Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме: «Зачем люди экспериментируют?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelsko.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательско-игровой проект в ДОУ по теме:
«Зачем люди экспериментируют?»
(эксперимент – как возможность познания окружающего мира)
«Пусть голова не рассуждает:
чем больше опыта, тем боль-
ше способна она рассуждать»
П.П.Блонский.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко-срочный (с 27.05.2013г. по 07.06. 2013г.).
Предмет исследования: вода, воздух, песок.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы с ОНР, воспитатель.
Разработчик проекта: Кожевникова С.В., воспитатель I квалификационной категории.
Актуальность проекта:
Эксперимент – это научно постановочный опыт наблюдение исследуемого объекта в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Цель: выяснить причину, зачем люди экспериментируют (на примере игр, опытов с объектами неживой природы: воздухом, водой, песком).
Задачи проекта:
Образовательные:
Развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной деятельности и практических опытов.
Расширять представления об основных физических явлениях (свойства воды, воздуха, песка).
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – активизировать в словаре существительные, прилагательные, глаголы.
Развивающие:
Способствовать развитию любознательности.
Развивать внимание детей.
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать культуру поведения.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
Формировать понимание важности воды, воздуха и песка для всех объектов на планете.
Воспитывать желание учиться, познавать новое, учиться работать сообща.
Обеспечение проекта: ёмкости с водой и песком, стеклянные баночки, клеёнка, акварельные краски, кисточки, трубочки, трубочка с шариком, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, воронка, пластмассовые кораблики,водяная помпа с ведром, песочная мельница с просевом, стол, совки, формочки, вёдра.
Предполагаемый результат:
Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового.
Расширение представлений детей о свойствах воды, воздуха, песка.
Повышение уровня развития речи, словарного запаса.
Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.
Удачное проведение экспериментов.
Этапы реализации проекта:
I Организационно-подготовительный:
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе («модель трёх вопросов»).
Фамилия имя ребёнка | Что знают? | Что хотят узнать? | Откуда узнают? |
Иванов Сергей | Это жидкость. Без неё всё живое погибло бы. Вода занимает много места на планете. Дождь, снег и лёд – это вода. | Что такое «круговорот воды в природе»? | Из энциклопедии, спрошу у взрослых. |
Селевёрстова Лена | Без воздуха невозможна жизнь на земле. Он прозрачен, не имеет запаха. Воздух нужно беречь и очищать. | Как можно поймать воздух? | Спрошу у воспитателя, посмотрю в книге. |
Курат Никита | Песок есть в пустыни. Он сыпучий, состоит из маленьких камушек. Он жёлтенький. Бывает сухой, бывает мокрый. | Как на песке можно сделать часы? | Посмотрим с папой в «Почемучке», в компьютере. |
II Основной этап (цикл практических дел):
III Заключительный этап:
Обсуждение «Что нового мы узнали?»
Иванов Сергей | Я узнал в энциклопедии о круговороте воды в природе. Это такое явление, когда вода с помощью солнца в виде пара поднимается в небо. Там образуются облака. Когда облако становится тяжёлым, из него на землю идет дождь. Вот и получается круговорот. |
Селивёрстова Лена | В группе мы проводили опыт с воздухом. Нам раздали полиэтиленовые пакеты и попросили их раскрыть, чтобы поймать воздух. Потом мы взмахнули пакетами и плотно зажали в руках верхнюю часть. Пакеты надулись, в них оказался воздух. Теперь я знаю, как ловить воздух руками. |
Курат Никита | Мы дома с папой нашли инструкцию, как сделать часы на песке. Когда пошли гулять, то взяли с собой компас. Нарисовали палочкой в песочнице круг. По компасу нашли север, юг, запад и восток. В круге нарисовали цифры, а в серединку вставили палочку. От палочки образовалась тень на песке. Она нам указала время. Пока гуляли, время поменялось. Так я узнал о часах на песке. |
Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе.
Положено начало к изготовлению альбомов с иллюстрациями: «Мир воды», «Мир воздуха», «Мир песка» (задание на лето).
Предложили родителям сводить детей в «Музей воды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной изобразительной деятельности детей старшей группы ДОУ в рамках темы недели «Уж небо осенью дышало…» Тема: «Зачем людям зонт?»
образовательная деятельность...
Проект (направление: экологическое воспитание) Тема. Зачем нужны деревья? Что происходит в жизни деревьев весной?
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте.Необходимо своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство со...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...
Конспект занятия по познавательному развитию тема "Зачем людям нужна одежда"
1. Образовательные задачи • Познакомить с основными видами одежды и обуви, с обобщающими понятиями одежда, обувь • Учить находить и называть предметы зимней одежды 2. Развивающие задачи • Продолжа...
Занятие в средней группе. Знакомство с окружающим миром Тема: Зачем людям нужна одежда
Цели:— рассказать, для чего людям нужна одежда;— различать мужскую и женскую одежду;— воспитывать бережное отношение к человеческому труду;— поощрять проявление активности и тв...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»
Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....