"Мой край родной - заповедные места Ленинградской области.Нижне-Свирский заповедник"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сигунова Оксана Федоровна

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник .

 

Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды животных, птиц, растений произрастают и живут в Ленинградской области.Нижне–Свирский государственный природный заповедник создан в 1980 году и находится в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Расположен в живописном безлюдном месте, на правом берегу полноводной реки Свирь. Площадь заповедника составляет 42390 га.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapovednik.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       детский сад № 40 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

Мой край родной — заповедные места Ленинградской области

Нижне-Свирский   заповедник

(подготовительная группа)

Образовательные области: 

  познание, коммуникация

                                   

                                                        Воспитатель: Сигунова О.Ф.

                                                                                                           

                                                       Санкт-Петербург, 2014г.

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник .

Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды животных, птиц, растений произрастают и живут в Ленинградской области.

Задачи:

Познание:

  • обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;
  • познакомить с охраняемыми видами животных;
  • знать животных из «Красной книги Ленинградской области». Учить детей рассказывать о них, отмечая характерные особенности животных.
  • сформировать у детей убеждение, что красота и творения природы бесценны, а потому их необходимо бережно охранять.

Коммуникация:

  • формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;
  • закреплять в речи детей слова: заповедник, Красная книга, живая природа, редчайшие.

Методы:

  • словесный: беседа, рассказ воспитателя, объяснение;
  • наглядный: наблюдение;
  • игровой.

Оборудование: книги о заповеднике, эмблема заповедника,макеты деревьев,кустарников,травы, лишайников, грибы, набор карточек с изображением леса, луга, водоема, картинки с животными,ребус,слайдовая презентация.

Ход занятия.

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

- На этой территории животные живут,

  Они здесь не боятся, что люди их убьют.

  Пространство охраняется, и безопасно тут

  Скажите же, ребята, как те места зовут?

Ответы детей: Заповедники.

Воспитатель: Вы верно ответили. Молодцы! Ребята, мы сегодня отправимся в Нижне-Свирский заповедник. Представьте, что мы поедем на электричке. Начнем наше путешествие?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Приглашаю вас садиться поудобнее ( дети садятся на стульчики).

И пока мы едем, поговорим о природе.

  • Как можно помочь животным, птицам, растениям, рыбам?

Ответы детей: Не рвать цветы, не ломать деревья, делать скворечники и кормушки, не разорять гнезда, не убивать животных.

Воспитатель: Правильно, а ещё люди создают заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал. Как решается вопрос об охране животных?

Ответ детей: Люди создают заповедники.

Воспитатель: Что такое — заповедник?

Ответ детей: Заповедник — это большая территория, где охраняются законом животные, птицы и редкие растения.

Воспитатель: Молодцы! Отгадайте следующую загадку.

- Могут исчезнуть цветы и зверята,

  Люди в их гибели виноваты.

  Редкие виды не следует рвать,

  Животных и птиц ни к чему убивать.

  Чтобы погибло все, хватит и мига...

  Читайте, ребята,...

Ответ детей: Красную книгу.

Воспитатель: Что такое Красная книга? Почему она красного цвета?

Ответы детей: В Красную книгу вносят наиболее охраняемых животных и растения, которые могут исчезнуть. Красный цвет знак тревоги и опасности.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас — живая пауза.

Физкультминутка:

На перроне мы стояли,

Электричку ожидали. ( переминаться с ноги на ногу)

Заповедник далеко. (вытянуть руки вперед)

Солнце в небе высоко. ( на цыпочках потянуться с вытянутыми руками)

Тут колеса застучали, (топать ногами)

Мимо нас состав промчали.

Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу! Чу!

Я по рельсам быстро мчу! (ритмично двигаться на месте с согнутыми в локте руками)

Наконец-то поезд наш.

В руки взяли мы багаж, (поднять сумки и выпрямиться)

Поднялись в вагон.

Поехали.( встать друг за другом, положить руки на плечи вперед стоящему и идти друг за другом, изображая электричку).

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали к Нижне-Сиверскому заповеднику.

На эмблеме Нижне-Сиверского заповедника изображена птица. Отгадайте, кто это.

-Клюв орлиный, мощный, сильный,

 Остры когти на ногах,

 Белоснежный хвост красивый

 И широких крыльев мах.

 Этих птиц осталось мало.

 И ученые земли,

 В Красную книгу их занесли.

Ответ детей: Орлан-белохвост.

Воспитатель: Правильно ребята. Продолжаем нашу экскурсию по заповеднику.

Заповедник — это участок земли, на котором в силу особых причин сохранились первозданные природные условия, здесь обитают редкие растения,  животные и птицы. На территории Нижне-Сиверского заповедника запрещена хозяйственная деятельность (нельзя охотиться,ловить рыбу,заниматься сельским хозяйством), нельзя и просто так, без дела и без причины, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей.

  Заповедник строго охраняется законом, так как люди, своей неразумной деятельностью погубившие большую часть природы, наконец-то опомнились и решили сохранить в нетронутом виде хотя бы некоторые места на земле.

   В нашем заповеднике растет почти две тысячи видов растений. Среди них обычные породы сосны, ели, березы, осины, ольхи, ивы. Под деревьями и кустарниками растут такие разные растения, как лишайник, мох, черника, клюква, морошка, тростник и многие, многие другие.

Игра: «Этажи леса». Дети располагают растения на ковролине по «этажам»-уровням, на которых они растут.

 В заповеднике обитают тридцать три вида рыб, из них озерный лосось, ряпушка,рипус,судак — ценные рыбы заповедника, а сиг занесен в Красную книгу.

Пальчиковая игра: «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (ладони сложены вместе, дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение)

Рыбка хвостиком вильнула.

Рыбка быстро уплыла. ( снова «плывут»)

 Здесь живут сорок четыре вида млекопитающих: это- белка, бобр, ондатра, волк, лисица, енотовидная собака, бурый медведь, куница, норка, горностай, ласка, барсук, рысь, кабан, лось. В Красную книгу занесена — кольчатая нерпа.

Дидактическая игра: «Посели животное». Закрепить знание мест обитания животных. Показать и прикрепить картинку животного и место его обитания.

 Очень богат птичий мир заповедника, в том числе и внесенные в Красную книгу России: орлан-белохвост, скопа, черный аист, филин, неясыпь бородатая, серый журавль, выпь.

Ребус. Отгадай по первой букве.

          

                  

Воспитатель: Вот и пора нам возвращаться в детский сад и никогда не забывать о том, что природа наш общий дом, ее нужно беречь и охранять! Сегодня мы узнали много нового и поучительного. Спасибо, дети, наша экскурсия в Нижне-Свирский заповедник закончивается. И закончим мы ее такими добрыми стихами:

Дети читают стихотворение И. Мазнина.

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проекте «Заповедные места родного края» в рамках «Года экологии в России»

Презентация о воплощении проекта "Заповедные места России"...

Конспект НОД по экологии «Мой край родной – заповедные места Плесецкого района».

Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предусматривает интеграцию образовательных областей («Позн...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Мой край родной. Заповедные места Талдомского района»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Мой край родной. Заповедные места Талдомского района"....

Проект" Мой край родной: заповедные места".

*Проект; «Мой край родной: заповедные места и памятники природы”.*Цель: создание условий для формирования у детей представления обуникальной ценности заповедных территорий .*Задачи*Образов...

«Мой край родной — заповедные места Воронежской области»

В 2023 году исполняется 100 лет одному из самых старейших российских заповедников -Воронежскому государственному биосферному заповеднику им. В. М. Пескова Цель: воспитывать нравственно-патриотические ...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) «Мой край родной – заповедные места»

laquo;Мой край родной – заповедные места»  Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о заповедниках Приморского края, уникальных ...