конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по теме
«Путешествие в осенний лес»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Систематизировать и закрепить знания детей о грибах, об их основных признаках. Уточнить какие грибы являются ядовитыми, а какие съедобные.
Развивать коммуникативные навыки детей, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространенные предложения.
Создать ситуацию радостного эмоционального настроения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Лес, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, мухомор, поганка, грибной, ножка, шляпка, грибница, грибник, искать, собирать, срывать, наклоняться, солить, варить, жарить, консервировать, вкусно, опасно.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Беседа с детьми о грибах по теме: «Как мы искали грибы».
- Сюжетно-ролевые игры:
«Семья» - «Прогулка в лес», «Семейный обед из грибных блюд», «Грибные заготовки на зиму».
- Дидактические игры:
«Отвечай быстро», «Кто больше назовет действий», Съедобное – несъедобное».
- Разучивание стихов.
- Чтение произведения В.Г. Сутеева «Под грибом», отгадывание загадок о грибах.
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ:
Музыкальный центр, телевизор, аудио кассета, презентация «съедобные и несъедобные грибы», разрезные карточки с грибами, костюм медведя, волшебный сундучок, кленовые листочки из цветной бумаги; декорации для оформления музыкального зала: деревья, пенек, грибы, белочка, лужайка.
ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Место проведения познавательной деятельности музыкально-спортивный зал
1. Организационный момент. Определение темы, целей мероприятия.
Дети под музыку выходят в зал, выстраиваются в игровой части зала.
- Ребята, посмотрите, к нам в зал пришли гости. Поздоровайтесь с гостями (Дети здороваются).
- Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей).
- Правильно, осень. У меня в руках таинственная корзиночка, ее прислала нам Осень. Давайте посмотрим что там. (Воспитатель достает листья, имитирует листопад).
- Это пригласительный билет в сказочный лес. Дети, давайте соберем листочки и составим красивый букет. Он будет стоять у нас в группе, и напоминать нам об осенней красоте природы.
- Ребята, мы сейчас отправимся на прогулку в «сказочный лес».
После положительного ответа воспитатель предлагает детям занять места в «электричке» и отправиться в путешествие. Дети полукругом садятся возле проектора.
- Садитесь поудобнее. Пока мы едем, мы вспомним, какие лесные дары нам приносит Осень. (Ответы детей).
2. Беседа с детьми о разновидностях грибов.
- Грибы выделяются в особое царство живой природы. Их на свете очень много и все они очень разные.
- Послушайте, ребята прочитают вам стихотворение о грибах:
Разбежались по полянке мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.
Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:
Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.
Я под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,
В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.
А веселые ребята – тонконогие опята –
Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»
Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес.
З.Александрова.
- Для того, чтобы легче было искать грибы, необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? (Ответы детей).
- Правильно! Шляпка, ножка и грибница.
Слайд № 1.
«Гриб боровик»
- Посмотрите, вот и первый гриб.
- Ребята, что это за гриб? (Ответы детей).
- Где растут боровики? (Ответы детей).
- Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).
- Какой формы у него ножка? (Ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Вот гриб – боровик,
Он к почету привык,
Как полковник важен он
Всяк ему отдаст поклон.
Слайд № 2.
«Гриб подосиновик»
- Ребята, а как вы думаете, какие грибы растут в сосновой роще? (Ответы детей).
- Правильно! Это грибы подосиновики.
- Где любят расти подосиновики? (Ответы детей).
- Любят подосиновики забираться в папоротники. А как выглядит подосиновик? (Ответы детей).
- Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).
- Какой формы у него ножка? (Ответы детей).
- Что готовят из подосиновиков? (Ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Как фонарик – светофор,
Что зажегся красным светом,
Украшает старый бор
Гриб и осенью и летом.
Слайд № 3.
«Гриб подберезовик»
- Ребята, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? (Ответы детей).
- Как выглядит подберезовик? (Ответы детей).
- Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).
- Какой формы у него ножка? (Ответы детей).
- Почему подберезовики называют сыновьями березы? (Ответы детей).
- Правильно! У деревьев с грибами - большая дружба.
Ребенок читает стихотворение:
Под высокой березой,
Где цветут ромашки,
Вырос подберезовик
В серенькой рубашке.
Слайд № 4.
«Грибы лисички»
- Ребята, посмотрите, что это за дружная семейка? (Ответы детей).
- Правильно! Это лисички. Эти грибы ранние.
- Ребята, как вы понимаете «ранние» грибы? (Ответы детей).
- Правильно! Собирают их грибники уже в июле, когда другие грибы еще не появляются.
- Как выглядит лисичка? (Ответы детей).
- Какого цвета этот гриб? (Ответы детей).
- Почему так называется? (Ответы детей).
- Где растет лисичка? (Ответы детей).
- Что готовят из грибов – лисичек? (Ответы детей).
Ребенок читает стихотворение:
Заплели лисички
Рыжие косички,
Разбежались стайкой
По лесной лужайке.
Нас с тобой грибы зовут:
«Посмотрите-ка, мы тут!»
- Ребята, скажите, все эти грибы, о которых мы с вами вспомнили, съедобные или не съедобные? (Ответы детей).
- Правильно! Это съедобные грибы.
Слайд № 5.
«Гриб мухомор»
- Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.
- Что это за гриб? (Ответы детей).
- Какого цвета у него шляпка? (Ответы детей).
- Как выглядит ножка? (Ответы детей).
- Как выдумаете, это съедобный или несъедобный гриб? (Ответы детей).
- Когда этот гриб состарится, его края красной шапочки загнуться в вверх, он превратиться в блюдечко на ножке. Пойдет дождь и в блюдечке соберется вода.
- Как вы думаете, ее можно пить? (Ответы детей).
- Почему? (Ответы детей).
- Правильно! Она будет ядовитой. Напьется жучок этой воды и погибнет.
- Ребята, а какие вы еще знаете ядовитые грибы? (Ответы детей).
- Как надо поступать, если в лесу вам попался незнакомый гриб? (Ответы детей).
- Правильно! Топтать и срывать нельзя. Многие животные питаются грибами и используют несъедобные грибы в качестве лекарства.
- Вот мы и приехали в лес.
- Физминутка «Боровик»:
Среди бора вырос гриб, Дети разводят руки в стороны.
Что зовется боровик.
Каждый день он подрастал Дети сели и потихоньку встают.
И теперь заметный стал.
Ах, какой же он нарядный Повороты, руки на поясе.
В шапке темно-шоколадной!
Ах, какой же он большой, Дети встают на носочки.
С ножкой крепкой и прямой!
Лес, хорош подарок твой! Дети делают одной рукой поклон.
Мы возьмем его домой. Хлопают в ладоши.
3. Закрепление представлений о грибах.
- Дети, посмотрите вокруг - как красиво! А вам нравится в лесу? (Ответы детей).
- Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей).
- Как много в осеннем лесу разных красок: желтых, зеленых, красных – разных!
- Ребята, где вы видите эти краски? (Ответы детей)
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Медвежонок:
- Кто это на моей полянке шумит?
Дети:
- Это мы пришли в гости. Мы знакомимся с жизнью леса.
Воспитатель:
- Ребята, это сказочный медвежонок, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Медвежонок:
- Я хочу вам рассказать, как мне живется осенью в лесу. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму и сушит грибочки.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите как много грибов на полянке. В лесу много грибов, но не все можно кушать.
- Ребята, расскажите медвежонку, какие грибы нельзя кушать? Почему? (Ответы детей).
- Какие можно? (Ответы детей).
- Гриб нельзя выдергивать из земли, его аккуратно нужно срезать.
- Ребята, почему нельзя грибочки выдергивать из земли? (Ответы детей).
- Правильно, если не будет грибов, животным нечем будет питаться.
- Ребята, расскажите медвежонку, как люди употребляют грибы в пищу? Что готовят из них? (Ответы детей).
- Медвежонок, ребята знают много о грибах.
- А теперь, давайте поиграем в игру вместе с медвежонком.
Дети садятся на стульчики.
5. Дидактическая игра «Собери грибок».
(Собрать грибок из разрезанных карточек. Повтор игры 2-3 раза)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
- Дидактическая игра «Найди потерявшееся слово».
- Ребята, медвежонок хотел прочитать вам стихотворение, но все родственные слова, слову «гриб» потерялись. Давайте поможем медвежонку их найти.
Воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают родственное слово, слову «гриб»:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.
Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал - грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница!
Стал заглядывать под елки, под березу и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и грибище!
Т. Кулакова.
7. Подведение итогов:
Воспитатель:
- Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Кто напомнит, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).
- О чем мы с вами вспомнили и рассказали медвежонку? (Ответы детей).
- А теперь нам пора проводить медвежонка, его, наверное, заждалась мама. Ведь осенью у всех зверят много дел, они готовятся к зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»
Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....
Конспект игрового занятия "Осень, осень золотая...".
Для старшей группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"
В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...