Учебно-методическое пособие «Овощи и фрукты»
учебно-методическое пособие (окружающий мир) по теме

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_metod_posobie.odt27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие «Овощи и фрукты»

Учебно – методическое пособие «Овощи и фрукты»

Подготовила: Муллагильдина А. А.

Пояснительная записка

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

С помощью игр воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение в игре. Игры поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приёмов.

В своей группе я изготовила дидактическую игру «Овощи и фрукты». Эта игра может быть использована на непосредственно образовательной деятельности различного содержания. Игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

В первой младшей группе дидактические игры лучше всего вводить, используя знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладевают умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно дополнять похожие. Например: для развития на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другое.

При организации дидактических игр в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребёнка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль. Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребёнком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

После игр с овощами и фруктами можно угостить детей каким – нибудь из них, обратив внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало? » (Кисло, горько, сладко.) Угощение вызывает у детей ещё больший интерес к таким играм.

Цель:

- Формировать умение детей находить предметы по сходству, по названию.

- Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.

- Умение группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме) .

Задачи:

- Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

- Активизировать словарный запас у детей.

- Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова.

Дидактические игры для детей младшего и среднего возраста

«Найди что назову»

Цель: Развивать умение детей находить фрукт или овощ по названию. Обогащать словарь детей.

Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны найти и прикрепить его к панно.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Умение правильно называть предмет. Активизировать словарь детей.

Воспитатель опускает в мешочек овощи и фрукты. Затем предлагает одному из ребят, достать какой нибудь предмет и назвать его.

«Назови, что покажу»

Цель: Формировать умение детей называть правильно фрукт или овощ. Обогащать словарь детей.

Педагог прикрепляет к панно по одному из овощей или фруктов, а дети должны правильно назвать.

«Угадай, что съел»

Цель: Развивать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. Активизировать словарь детей.

Педагог угощает одного из детей кусочком фрукта, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи что съел». Найди такой же на панно. После тог как дети выполнят задание, педагог угощает овощами и фруктами всех детей.

Дидактические игры для детей старшего возраста

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: Формировать умение детей описывать предметы и находить их по описанию. Обогащать словарь детей.

Ребёнок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнавать и называть.

«Отгадай загадку»

Цель: Развивать у детей мышление, воображение, внимание, умение быстро отгадывать и отвечать. Активизировать словарь детей.

Воспитатель загадывает детям загадки, а дети должны отгадать и показать на панно фрукт или овощ.

Например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный бархатный (арбуз) .

Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец) .

На сучках висят шары, посинели от жары (слива) .

Сто одёжек и все без застёжек (капуста) .

«Угадай, что в руке»

Цель: Развивать умение детей узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов. Обогащать словарь детей.

Дети стоят, образуя круг. В руки, отведённые за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

«Что сажают в огороде? »

Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания). Развивать быстроту мышления, слуховое восприятие.

Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны отвечать словами «да» или «нет».

Например: - Что растёт на грядке?

- Морковь. Да!

- Огурцы. Да!

- Свекла. Да!

- Помидоры. Да!

- Сливы. Нет!

« 1, 2, много»

Цель: Формировать умение детей называть предмет в единственном числе и во множественном. Активизировать словарный запас у детей.

Педагог называет предмет, а ребёнок два и много этих предметов.

Например: 1 огурец – 2 огурца – много огурцов;

1 помидор – 2 помидора – много помидоров;

1 лук – 2 лука – много лука;

1 редиска – 2 редиски – много редисок;

1 морковь – 2 моркови – много моркови;

1 капуста – 2 капусты – много капусты;

1 свекла – 2 свеклы – много свеклы.

«Огород»

Цель: Развивать умение детей называть правильно овощ, который он посадил на грядку. Обогащать словарный запас у детей.

Воспитатель предлагает детям, посадить овощи на грядку, затем спрашивает каждого ребёнка, что он делает.

Например: Лена, что ты сажаешь? – Я сажаю огурцы.

Вова, что ты посадил? – Я посадил морковь.

Ира, что ты посадишь? – Я посажу свеклу.

Света, что ты посадила? – Я посадила капусту.

Сергей, что ты сажаешь? – Я сажаю картошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие"Овощи и фрукты"

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

Дидактическое пособие "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Автором представлено электронное дидактическое пособие для младших дошкольников по формированию целостной картины мира....

Дидактическое пособие "Овощи и фрукты"

дидактическое пособие "Овощи и фрукты"...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Мастер класс по изготовлению дидактического пособия «овощи и фрукты» на камнях.

В файле пошагово описано изготовление многофункционального дидактического пособия из камний для детей дошкольного возраста....