Сюжетно - ролевая игра "Ученые - исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Известно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка. Игра "Учёные - исследователи" развивает поиковую активность детей, даёт возможность самостоятельно обследовать объект, поставить проблему и решить её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenye.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида пос. Пробуждение»
Энгельсского района Саратовской области
Конспект сюжетно – ролевой игры «Учёные – исследователи» с детьми
логопедической группы (5-7лет)
Воспитатель: Кулаева И.А.
Г.Энгельс 2014 г.
Сюжетно – ролевая игра: «Ученые – исследователи».
Цель: Развитие поисковой активности
Задачи:
Развивать самостоятельную исследовательскую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос – проблему.
Уточнить представление детей об особенностях строения овощей: корень, стебель, лист, цветок, плод.
Совершенствовать связную речь, использовать мнемотехнику при составлении описательного рассказа.
Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.
Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; развивать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Активизация словаря: лаборатория, микроскоп, картотека, кочан, корни, клубни, луковицы, цветки, плоды.
Интеграция областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»,
Методические приёмы: Художественное слово, вопросы, опыты, создание ситуации, наблюдение, рассуждение, дискуссия.
Оборудование:
1. Мнемодорожка для составления описательного рассказа.
2. Фартуки исследователей с кармашками, на кармашках нарисованы символы «методов исследования»:
- Подумать
- Спросить у другого человека
- Банк данных
- Наблюдение – эксперимент.
3. «Лаборатория»:
Микроскоп
Овощи на «грядках»
Свежие овощи на тарелочках (лук, огурец, помидор, свекла, морковь, картофель, капуста)
4. Бумага для записей, фломастеры.
5. «Банк данных» (семена овощей и картотека с изображением и описанием овощей)
Предшествующая работа:
Загадки, стихи об овощах: А. Прокофьев «Капуста», Я. Бжехва «Помидор», Шорыгина «Овощи». Пальчиковая игра В. Волина «У Лариски две редиски».
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай овощ на вкус», Вершки – корешки», Магазин «Семена».
Посадка и наблюдение за ростом овощей в разных условиях.
Ход игры.
Ребята, я предлагаю вам стать учёными – исследователями. Тема наших исследований: «Овощи».
- Мы, как настоящие учёные исследователи будем собирать информацию об овощах, записывать, анализировать и делать сообщение на учёном совете.
- Какие сведения вы должны собрать об овощах, показано на этих карточках – схемах.
Выставляю на доске мнемодорожку.
(Карточки - схемы с изображением цвета, формы, вкуса, как растёт, строение, как сажают (клубень или семя), витамины, вредители, какое блюдо готовят).
Дети рассказывают, что означает каждый символ.
- Ребята, настоящие учёные записывают у себя в тетрадях всю информацию. А мы с вами еще писать не умеем, только учимся, как нам записать нужную информацию?
Дети: Символами, значками знакомыми буквами.
«Лаборатория»
- В помощь для наших исследований у нас есть лаборатория. Здесь растут все овощи, которые вы сажали и наблюдали за их ростом в разных условиях. В лаборатории есть микроскоп. Для чего нужен микроскоп?
Ответы детей. Если затрудняются, объяснить, что через микроскоп можно рассмотреть строение мякоти овощей, листочков. Через микроскоп видно расположение волокон, и воздушных пузырьков. Этот рисунок строения можно зарисовать. А так же в лаборатории есть свежие овощи, вы можете их попробовать их на вкус, понюхать, попробовать на ощупь.
«Банк данных»
У нас есть банк данных. Здесь вы найдёте семена нужного вам овоща, исследуете его и можете самостоятельно получить необходимые сведения. Каким образом? Найдите карточку с вашим овощем. Номер карточки совпадает с номером ячейки, где лежит семечко. Если возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Я буду вашим консультантом.
-На столе картинки с овощами, выбирайте себе овощ, который вы хотите исследовать.
«Мы – ученые»
Дети начинают самостоятельно работать, они вспоминают то, что уже знают об этом овоще, Дополняют информацию и записывают символами и знакомыми буквами. Рассматривают в микроскоп овощи в разрезе, делают зарисовки, пробуют готовые овощи и тоже записывают.
После того, как дети соберут нужную им информацию, воспитатель приглашает их на учёный совет. На учёном совете дети рассказывают о своём овоще, используя план – схему.
«Учёный совет»
- Дорогие учёные, вы хорошо потрудились, собрали много информации об овощах, но у меня есть еще вопросы.
-Какой уход нужен за овощами?
Дети: - Надо рыхлить землю.
- Удалять сорняки и бороться с тлёй, бабочкой - капустницей.
- Бороться с колорадским жуком.
- Надо поливать утром и вечером.
- Прореживать посевы.
-Какую пользу овощи приносят людям?
Дети: - Это еда для нас.
- Овощи богаты витаминами.
-Овощи хранятся круглый год.
Молодцы! Спасибо! Вы все ответили верно.
- А теперь представьте себя тем овощем, который вы исследовали. И вот вы встретились на грядке, о чем бы вы разговаривали между собой, покажите какой характер у вашего овоща, что ему нравится, а что не любит.
«Волшебные овощи»
Дети придумывают рассказ от имени овоща.
- Ребята, вы настоящие учёные-исследователи. В следующий раз мы будем исследовать фрукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур
Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Исследователи Арктики".
Конспект сюжетно-ролевой игры для детей срежней группы "Исследователи Арктики"....
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...
Сюжетно – ролевая игра «Маленькие исследователи» во второй младшей группе
Сюжетно – ролевая игра «Маленькие исследователи» во второй младшей группе Цель:1. Развивать у детей сюжетно – ролевую игру в процессе экспериментальнойдеятельности...