Исследовательская деятельность "Мыльное дело"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Показий Марина Сергеевна

Конспект организованной исследовательской деятельности на тему : "Мыльное дело".Основа деятельности - сравнивание двух предметов (жидкое и твёрдое мыло). Содержит цель, задачи, ход исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность.                                                        Средняя группа

                                              Мыльное дело.

Цель: Путём исследования сравнить характеристики жидкого и твёрдого кускового мыла.

Задачи:

  • Учить детей сравнивать два объекта , находить между ними разницу;
  • Учить высказывать свои предположения, активизировать речь детей;
  • Развивать умение изучать свойства предметов опытным путём;
  • Развивать умение делать выводы;
  • Воспитывать любознательность, познавательный интерес;
  • Воспитывать навыки сотрудничества;
  • Воспитывать чувство удовлетворения , радости от проделанных открытий.

Материал: жидкое мыло  , твёрдое кусковое мыло( целый кусок , несколько маленьких кусочков , натёртое на тёрке , обмылки).

Оборудование: Стеклянные баночки с крышками , бархатная бумага , баночки из под мыльных пузырей , блюдца с краской ,таз , ведро с водой , ковш ,полотенца ,2 платка ,кисточки для рисования ,миска пластиковая , мыльница , 2 пакета ,компьютер .

Ход исследования:

- Ребята на наш адрес сегодня пришла посылка. На коробке написана загадка , а отгадка находится внутри.

Чтоб  "грязнулею"  не быть,
Следует со мной, дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут - чистыми.

(Открываю посылку достаю мыло жидкое и твёрдое)(читаю надпись)

- От Незнайки. Странно, ничего не понимаю. (Раздаётся звонок по скайпу)

Незнайка: - Здравствуйте ребята! Вы получили мою посылку? В нашем цветочном городе все малыши перессорились . они всё время спорят какое мыло лучше – жидкое или твёрдое? Поэтому я вас очень прошу помочь нам разобраться в этом мыльном деле…

- Хорошо, Незнаечка мы постараемся тебе помочь, как только мы что- то выясним мы тебе позвоним.

-Да ребята, нужно выручать малышей , а то они так все перессорятся. Предлагаю приступить к расследованию мыльного дела. А чтобы побольше узнать о мыле, вы должны отправиться в тайную лабораторию к профессору Умняшке. Давайте разделимся на две команды: у кого на спинке стульчика розовый кружок тот будет в команде жидкого мыла , а у кого жёлтый тот в команде твёрдого кускового мыла. Отправлю - ка я вас к профессору Умняшке на ковре самолёте(дети садятся на ковёр).

- Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Лети – лети, ковёр-самолёт
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели! Нас к профессору неси!

(Пока дети говорят переодеваюсь в профессора и открываю ширму за которой спрятана лаборатория)

Профессор:- Ну наконец я вас дождался. Марина Сергеевна позвонила мне и рассказала про ваше мыльное дело. И я буду вам помогать проводить расследование. Но сначала рассмотрим эти два мыла – они чем нибудь отличаются?(одно жидкое а другое твёрдое)Чтобы в этом не осталось никаких сомнений , давайте его потрогаем.(Завязать глаза двум детям и дать потрогать мыло жидкое(в мисочке) и твёрдое( в мыльнице).

Сделать вывод – мыло легко отличить( делать выводы побуждать детей ,при затруднении помогать)

-Чем они ещё отличаются? Давайте понюхаем.(дети делают вывод ,что запах различный ,жидкое пахнет приятней)

-Ещё какие различия?(цвет ,кусочком и в бутылке и т.д.)

-А сейчас наши оба мыла будут соревноваться и за победу будут получать звёздочки.

1.Посмотрим от какого мыла получится пена быстрее и её будет больше (в 4 баночки с водой бросаются кусочки мыла   и в 4 капается по капельке жидкого мыла , закрыть крышками и взболтать )

Сделать вывод – у жидкого пены больше. Жидкое получает звёздочку.

2.Узнаем какое мыло чище отмывает руки( дети обмакивают пальчики в блюдечко с краской , затем моют: один человек –жидким мылом , второй – твёрдым).

Вывод – мыло отмывает краску одинаково. Звёздочку получает жидкое и твёрдое мыло.

3.А теперь попробуем мылом порисовать ,возможно ли это? ( на бархатной бумаге одна команда рисует обмылками твёрдого мыла ,другая команда рисует кисточками жидким мылом).

Сделать вывод что твёрдым мылом рисовать лучше. Твёрдое получает звёздочку.

-Вы любите пускать мыльные пузыри? А из чего их делают?

4.Давайте попробуем их сделать из мыла( в баночки из под мыльных пузырей предварительно налито немного воды, в 4 добавляем жидкое мыло , в 4 твёрдое натёртое на тёрке ; булькаем, перемешиваем ,пробуем надуть пузыри). Вывод- из жидкого пузыри получаются из твёрдого нет.

5.А сейчас давайте узнаем какое мыло удобней брать в путешествие( положить оба мыла в пакеты, у жидкого приоткрыть крышечку )

Физминутка «Путешествие»

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт, (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (шаг на месте)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись (наклоны вправо влево)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вышли на берег крутой,

Повертели головой,

Влево вправо посмотри, (повороты вправо-влево)

И домой быстрей беги. (бег на месте)

-Ой, что же произошло с жидким мылом во время нашего путешествия?(заглядываем в пакет – мыло вытекло!)

Вывод – в путешествие удобней брать твёрдое мыло. Получает звёздочку.

- А теперь ребята берите звёздочки и возвращайтесь к Марине Сергеевне , вместе с ней вы узнаете какое мыло победило. Садитесь на свой ковёр-самолёт  , закрывайте глаза и повторяйте за мной:  

 Лети – лети, ковёр-самолёт
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели! Нас к Марине Сергеевне неси!

(пока дети говорят переодеваюсь )

- Как я по вам соскучилась и мне не терпеться узнать какое мыло лучше. Давайте посчитаем сколько звёздочек заработало жидкое мыло (прикрепляю на доску 3 звёздочки) , а сколько заработало твёрдое мыло (прикрепляю тоже 3 звёздочки) Делаем вывод что звёздочек у того и другого мыла одинаково , значит и то и другое мыло отличное.

-Ну давайте скорее позвоним Незнайке(звоним на скайп).

-Незнайка ,мы разобрались с вашим мыльным делом , оказывается вы зря спорили и жидкое и твёрдое мыло  очень хорошее.

Незнайка:- Вот спасибо вам ребята! Пойду скорее обрадую всех малышей ! До свидания.

-Незнайку вы порадовали , а вот мне интересно ,что же вы делали с профессором в его тайной лаборатории? Вы узнали что то интересное про мыло? У меня в коробочке лежат сердечки , пускай каждый из вас возьмёт по сердечку и поставит сердечко туда где ему сегодня особенно было интересно.

-Профессор Умняшка  в знак вашей дружбы дарит вам мыльные пузыри.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Что делают рыбы зимой?"

В материале представлен познавательно-исследовательский проект "Что делают рыбы зимой?", выполненный воспитанником средней группы совместно с семьей....

Исследовательский проект " Как делают валенки"

Цель исследования – узнать, как и из чего  делают  валенки.Гипотеза – предположим, что валенки делает Дед Мороз, потому что он только в них и ходит....

Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"

Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Куда делся снег?»

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперименты в детском саду позволяют знакомить детей с конкретны...

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Куда делся снег?»

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста   «Куда делся снег?»Пояснительная запискаПотребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из...

Познавательно - исследовательская, Числа и цифры в пре-делах 20. Счет в пре-делах 20.

Познавательно - исследовательская, Числа и цифры в пре-делах 20. Счет в пре-делах 20....

Проект информационно-исследовательский «Что делать с мусором?»

В ходе реализации проекта «Что делать с мусором?» перед детьми было поставлено ряд проблем.Изучая проблему мусора, дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они ...