Что будет, если из леса исчезнут птицы?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Изучение последствий исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_budet_esli_iz_lesa_ischeznut_ptitsy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
Конспект НОД по ОО «Ребенок открывает мир природы»
«Что будет, если из леса исчезнут птицы?»
Подготовительная группа
Гуляева Л.В.,
воспитатель МАДОУ
г. Губкин
2013 г.
Цели:
1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.
2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.
Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.
Содержание:
1-й блок — вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;
2-й блок — обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;
3-й блок — собрать модель биоценоза леса;
4-й блок —рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.
Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте. В конце каждого блока делается вывод.
Ход занятия
Блок 1
— Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)
— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)
— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)
— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)
— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)
— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)
А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)
— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)
Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.
Блок 2
— Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)
— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.)
— А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)
— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)
— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)
— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)
Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.
Блок 3
— Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.)
Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?
Блок 4
— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с экрана всех птиц.)
— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)
— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)
— Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1—2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)
— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)
— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.)
— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)
— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)
— Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванный ребенок снимает фигурки животных.)
— Как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)
— Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.)
— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)
— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы)
Заключение
Занятия, проводимые в различных детских садах, показали высокую эффективность способа моделирования при формировании экологических понятий у дошкольников. При постоянной работе с фланелеграфом дети легко решают поставленные задачи. Важнейшим педагогическим условием применения данного способа является предоставление возможности детям самим собирать модель, а также рассуждать и спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию. Модель сама подскажет истину. Занятия, как правило, проходят с большим подъемом и оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие. Вначале воздействие бывает положительным. Когда же по мере развития событий дети снимают с экрана изображения соответствующих объектов, биоценоз распадается и вместо красивейшего леса на экране остаются голые скелеты деревьев либо вообще пустое место, это производит удручающее впечатление. Обычно Дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать. Для снятия отрицательных эмоций иногда приходится вновь воссоздавать биоценоз в его первозданном виде и напоминать, что «так могло бы быть, но вы, когда вырастете, такого не допустите».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар ППО для педагогов ВОУ. Моделирование на фланелеграфе. Занятие на тему: "Что будет, если из леса исчезнут птицы?"
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Дидактическая игра "Что будет если..."
Дидактическая игра "Что будет если..."...
Осенний праздник "Что же будет, если осень не придёт" (2017г.)
Сценарий для детей средней группы в совместном участии со взрослыми в ролевом действии....
Конспект комплексного интегрированной НООД в группе компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с ЗПР Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы?» (решение проблемной ситуации)
итоговое мероприятие направленное на воспитание экологической культуры детей с ЗПР, через решение проблемных ситуаций....
конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"
Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...
"Что будет, если исчезнут насекомые?
Сопоставлять полученные факты, делать предположения, выводы....
"Что будет, если в Омской области исчезнут лисы?"
Конспект нод в подготовительной группе...