей- 3-4 года

Способ организации детей   – с подгруппой детей

Предварительная работа с детьми – знакомство с персонажами (собака, ёжик, мыши); постройка дома из плоскостного материала средних размеров; оказание внимания персонажам, попавшим в затруднительное положение (обыгрывание игровой ситуации); чтение художественной  специальной литературы, имеющее гуманистическую направленность.

Наглядный  дидактический материл -

а) демонстрационный дидактический материал – игрушка-собака, игрушка-кошка; макет ежа, вылепленный из пластилина; музыкальный диск; рисунок с изображением всех персонажей.

б) раздаточный материал -  карточки с изображением мышей (5 шт.);  «кирпичики» из плотного картона зелёного, красного, жёлтого цветов (по 5-8 шт.); квадраты – окошки для использования в д/игре «Спрячь мышку от кошки»; палочки деревянные.

Словарь новых слов – «друзья», «жильцы», «этаж», «до скорой встречи!», «доброта».

Задачи:

Образовательные задачи: обучить правильно в определённой последовательности, заданном направлении выкладывать «кирпичики»; проявлять настойчивость при строительстве домика для персонажа.

Развивающие задачи: развивать умение выделять сенсорные признаки в предметах; мелкую моторику рук, совершенствовать хватательные движения, ориентируясь на словесную инструкцию; представлять описанную ситуацию, учить моделировать её с помощью готовых плоскостных форм, закрепляя навыки накладывания.

Воспитательные задачи: воспитывать  у детей умение  сопереживать, сочувствовать и внимательно относиться к проблемам персонажа;  учить детей откликаться на эмоциональное состояние персонажа, проигрывать воображаемую ситуацию с последующим переносом игрового опыта в реальную действительность; формировать навыки положительных форм поведения.

Познавательные и речевые задачи: Развивать интонацию выразительной речи;  в сложившейся ситуации высказывать свои предположения; понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, воссоздавать геометрические предметы по горизонтальной плоскости.

Ход занятия

Вводная часть

На протяжении всего занятия звучит тихая музыка.

Воспитатель подводит детей к игрушке – собаке. Они рассматривают её, уточняя эмоциональное состояние персонажа. Показывая, собачку детям, воспитатель говорит:

Плачет  маленький щенок.

Кто его обидеть мог?

У него сломали дом,

Был он весел в доме том.

 

У щенка жилья не стало.

Осень во дворе настала.

Дождик капает  с утра.

Строить дом щенку пора.

Проявляя сочувствие, дети жалеют героя: гладят по шерстки, произносят словосочетание: «не плачь собачка».  Приняв игровую задачу, приступают к строительству домика для собачки. Дети приглашаются к столам, где находится материал для выполнения задания.

Основная часть

По словесному пояснению воспитателя, дети находят  соответствующие определенному цвету, геометрические фигуры (прямоугольники, выполненные из плотного картона красного цвета в количестве 5 - 8 шт.), ориентируясь на цвет, прикладывают их  один к другому, создавая, таким образом, первый этаж здания.  Воспитатель поясняет:

Здесь собака будет жить.

Дом высокий сторожить.        

Усложняя сюжет, воспитатель объясняет: «Щенку будет скучно жить в большом доме, ему нужно найти друзей».

Чтобы было веселей,

Мы щенку найдём друзей!

Строим мы ещё этаж,

Не скучал щенок, чтоб  наш.

Дети выкладывают в ряд зелёные «кирпичики» на красные, таким образом, появляется второй «этаж» постройки.

«Вот уже кто – то выглядывает из окошка, - замечает педагог,-  Но кто вы должны угадать, кто же тут спрятался от нас, прослушав загадку»: Озвучивает загадку (авторская).

Кто на этом этаже живёт?

На иголках завтрак свой несёт.

Вот в клубок свернулся, не найдёшь.

Фыркает колючий… (Ёж).

Возникает проблемно-игровая ситуация «ёжик потерял свои колючки». Дети принимают решение в необходимости оказать помочь ёжику, и начинают собирать разбросанные по полу палочки.

Физкультминутка (авторская) «Собери иголки для ежа»

Мы идёи, идём, идём.               Шагают, высоко поднимая ноги.

Иглы ёжику найдём.           Наклоняются, поднимают палочки,

Раз -  игла, два – игла.           Складывая их в корзинку.

Продолжается  игра.                          Ударяют ладонями по коленям.

Ёжик нас благодарит:               Кивают головой.

Нам «Спасибо!», - говорит.                Хлопают в ладоши.

 Дети возвращаются на исходное место и вставляют иголки - палочки в готовую модель ежа, выполненную из пластилина, накалывают  палочки разной величины, закрепляя значение слов «маленькая, большая».

Ежа размещают на одном из «кирпичиков» зелёного цвета.

«Щенок очень обрадовался, потому что ему теперь будет весело вместе с ёжиком, и весело завилял хвостом, а ёжик радостно фыркнул», - поясняет воспитатель, и просит детей произвести тихо и громко звукоподражание для тренировки дыхательной мускулатуры:  «гав-гав», «фыр-фыр».

Громко лает наш щенок

Он сильнее лаять мог…

Добрый пёс уже примолк.

Ёж не спрятался в клубок:

После чего выкладывается  третий этаж из жёлтых «кирпичиков». Воспитатель загадывает следующую загадку (авторская):

Что за шумное веселье?

Здесь у серых новоселье.

С длинным хвостиком зверята,

В домике пищат… (мышата).

Представляется для обозрения  карточки (5 шт.) с  изображением мышей. Они располагаются на жёлтых «кирпичиках». Детям предлагается поиграть в д./игру А.А.Катаева (стр.84) «Спрячь мышку от кошки», на умение подбирать соответствующий цвет с последующей проверкой результата.

Содержание игры. На столе расположены  разные по цвету карточки - окошки (красные, зелёные, желтые). По сигналу воспитателя:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мышек кот идёт искать.

Поиграем мы с тобой-

Поскорей окно закрой!

Взрослый показывает кошку, и имитирует звукоподражание  «мяу», по этому сигналу, дети должны закрыть окошки, где расположились мышки,  сначала только жёлтой карточкой (плоскостной квадрат), так как мышки пока расположились на жёлтых «кирпичиках». Справившись с этим заданием, воспитатель размещает мышек на «кирпичики» другого цвета, то есть  на всех «этажах» постройки.  Далее дети используют все предложенные  карточки и раскладывают  их соответственно цвету окошка, в котором находится мышка.

Заключительная часть

Педагог обращает внимание детей на постройку, вследствие чего,  определяется количество «этажей», цвет «кирпичиков». Затем  произносит следующий текст:

Для собаки дом построен.

Наш щенок вполне доволен.

Там просторно и светло -

Светит солнышко в окно…

Рядом с ним его друзья,

Ведь без них никак нельзя!

Помогать друг другу надо.

Хорошо, что кто- то рядом,

Как всегда без лишних слов,

В трудный час помочь готов!

Подводя итог, воспитатель утверждает: «Щенок будет жить в новом доме вместе со своими друзьями»,  и  приглашает детей в круг,  где проводится м./ игра  «Доброта» (авторская)

Цель: развить умение координировать движения с текстом стихотворения; формировать у детей толерантное отношение к окружающим.

Мы собрались в этот круг -                   Идут по кругу, останавливаются.

Рядом доброта вокруг.                          Имитируют хватательные

По крупинке соберём -                          движения пальцами рук, и

Доброту в ладонь  сожмём,                   прикладывают к ладони другой

И прижмём  к груди её -                         руки. Прижимают руки

В каждом пусть она живёт.                    к груди.

Можем снова повторить-                       Руки в стороны, обхватить

Тепло людям подарить:                         себя за плечи.

Вверх подбросить в небеса-                      Руки  ладонями вверх - вперёд,

Упадёт с небес роса,                                   медленно опустить.

И вернётся в мир добро-                            Прижать ладони обеих рук

Войдёт в каждого оно.                               к груди.

Друзья, за руки возьмёмся,                   Взяться за руки и улыбнуться.

И друг другу улыбнёмся.                                Обхватить друг друга за плечи,

Крепко держимся за плечи,                             проговорить слова.

Скажем всем: «До скорой встречи!»

Дети, выполняют движения, соответствующие тексту и произносят чувственно заключительные слова «До скорой встречи!»

Приняв роль фотографа, педагог просит детей, проявить выразительные, мимические средства  - изобразить улыбку на лице. Рассматривая «фото» (заранее выполненный рисунок или общее фото), дети распознают персонажи, различают их эмоциональное состояние.

Высокий уровень - дети легко без затруднений справляются с заданием: самостоятельно выражают доброжелательность. Принимают поставленные задачи и способны выполнить соотносящие действий.

Средний уровень - требуется некоторое количество проб  для решения наглядной задачи, вследствие чего,  дети понимают и усваивают материал.

Низкий уровень -  действия несовершенны, испытывают затруднения при выполнении поставленных задач. Не отвечают на поставленные вопросы.

Последующая работа  

Для закрепления материала по формированию у детей толерантности,  впоследствии   выполняется коллективная работа по выполнению подарков  для персонажей: бусы-сосиски для собаки; бусы - грибы для ежа; бантики для мышей.

Список использованной литературы:

     В конспекте использованы авторские стихи.

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Изд. 3-е переработанное. – 244с .- СПб.: «Детство – Пресс», 2006.
  2. А.А.Катаева Дидактические игры и упражнения: Кн. для учителя.-М.: Просвещение. 1990.-191с.:
  3. Л.М. Щипицына,  О.В.Защиринская Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство Пресс», 2003.-394 с.

Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность - это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов.

Толерантность есть проявление высшей способности человека или общества к пониманию драматизма нравственной жизни. Толерантность отличается стремлением понять побудительные мотивы поведения других людей, в том числе и совершающих моральные проступки и преступления

Это качество не тождественно равнодушию к злу и преступлениям, а, напротив, выражает готовность к деятельной помощи заблудшим и оступившимся людям. Толерантность часто сопряжена с религиозным или нравственным подвижничеством. В этом плане толерантность есть свидетельство благородства человека, его высокой нравственной культуры, гуманности и цивилизованности общества.

 

Конспект мероприятия с детьми 3-4 лет «Дом для щенка», посвящённый Международному Дню толерантности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Открытое занятие в группе раннего возраста "Веселая полянка"

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста в изо творчестве....

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка»

Цель: учить детей  фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушек, подбирать игрушки по цвету, формировать внимание детей на величину предмета (большой, маленький), обратить внима...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста «Путешествие в сказку»  Цель: развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок» Задачи:Образов...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста по теме «Ткань и бумага».

ЦЕЛЬ: познакомить детей со свойствами бумаги и ткани...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года) Тема: "Снежная шубка для ёлочки". (Интеграция образовательных областей:«речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «познавательное развитие»)

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста (2-3 года)Тема: "Снежная шубка для ёлочки" Задачи: - продолжать закреплять умение детей рисовать пальчиковым  методом,-...

Конспект открытого занятия в группе раннего возраста «Путешествие в сказку»

развитие речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок»...