Что будет, если из леса исчезнут птицы?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Изучение последствий исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_budet_esli_iz_lesa_ischeznut_ptitsy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

Конспект НОД по ОО «Ребенок открывает мир природы»

«Что будет, если из леса исчезнут птицы?»

Подготовительная группа

Гуляева Л.В.,

воспитатель МАДОУ

г. Губкин

2013 г.


Цели:

1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев — птиц.

2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.

Содержание:

1-й блок — вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;

2-й блок — обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;

3-й блок — собрать модель биоценоза леса;

4-й блок —рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.

Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте. В конце каждого блока делается вывод.

Ход занятия

Блок 1

— Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)

— Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

— А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

— Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

— А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

— А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

А кто ест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)

— А если они заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Блок 2

— Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

— Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.)

— А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)

— А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)

— А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

— А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

Блок 3

— Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.)

Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?

Блок 4

— А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с экрана всех птиц.)

— Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)

— Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

— Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1—2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)

— Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)

— Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.)

— Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)

— Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)

— Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванный ребенок снимает фигурки животных.)

— Как же будут себя чувствовать хищники — лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)

— Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.)

— Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.)

— А по какой причине это произошло? С чего все началось? (Ответ детей: из-за того, что из леса исчезли птицы)

Заключение

Занятия, проводимые в различных детских садах, показали высокую эффективность способа моделирования при формировании экологических понятий у дошкольников. При постоянной работе с фланелеграфом дети легко решают поставленные задачи. Важнейшим педагогическим условием применения данного способа является предоставление возможности детям самим собирать модель, а также рассуждать и спорить, по-настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию. Модель сама подскажет истину. Занятия, как правило, проходят с большим подъемом и оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие. Вначале воздействие бывает положительным. Когда же по мере развития событий дети снимают с экрана изображения соответствующих объектов, биоценоз распадается и вместо красивейшего леса на экране остаются голые скелеты деревьев либо вообще пустое место, это производит удручающее впечатление. Обычно Дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать. Для снятия отрицательных эмоций иногда приходится вновь воссоздавать биоценоз в его первозданном виде и напоминать, что «так могло бы быть, но вы, когда вырастете, такого не допустите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Что будет если..."

Дидактическая игра "Что будет если..."...

Осенний праздник "Что же будет, если осень не придёт" (2017г.)

Сценарий для детей средней группы в совместном участии со взрослыми в ролевом действии....

конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему:" Что будет, если из леса исчезнут птицы." или "Кто в лесу главный"

Изучить с детьми последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев - птиц. Дать знания о лесе( это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга ) Воспи...

"Что будет, если исчезнут насекомые?

Сопоставлять полученные факты, делать предположения, выводы....

"Что будет, если в Омской области исчезнут лисы?"

Конспект нод в подготовительной группе...