Что будет, если из леса исчезнут птицы?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Изучение последствий исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
Конспект НОД по ОО «Ребенок открывает мир природы»
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
Подготовительная группа
Гуляева Л.В.,
воспитатель МАДОУ
г. Губкин
2013 г.
Цели:
1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.
2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.
Содержание:
1-й блок — вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
2-й блок — обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3-й блок — собрать модель биоценоза леса;
4-й блок —рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте. В конце каждого блока делается вывод.
Ход занятия
Блок 1
— Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)
— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)
— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)
— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)
— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)
— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)
А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)
Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок 2
— Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)
— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.)
— А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)
— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)
— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)
— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)
Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Блок 3
— Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.)
Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?
Блок 4
— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с экрана всех птиц.)
— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)
— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)
— Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1—2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)
— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.)
— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)
— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)
— Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванный ребенок снимает фигурки животных.)
— Как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)
— Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.)
— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)
— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы)
Заключение
Занятия, проводимые в различных детских садах, показали высокую эффективность способа моделирования при формировании экологических понятий у дошкольников. При постоянной работе с фланелеграфом дети легко решают поставленные задачи. Важнейшим педагогическим условием применения данного способа является предоставление возможности детям самим собирать модель, а также рассуждать и спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию. Модель сама подскажет истину. Занятия, как правило, проходят с большим подъемом и оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие. Вначале воздействие бывает положительным. Когда же по мере развития событий дети снимают с экрана изображения соответствующих объектов, биоценоз распадается и вместо красивейшего леса на экране остаются голые скелеты деревьев либо вообще пустое место, это производит удручающее впечатление. Обычно Дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать. Для снятия отрицательных эмоций иногда приходится вновь воссоздавать биоценоз в его первозданном виде и напоминать, что «так могло бы быть, но вы, когда вырастете, такого не допустите».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар ППО для педагогов ВОУ. Моделирование на фланелеграфе. Занятие на тему: "Что будет, если из леса исчезнут птицы?"
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Осенний праздник "Что же будет, если осень не придёт" (2017г.)
Сценарий для детей средней группы в совместном участии со взрослыми в ролевом действии....

Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?» (решение проблемной ситуации)
итоговое мероприятие направленное на воспитание экологической культуры детей с ЗПР, через решение проблемных ситуаций....
конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"
Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...